Эволюция экономической роли государства. Особенности государственного регулирования экономики в современной России.

Необходимость участия государства обусловлена двумя обязательствами:

1. ограниченностью возможности рыночного саморегулирования

2 развитие материального производства ведет к росту его обобществления, когда государство, в том числе как собственник принимает участие в развитие различных сфер хозяйства и в особенности тех, что связаны с удовлетворением потребностей общества

Складывается ситуация – «Фиаско рынка» - когда рыночное саморегулирование не обеспечивает эффективного использования ресурсов и требуется гос регулирование

Существуют принципиальные различия в трактовке роли государства у представителей разных направлений. Классические представления о рыночной экономике отражены в трудах А. Смита, Д. Риккардо, Дж. Миля, Ж. Б. Сэя. Они исходили из того, что рыночная экономика самостоятельно обеспечивает полное использование ресурсов в экономике, а возникающие диспропорции автоматически преодолеваются посредством рыночного регулирования.

Основной довод в пользу классиков – закон Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос; исходя из этого закона совокупное предложение и спрос будут всегда равны.

Кейнс считает, что только в условиях госрегулирования, в современных условиях возможно преодоление экономических спадов, уравновешивание спроса и предложения, поддержание относительной стабильности экономики.

В рамках неоклассического направления получила распространение школа монетаризма (основатель - Милтон Фридмен).

Они развили и дополнили классическую теорию анализом влияния денег. Монетаристы полагают, что для достижения равновесия в экономике государство не должно вмешиваться ни в какие сферы, кроме сферы денежного обращения; и, контролируя денежную массу, государство может ограничивать денежную инфляцию и влиять на совокупный спрос.

Гос регулирование объективно обусловлено, а поэтому существует тенденция к расширению роли государства в экономической сфере при сохранении, в качестве доминирующего начала, саморегулирования хозяйственной жизни под влиянием экономических законов рынка

Главная цель регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности

Функции государства 1. обеспечение правовых основ 2. создание общих условий эффективности воспроизводства ( развитие природоохранной и социальной инфраструктуры) 3. реализация гос. собственности по средствам гос предпринимательства 4. корректирующая – сглаживает недостатки рыночного саморегулирования 5. проведение антимонопольной политики

К особенностям ГРЭ относятся:

ü Трансформация отношений собственности (к многообразию форм собственности)

ü Переход от административных способов регулирования к экономическим.

ü Усиление социальной политики государства.

Содержание и основные этапы процесса принятия управленческого решения. Основные виды управленческих решений.

Выступая сквозным процессом в управлении, решения составляют сердцевину деятельности менеджера. Управленческие решения - это совокупность процессов и результатов, реализуемая управленческими субъектами при выборе целей и способов действий и их практическом осуществлений, которая обеспечивает разрешение социальных противоречии) осознаваемых как управленческие проблемы (проблемные ситуации).

Эффективность решения — это субъективная оценка его качества, оценка, с точки зрения ЛПР, полезности рассматриваемого решения для достижения цели операции. Такую оценку ЛПР выносит для себя перед ответственным моментом — перед принятием решения о том, какую из альтернатив в операции предпочесть. Именно эта оценка и является рациональной основой для осмысленного выбора. Для оценки эф-ти : - выбирается идеальн рез-т (цель) - идеальн рез-т - реальный = эф-ть.(она положительна, если она min-на, и идеальна, если = «0»). Т. О. эффективность решения — это степень соответствия ожидаемого уровня полезного эффекта для ЛПР от проведения операции желаемому (идеальному) уровню полезности.

Таким образом, эффективное управленческое решение — это целесообразное решение, путем реализации которого обеспечивается полное разрешение проблемы, разрешение выраженного в ней социального противоречия. Оптимальное решение - это, возможно, не самое эффективное решение, но это наиболее эффективное решение при данном балансе интересов. Следует иметь в виду, что оптимальное решение должно иметь не только соответствующее содержание, но и форму. Поэтому общие требования к оптимальному решению формулируются в следующих шести пунктах: 1) Обоснованность; 2) Оптимальность выбора; 3) Правомочность; 4) Краткость и ясность формулирования; 5) Конкретность во времени; 6) Адресность к исполнителям; 7) Оперативность выполнения.

Управленческие решения можно подразделить и на различные типы, в зависимости от критериев классификации.

1. По критерию рутинности, повторяемости проблем (проблемных ситуаций): Если проблема по своему содержанию носит рутинный характер (часто повторяется, имеет много прецедентов), то она относится к категории структурированных и требует программированных решений (т.е. примерно такого же рода, как при решении математических уравнений). Если же проблема представляет собой не встречавшийся ранее тип кризиса, содержит новизну, то она должна быть отнесена к неструктурированным проблемам, которые требуют непрограммированных решений.

2. По критерию оценки эффективности управленческие решения могут быть подразделены на формализуемые, критерий эффективности которых поддается количественному выражению, а обоснование решения - экономико-математическому моделированию, и на неформализуемые - т.е. подлежащие логическому анализу.

3. По критерию масштабности содержания и долговре-менности воздействия управленческие решения могут быть отнесены к следующим типам: стратегические, тактические, оперативные.

4. По такому критерию как метод окончательного выбора варианта, управленческие решения классифицируют на: 1) рациональные, основанные на большой аналитической работе; 2) эмпирические, основанные на опыте, на «здравом смысле»; 3) интуитивные, основанные на предчувствии, воображении, проницательности. На практике у квалифицированных руководителей принятое решение часто является совокупностью всех трех типов.

Наши рекомендации