Основные принципы разработки ЕАИС и формирования информационного пространства Сообщества
Разработка ЕАИС и формирование информационного пространства таможенных служб Сообщества осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- соблюдения суверенных прав государств на независимое формирование своего информационного пространства;
- соблюдения основных принципов, заложенных в международных документах и принятых соглашений и договоров Сообщества в области межгосударственного обмена информацией;
- взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;
- обеспечение достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств-участников Сообщества;
- экономической целесообразности участия каждого государства в реализации мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных систем;
- сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств-участников Сообщества;
- соблюдение норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств-участников Сообщества в области информации;
- проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие информационных систем государств-участников Сообщества;
- использование наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств;
- признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации;
- взаимной заинтересованности в расширении возможностей по налаживанию постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Сообществе.
Указанные принципы относят вопросы создания ЕАИС и деятельность по формированию информационного пространства к приоритетным задачам межгосударственного уровня, которые должны находиться под постоянным контролем руководителей таможенных служб Сообщества.
ЕАИС является составной частью информационного пространства государств Сообщества и предназначена преимущественно для обеспечения информационных обменов органов государственной власти и управления государств между собой и органами Сообщества по вопросам таможенного законодательства, таможенного оформления и контроля.
Состав подсистем, создаваемых в рамках ЕАИС и автоматизируемых ими функций, определяется на основе принятых государствами Сообщества двусторонних соглашений.
Интеграция действующих в рамках ЕАИС подсистем государств Сообщества должна максимально сохранять их информационные и технические основы и обеспечивать преемственность накопленного опыта и научно-технического задела.
Вопрос № 87. Электронное декларирование товаров и транспортных средств.
Электронное декларирование товаров является одним из приоритетных направлений таможенной политики в настоящее время. Таможенная декларация, подаваемая в электронной форме, считается электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, которые необходимо указывать в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД1 (ТД2) согласно Инструкцией о порядке заполнения ГТД.
Действующая в настоящее время система документооборота в таможенных органах представляет собой два связанных между собой блока:
1. Общего документооборота, который подразделяется на:
- внутренний документооборот, осуществляемый в рамках таможенной системы;
- внешний документооборот, предполагает оборот документами с иными государственными органами, а так же физическими и юридическими лицами.
2. Специального документооборота. Посредством специального документооборота осуществляются важнейшие функции таможенных органов - таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу РФ.
В качестве субъектов электронного документооборота в таможенном деле выделяют следующие:
- органы государственной власти: таможенные органы, правоохранительные органы, прокуратура и т.д.;
- участники ВЭД, которыми могут быть как юридические так и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность и взаимодействующие с таможенными органами. Такими участниками могут быть: таможенные брокеры, таможенные перевозчики, физические и юридические лица; коммерческие банки; страховые компании и т.д.
Становление системы электронного документооборота в таможенной сфере РФ основано на внедрении проекта "Российская таможня - 21". Данный проект предполагает два основных направления:
1. Осуществление таможенных операций посредством системы электронного документооборота в сфере таможенного оформления и таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Посредством использования программных комплексов, позволяющих осуществлять электронный документооборот, достигается ускорение проверки таможенных деклараций и обеспечивается надлежащий уровень таможенного контроля. Электронный документооборот обеспечивает обмен данными между таможенными постами, проводящими таможенное оформление, отделами таможни, таможенными брокерами, складами внутреннего хранения, банками, декларантами и т.д. Обмен информацией осуществляется с использованием таких программных комплексов как: "Аналитика", "Аист-М", "Пирамида", "Web-Декларант" и прочие. Кроме того, субъекты электронного документооборота имеют доступ к базам данных, хранящим информацию об уплате таможенных платежей, наличии лицензий и т.д.
Технологический порядок таможенного оформления и электронного декларирования:
- передача электронного уведомления о прибытии груза в зону деятельности подведомственного таможенного органа;
- прибывший груз помещается на склад временного хранения СВХ либо таможенный склад. На этом этапе посредством электронного обмена информацией между таможенной службой и владельцем склада осуществляется весь необходимый учет и контроль за сроками хранения в отношении поступления на склад и выпуске груза;
- составление и отправка по сети, либо на дискете в таможенный орган копии таможенной декларации;
- параллельно с осуществлением процедуры таможенного оформления, включающего электронное декларирование товаров, может проводиться их таможенный досмотр, что позволяет сократить время прохождения таможенных формальностей;
- проводится проверка электронной грузовой таможенной декларации ГТД путем машинной интерпритации единого алгоритма действий программным комплексом;
- если возникает необходимость в получении дополнительной информации в отношении данных, заявленных в ГТД, тогда в функциональные отделы таможни направляется протокол рассогласований. Таким образом, могут быть запрошены сведения о таможенных платежах, задолженностях и просрочках;
- по результатм проверки электронной таможенной декларации решение о выдаче груза грузополучателю передается на склад.
По итогам прохождения процедуры электронного декларирования, вся соответствующая информация передается в региональную базу данных, а так же в ФТС России.
2. Осуществление предварительного электронного декларирования товаров и транспортных средств с использованием международных стандартов передачи электронных документов и электронного декларирования. Предварительное электронное декларирование позволяет в значительной мере упростить порядок пропуска товаров через таможенную границу РФ, а так же доставку этих товаров в пункты таможенного оформления. Международные стандарты электронного декларирования реализуются путем передачи EDI-сообщений, посредством посредничества таможенных органов или операторов с применением стандартов "EDIFACT". Такое электронное сообщение содержит в себе:
- всю необходимую информацию, требуемую для таможенного оформления и доставки товаров под таможенным контролем;
- уникальный номер, включающий идентификационные коды;
- дату и время отправки сообщения.
Технологически процесс предварительного электронного декларирования:
- экспортер готовит сообщение CUSDEC в установленном формате с присвоением уникального номера и регистрацией даты и времени сообщения;
- после чего экспортер формирует резервную копию этого сообщения, а оригинальное сообщение отправляет в таможенный орган страны назначения;
- в течении часа экспортеру поступает ответ о возможности перевозки груза в рамках TEDIM;
- в свою очередь, таможенный орган страны отправления регистрирует эти сообщения и направляет их в адрес таможенного органа страны назначения;
- таможенный орган страны назначения регистрирует его и проводит проверку синтаксиса поступившего сообщения, при наличии ошибок направляет ответное сообщение CONTROL обратно в таможенный орган страны отправления;
- при принятии положительного решения таможенный орган страны назначения конвертирует сообщение CUSDEC в формат электронного документа контроля доставки (ДКД) товаров и направляет его в соответствующие пограничные пункты пропуска;
- одновременно, сообщение CUSDEC отсылается в адрес таможенного органа страны отправления с разрешением начать транспортировку груза;
- таможенный орган страны отправления передает его экспортеру, после чего экспортер может начать осуществлять транспортировку товара.
Вопрос № 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
Предварительное информирование о товарах, перемещаемых через таможенную границу ТС
Предварительное информирование таможенных органов о предполагаемых к ввозу в Россию товарах и транспортных средствах приобретает сегодня особую актуальность в связи с глобализацией информационных процессов, в которые вовлекаются всё новые участники внешнеторговых процессов, а также реализацией Концепции таможенного оформления товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
Заблаговременное наличие информации о товарах в пункте пропуска значительно сокращает время прохождения таможенных формальностей на границе, позволяет в дальнейшем использовать заявленную информацию на этапе декларирования товаров.
В соответствии с подпунктом 4 ст. 216 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 3 решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации (ТД) и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» перевозчик представляет таможенному органу отправления документы, входящие в состав транзитной декларации, а также ее электронную копию. Если до прибытия товаров и транспортных средств заинтересованным лицом представлена предварительная информация, она может быть принята в качестве электронной копии ТД в случае ее использования таможенным органом при регистрации прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза. В случае расхождения сведений, содержащихся в предварительной информации, со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документах, упомянутая информация в качестве электронной копии ТД не используется.
В настоящее время представление таможенным органам предварительной информации о предполагаемых к ввозу товарах и транспортных средствах осуществляется тремя путями:
-от таможенных служб иностранных государств;
-от заинтересованных участников ВЭД;
-посредством портала ФТС России «Электронное представление сведений».
При наличии предварительной информации о товарах, перемещаемых автомобильным и железнодорожным видами транспорта через таможенную границу Таможенного союза, таможенные операции в местах прибытия в пунктах пропуска занимают около 15–20 минут на одно транспортное средство. При отсутствии предварительной информации время совершения таможенных операций может увеличиваться в два–три раза в зависимости от количества и назначения перемещаемых товаров. В качестве уникального номера перевозки могут быть использованы штрихкод, номер таможенного документа или учетной записи, номер книжки МДП, иные символы, позволяющие однозначно идентифицировать сведения, содержащиеся в транспортных и товаросопроводительных документах, с предварительной информацией о перемещаемой партии товаров. В соответствии с п. 8 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067, должностное лицо таможенного органа осуществляет запрос по уникальному идентификационному номеру перевозки в центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы таможенных органов предварительной информации, и использует ее при регистрации сообщения о прибытии после сравнения сведений, заявленных в предварительной информации, со сведениями, содержащимися в транспортных и товаросопроводительных документах.
Созданный в 2010 году портал ФТС России «Электронное представление сведений» позволяет участникам ВЭД заявить в электронной форме предварительную информацию о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы. Преимущества такого представления предварительной информации — его доступность, простота в использовании и отсутствие финансовых затрат. Условия работы с Порталом стандартны и не предъявляют никаких дополнительных требований ни к защите информации — это обеспечивают внутренние информационные системы таможенных органов, ни к наличию электронной цифровой подписи — необходимо только запомнить свой логин и пароль.
Вопрос № 89. Автоматизированные системы, используемые участниками внешнеэкономической деятельности для взаимодействия с таможенными органами.
В настоящее время законодатель ставит перед таможенными органами принципиально новые задачи, не случайно в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», первым среди критериев оценки работы таможенных органов стоит скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек лиц, заинтересованных в результатах таможенной деятельности (прозрачность деятельности таможенных органов и их обращенность к представителям бизнеса).
Это означает, необходимость поиска новых подходов на основе баланса интересов всех заинтересованных в результатах таможенной деятельности сторон – государства, участников ВЭД и персонала таможенных органов. Такой подход предлагает система менеджмента качества, базирующаяся на требованиях международных стандартов ИСО серии 9000.
Международными стандартами ИСО серии 9000 определены 8 принципов менеджмента качества.
Ориентация на потребителя.
Организация зависит от своих потребителей, и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
На основе баланса интересов всех заинтересованных в результатах таможенного контроля сторон – государства, участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов была разработана Политика и выстроены стратегические цели в области качества, осуществлена их декомпозиция по всем задействованным таможенным органам и структурным подразделениям, определены показатели, характеризующие степень достижения стратегических целей.
Лидерство руководителя.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Вовлечение персонала.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
При создании СМК нельзя не учитывать тот факт, что качество это категория особая, по сути своей являющаяся продуктом интеллектуальной и профессиональной деятельности человека. Поэтому фундаментом дальнейшей работы является получение необходимых знаний в области управления качеством.
Обучение разнесено по времени, дифференцировано по должностным лицам и осуществляется каскадным методом.
В первую очередь обучение требованиям стандартов ИСО и методам построения СМК проходят члены рабочей группы – разработчики системы и документации СМК.
Далее идет обучение требованиям стандартов ИСО руководящего состава – от начальников таможенных органов до руководителей среднего звена, начальников структурных подразделений.
После разработки документации СМК обучение проходят руководители процессов и весь личный состав.
Одновременно происходит обучение группы внутренних аудиторов технологии проведения внутренних проверок СМК.
Для оперативного обмена информацией и установления обратной связи мы используем единую интегрированную информационно-справочную систему на основе портальных технологий, где осуществляется размещение документации СМК. Всем должностным лицам структурных подразделений обеспечен доступ к Порталу.
Естественно, что при создании СМК поначалу возникает немало вопросов, и, конечно, здесь не обойтись без привлечения внешних консультантов –специалистов в области системы менеджмента качества. Таких специалистов мы получили в лице ЗАО «Центр «Приоритет».
Одним из возможных инструментов мотивации является введение механизма ведомственной аттестации системы управления таможенным органом на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и использование его результатов при определении лучшего коллектива таможенных органов и поощрения руководящего состава и должностных лиц таможенных органов.
Системный подход.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей. Системный подход не дает каких-то конкретных методов управления. Он обращает внимание на то, что при управлении сложной системой, какой является организация, необходимо видеть всю организацию в целом и понимать взаимосвязь всех ее составных частей. При системном подходе, воздействуя на какую-то часть, элемент или параметр организации в процессе управления, необходимо учитывать их связи с другими частями, элементами и параметрами, которые тоже будут реагировать на это воздействие, хотя оно и не направлено непосредственно на них.
Процессный подход.
В стандартах ИСО серии 9000 принцип процессного подхода является одним из фундаментальных. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Для того, чтобы можно было его реализовать, стандарт ИСО 9001:2008 требует не только определение самих процессов, но и их документирование.
Любая деятельность, направленная на построение системы менеджмента качества, должна начинаться с идентификации и описания ключевых процессов и проведения их первичной оптимизации с применением стандартизованных техник. Основным (базовым) процессом в деятельности таможенных органов является процесс таможенного контроля.
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2008 по назначению и месту в системе менеджмента качества процессы классифицируются на основные (базовые), процессы руководства или менеджмента и вспомогательные (обеспечивающие), которые имеют только внутренних потребителей. Исходя из этих требований, в область действия создаваемой системы менеджмента качества были включены следующие процессы:
- базовый процесс - процесс таможенного контроля, описанием которого мы занимались длительное время;
- процессы менеджмента - мониторинг и измерение продукции (услуги), внутренний аудит, анализ со стороны руководства;
- обеспечивающие процессы, к которым относятся процессы «управление человеческими ресурсами», «закупки».
Одним из основных необходимых свойств любого процесса является его так называемая "способность" (Capability), под которой понимается способность процесса выполнять требуемые от него функции и производить на выходе результат с установленными и ожидаемыми свойствами. Поэтому если говорить о формуле процесса, то она довольно-таки наглядна и представляет собой сумму таких слагаемых как вход + ресурсы + функции + выход + требования к результату и процессу. Для обеспечения этого свойства необходим контур управления процессом, который формализован в виде карты процессов..
При разработке и внедрении СМК следует помнить, что ни один стандарт не является догмой с раз и навсегда установленными требованиями. Если стандарты не актуализируются, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что этот руководящий документ не носит прикладного характера, а издан только для демонстрации формального выполнения установленных стандартами требований, и на практике им никто не пользуется.
Важная часть управления процессом – это его мониторинг, измерение и анализ. В настоящее время нами разработана процедура мониторинга и измерения процесса таможенного контроля на основе комплексной системы показателей ТК.