История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.

История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.

Целью явилось переосмысление истории казахского народа с древнейших времен до наших дней, концентрация внимания на её узловых проблемах, способствующих формированию цельного исторического сознания.

Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи:

А) раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира

Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени

В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения)

Г) охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа

Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Методология. «Английская история, - писал известный британский ученный А. Дж. Тойнби, - не прояснится до тех пор, пока не будет рассмотрена в соответствии с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее» («Постижение истории», Москва 1991, с.26). Это утверждение можно отнести и к казахской истории К.

История Казахстана с древнейших времен и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной истории, потому изучение её занимает важное место в формировании исторического сознания молодёжи. На протяжении длительного времени до обретения Казахстаном независимости его история подвергалась искажениям, поэтому одной из важнейших задам суверенного государства является возрождения национальной истории. Курс истории Казахстана является самостоятельной дисциплиной и введен в учебные планы всех специальностей высших учебных заведений.

Курс охватывает историю Казахстана с древнейших времен до наших дней. Она рассматривается как самобытная история казахского народа и в то же время как органичная часть истории Евразии, кочевых и степных цивилизаций, тюркских пародов, как часть мировой

Цель курса - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса па территории Казахстана с древнейших времен до наших дней, обратив особое внимание на проблемы формирования казахской народности и государственности, традиционного хозяйства, самобытной (кочевой) материальной и духовной культуры.

Ознакомить студентов с основным кругом актуальных и приоритетных проблем истории; обучить студентов использовать научный метод познание и сформировать у них научное мир;

Задачи курса

- сформировать представление о роли истории и исторической науки, ее отраслей и направлений, социальных и политических проблем на определенных периодах истории. связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

- изучить и освоить богатый фактический материал ;

- формировать творческое мышление у студентов путем применения методики

проблемных лекций , семинарских занятии:

- определить место истории Казахстана в системе гуманитарных дисциплин, специфики ее

объекта и предмета, наиболее актуальных проблем:

Этнокультурные процессы и международные связи в Западно-тюркском каганате.

Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.

Образование монгольского государства при Чингисхане. Начало завоеваний Казахстана и Средней Азии.

В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ.
В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн.
Завоевание Жетысу. Государство кара-киданей в Жетысу и Южном Казахстане претерпевало время политического кризиса. Города Мавераннахра постепенно освобождались от власти гур-хана. Карлыкские и караханидские правители стали переходить в подданство Хорезма. В 1207 г. кара-кидани потеряли Бухару, затем и Тараз. Кроме того, обострились отношения гурхана с правителями Койлыка и Алмалыка. Попав в затруднительное положение, гурхан Чжилугу обратился за помощью к Кучлук хану найманскому.
Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном.
В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -"хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра.
. Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сыр-дарье, сам же направился к Бухаре.
Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.
В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами.
Завершение завоевания. Образование улусов. Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию.

«Татаро-монголы» — термин пришел от кыпчаков, те заимствовали у китайцев. Чингисхан родился в семье богатого нойона в 1162 г. В 20 лет благодаря своей хитрости собирает армию, возвращает свои Земли. На собрании в 1206 г. избирают ханом. Отец — тюрок, мать — род конырат. Большая часть воинов — кыпчаки. Сыновья — Джучи, Чагатай, Угэдэй, Туле. Завоевывают енисейских киргизов, бурят, уйгуров, западные страны 1219 г. — походы на территории Казахстана. Повод – отрарская катастрофа. Семиречье завоевывают без сопротивления. На территории Южного Казахстана население сопротивляется, вследствие этого насилие и террор. Оборона Отрара (5 месяцев) и Сыгнака (7 дней). К весне 1221 г. Завоевание Средней Азии монголами было завершено. Военные действия на территории Казахстана 1219-1224 гг. Войска во главе с Бату двинулись в 1237 г. на покорение Восточной Европы. Три улуса: Джучи — степная часть, Чагатая — Южный и Юго-восточный, Угэдэя — часть Семиречья. Смерть Чингисхана в 1227 г. — распад империи на несколько независимых государств.

Этапы становления советской государственности в Казахстане. Образование КАССР и КССР.

17 августа 1920 г. РСФСР рассмотрел и одобрил проект Декрета о Казахской республики. 26 августа 1920 г. принят подписанный Калининым и Лениным Декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики в составе РСФСР» со столицей в Оренбурге. Состоявшийся в Оренбурге 4-12 октября 1920 г. Учредительный съезд Советов Казахстана принял декларацию прав трудящихся Казахской АССР. Она закрепила Каз АССР как республику Советов рабочих, крестьянских, казачьих, красноармейских депутатов. Был избран центральный исполнительный комитет (ЦИК) – глава Мендешев, и Совет народных комиссаров (СНК). Автономия существовала только на словах, Казахстан был местом ссылки, политика геноцида. Не учитывается экология, культура. Полный переход к Земледелию.

История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.

Целью явилось переосмысление истории казахского народа с древнейших времен до наших дней, концентрация внимания на её узловых проблемах, способствующих формированию цельного исторического сознания.

Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи:

А) раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира

Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени

В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения)

Г) охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа

Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Методология. «Английская история, - писал известный британский ученный А. Дж. Тойнби, - не прояснится до тех пор, пока не будет рассмотрена в соответствии с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее» («Постижение истории», Москва 1991, с.26). Это утверждение можно отнести и к казахской истории К.

История Казахстана с древнейших времен и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной истории, потому изучение её занимает важное место в формировании исторического сознания молодёжи. На протяжении длительного времени до обретения Казахстаном независимости его история подвергалась искажениям, поэтому одной из важнейших задам суверенного государства является возрождения национальной истории. Курс истории Казахстана является самостоятельной дисциплиной и введен в учебные планы всех специальностей высших учебных заведений.

Курс охватывает историю Казахстана с древнейших времен до наших дней. Она рассматривается как самобытная история казахского народа и в то же время как органичная часть истории Евразии, кочевых и степных цивилизаций, тюркских пародов, как часть мировой

Цель курса - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса па территории Казахстана с древнейших времен до наших дней, обратив особое внимание на проблемы формирования казахской народности и государственности, традиционного хозяйства, самобытной (кочевой) материальной и духовной культуры.

Ознакомить студентов с основным кругом актуальных и приоритетных проблем истории; обучить студентов использовать научный метод познание и сформировать у них научное мир;

Задачи курса

- сформировать представление о роли истории и исторической науки, ее отраслей и направлений, социальных и политических проблем на определенных периодах истории. связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

- изучить и освоить богатый фактический материал ;

- формировать творческое мышление у студентов путем применения методики

проблемных лекций , семинарских занятии:

- определить место истории Казахстана в системе гуманитарных дисциплин, специфики ее

объекта и предмета, наиболее актуальных проблем:

Наши рекомендации