Понятие и предмет надзора за исполнением законов судебными приставами
Отрасль прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами как самостоятельное направление прокурорского надзора была закреплена в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» путем внесения в него изменений Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Данное нововведение было обусловлено принятием законов об исполнительном производстве и о судебных приставах. При этом законодатель, закрепив в ч. 2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» рассматриваемую отрасль прокурорского надзора как отдельное направление, не включил ее в раздел III Федерального закона «О прокуратуре РФ», где более подробно регламентированы отдельные отрасли прокурорского надзора. Отмеченные недостатки правового регулирования отрасли прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами восполняются положениями законодательства о судебных приставах, исполнительном производстве, нормами процессуальных кодексов, ведомственными актами Генеральной прокуратуры РФ.
Учитывая, что прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов судебными приставами, которые:
во‑первых, в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов‑исполнителей;
во‑вторых, в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 27 июля 2010 г., с изм. от 7 февраля 2011 г.) и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
исходя из задач, стоящих перед судебными приставами, в предмет рассматриваемой отрасли прокурорского надзора следует включить надзор за:
обеспечением судебными приставами установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
порядком принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;
исполнением законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно‑процессуальным законодательством РФ к подследственности Федеральной службы судебных приставов.
Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ определяется Федеральным законом «О судебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах. Так, в соответствии со ст. 54 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», поддержание порядка в заседании Конституционного Суда РФ возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.
Для реализации своих обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов (обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей, иных участников судебного процесса, а также судебных приставов‑исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей; поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда; охрана здания, помещений суда; привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов, судебного пристава‑исполнителя судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:
при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава‑исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;
при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);
в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом‑исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава‑исполнителя;
в порядке, предусмотренном законодательством РФ, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;
не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях;
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Судебные приставы‑исполнители также наделены широким кругом полномочий в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» указанные должностные лица имеют право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве, и совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ уполномочены производить дознание по уголовным делам по отдельным составам преступлений, предусмотренных УК РФ. При этом дознаватели уполномочены самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение.
Исходя из такого объема полномочий, предоставленных законодательством судебным приставам, учитывая тесное соприкосновение названных полномочий с реализацией гражданами и организациями их основных прав и свобод, прокурорский надзор в этой сфере отношений является актуальным и необходимым. Прокурорские работники в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов должны особое внимание обращать на соблюдение принципов законности принимаемых решений; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника‑гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.