Проблемы рынка труда в странах ЦВЕ
В переходный период рынки труда стран Региона характеризовались четырьмя
основными чертами:
1. Во многих странах создание рабочих мест все еще отстает от их сокращения, что ведет к снижению занятости. В целом, перераспределение рабочих мест (сумма создания и сокращения рабочих мест) в Регионе значительно возросло в связи с переходом к рынку (с менее 10 % рабочей силы в конце 1980-х годов до более 25% в 1990-х годах).
2. Природа рабочих мест изменилась. Количество обычных рабочих мест в формальном секторе экономики снизилось, в то время как количество временных и случайных рабочих мест в неформальном секторе увеличилось. Это привело к росту сегментированности рынка труда. Также наблюдался переход от менее квалифицированных “синеворотничковых” рабочих мест в секторе материального производства к более квалифицированным “беловоротничковым” рабочим местам в секторе услуг.
3. В последние годы рост заработной платы ускорился, но разница в уровне оплаты труда также существенно увеличилась. Реструктуризация предприятий привела к существенному повышению роста производительности труда, что, в свою очередь, привело к заметному повышению реальной заработной платы. В то же время, выросли надбавки за образование и наличие востребованной на рынке квалификации, что привело к росту дифференциации оплаты труда и удельного веса работников, занятых на низкооплачиваемых работах.
В связи с падением производства в странах ЦВЕ сократилась численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-ых годах во всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в 90-ые годы снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%).
На протяжении первоначального периода перехода к рынку высокий показатель сокращении рабочих мест и низкий показатель их создания привели к росту безработицы и снижению занятости. На сегодняшний день уровни безработицы представляют двузначные показатели в ряде экономик ЦВЕ, причем в некоторых случаях они превышают средние показатели по Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) или 15 странам ЕС (ЕС-15). Уровни безработицы являются самыми высокими в Македонии, ранее входившей в состав бывшей Республики Югославии (БРЮ), и Польше, составляя более 30 и 19% соответственно.
В странах ЦВЕ высокая и постоянная безработица сопровождалась существенным падением показателей участия рабочей силы в экономике, поскольку работники утрачивали мотивацию в связи с отсутствием вакансий и прекращали поиски работы. В данных странах, как открытая безработица, так и низкий показатель участия рабочей силы в экономике привели к низкому соотношению количества занятых к количеству населения трудоспособного возраста. В случае большинства стран отношение количества занятых к численности населения ниже, чем среднее по ЕС, и очевидно ниже, чем установленный в Лиссабоне целевой показатель, равный 70% населения трудоспособного возраста. Однако в последние годы наблюдаются признаки того, что данная негативная тенденция в области занятости в некоторых странах развивается в противоположном направлении, особенно в странах Балтии, что дает повод надеяться на то, что перспективы занятости наконец-то улучшаются.
В странах ЦВЕ отличительной чертой безработицы является ее долгая продолжительность и преобладание молодых и менее образованных людей среди безработных. Данные проблемы наблюдаются во многих странах ЕС, но они становятся особенно серьезными в некоторых из стран рассматриваемого Региона. Более 50% безработных во многих странах ЦВЕ не имеют работы на протяжении более одного года (долгосрочная безработица), а в странах ЮВЕ данное соотношение еще выше.
Шансы избежать безработицы являются низкими в соответствии со стандартами гибких рынков труда и аналогичны шансам, наблюдаемым в некоторых странах ЕС с постоянным кругом безработных людей. Турция, являясь страной с непереходной экономикой, представляет собой действенный пример более динамичного рынка труда, контрастирующий с рассмотренными выше случаями. Долгосрочная безработица в Турции составляет около 30% общей безработицы, что аналогично показателям, которые наблюдаются в странах ЕС с более гибкими рынками труда.
Показатели безработицы в странах с переходной экономикой особенно высоки среди менее образованных работников. Например, в Польше в случае работника с начальным образованием (восемь лет) вероятность того, что он станет безработным, более чем в четыре раза выше, чем в случае работника с высшим образованием. Показатель занятости работников с начальным образованием составляет менее 20% в сравнении с почти 80% занятости работников с высшим образованием (Программа развития ООН (ПРООН) 2004 года). Молодежь является еще одной группой, которая страдает от высокой безработицы: в среднем, показатели безработицы среди молодежи в два раза выше, чем общие показатели безработицы. В Болгарии и Республике Словакия более одной трети молодежи в составе рабочей силы не имеет работы, что также делает их еще беднее.
Многие рабочие места были потеряны в секторах, в которых преобладала мужская занятость (в тяжелой и добывающей промышленности), в то время как новые виды деятельности были созданы в сфере услуг, где женщинам, как правило, легче получить работу. В результате этого, в период перехода к рынку мужчины пострадали от потери рабочих мест больше, чем женщины. Например, соотношение женской занятости и численности населения в странах ЦВЕ, равное 54%, близко к среднему показателю по странам ЕС-15 (56% ), а соотношение для мужчин, равное 65%, значительно ниже среднего по странам ЕС-15 (73%).
Болгария – одна из стран Центральной и Восточной Европы, где обеспечение трудовых прав находится в критическом состоянии с момента перехода к рыночным отношениям в 1989 г. Уровень безработицы в Болгарии в середине 90-х составлял 12,8% от всего трудоспособного населения. Это один из самых высоких показателей в странах ЦВЕ. Большинство безработных в Болгарии – женщины. Многие из них занимаются работой, не соответствующей их прежнему профессиональному статусу и полученному образованию. Особую группу составляют женщины после 40 лет, среди которых уровень безработицы и неформальной занятости значителен. Заработная плата женщин составляет 68% и меньше от зарплаты мужчин. Очевидная зависимость женщины от возможности получить работу провоцирует рост злоупотреблений женским трудом и сексуального домогательства на рабочем месте. Сложившаяся ситуация усугубляется и тем, что в Болгарии не развита эффективная система организаций, которая бы представляла интересы трудящихся женщин, в частности система трудовых судов. Профсоюзы не относятся всерьез к жалобам работающих женщин. Трудовой кодекс, по сути, запрещая работодателю привлекать к тяжелым условиям труда беременных женщин и молодых мам, не предлагает иных форм занятости работницам этой категории и, следовательно, дискриминирует их. И хотя в болгарской конституции сказано, что дискриминация по признаку пола в Болгарии запрещена, в сфере трудовых отношений представлены практически все возможные виды дискриминации женщин.
Отдельную группу стран переходного периода составляют Литва и Польша, в которых уровень безработицы один из самых высоких. В конце 90-х г.г. Литва была страной, в которой индекс безработицы составлял 15,6% от всего трудоспособного населения, а большую половину безработных (только по официальным данным) составляли женщины – 62,4%. Соответственно, рейтинг безработицы среди женщин трудоспособного населения составлял 15,9%. С 1990 по 2001 г. происходило увеличение доли безработных с высшим образованием как среди всего трудоспособного населения, так и среди женщин. Вместе с этим происходит снижение доли женщин с высшим образованием. Женщины с более низким уровнем образования быстрее находят работу в Литве – временную, почасовую, чем женщины с высшим образованием. Ослабление связи между возможностью найти достойную работу и образовательным уровнем женщины становится дополнительным фактором дискриминации по гендерному признаку. Такие обстоятельства безработицы среди литовских женщин как длительный период не занятости, фактически отсутствие государственных программ обеспечения гендерного равенства приводят к тому, что безработные женщины остаются один на один с проблемой занятости. С середины 90-х г.г. в Литве действует Фонд социальной инициативы, общественное объединение, которое в том числе занимается обеспечением прав женщин. Исследователи фонда определяют ситуацию с занятостью женщин как «выдавливание» женщин с рынка труда в сферу домохозяйства. Вместе с этим, в отличии от многих развитых стран никаких инициатив по приравниванию домашнего труда к профессиональной занятости в Литве не происходит. Анализ трудностей женщин в поиске работы показал, что 33% безработных женщин не могут найти работу из-за жесткого возрастного ценза, который действует во многих организациях. Еще одну группу безработных составляют молодые мамы, которые не могут вернуться на прежнее место работы из-за невозможности совмещать работу с уходом за ребенком. Больше половины женщин (55%) не могут найти работу по специальности. 30% женщин не могут получить желаемое образование. Многие женщины сознательно отказываются от поиска работы, поскольку сталкиваются с требованием ненормированного рабочего дня, заработной платой, несоответствующей содержанию труда, неудовлетворительными условиями труда. В других странах Центральной и Восточной Европы, таких как Чехия и Венгрия, обеспечение трудовых прав существенно лучше. Более высокий уровень обеспечения трудовых прав женщин определяется как достижениями социалистического периода, так и тенденциями государства приблизить свои стандарты к общеевропейским. Так, в Венгрии еще в 1982 г. была подписана Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В том же году был подписан закон о запрете дискриминации женщин, в том числе и в сфере трудовых отношений. Власть и общество вернулись к проблеме обеспечения прав женщин только в 1995 г., когда представители Венгрии подписали резолюцию 4 мировой конференции по правам женщин, за чем последовало принятие национальной программы обеспечения равенства женщин и мужчин. На современном этапе Венгрия ратифицирует многие документы Евросоюза, направленные в том числе, и на обеспечения равенства женщин в сфере занятости. За последние 10 лет к власти в Венгрии приходили различные политические силы, вначале правого, более либерального толка, затем левые, социал-демократической направленности. Каждое из правительств сделало свой вклад в обеспечение прав женщин. Гражданская партия альянса молодых демократов Венгрии (Fiatal Demokratбk Szцvetsйge-Magyar Polgбri Pбrt), партия правого крыла, в 1998 г. переименовала Секретариат по равным возможностям в Секретариат презентации интересов женщин. За названием изменилось и содержание деятельности организации, которая стала прицельно заниматься активизацией женских общественных движений. С 2002 г.. после прихода к власти социал-либерального правительства, сформированного социалистической партией Венгрии (Magyar Szocialista Pбrt) и альянсом свободных демократов (Szabad Demokratбk Szцvetsйge), организация опять приобретает боле широкую направленность, становится Генеральным директоратом по равным возможностям (Esйlyegyenlosйgi Foigazgatуsбg, EF) и входит в Министерство труда и занятости. Отличительной чертой современной социальной политики Венгрии становится оптимизация трудовых отношений относительно всех незащищенных групп населения: инвалидов, женщин, пожилых, мигрантов. В июле 2003 г. был принят новый закон о защите прав тех, кто занят на почасовой и временной работе. Введение принципа компенсации заработной платы почасовиков создает дополнительные ограничения для дискриминации женщин на рабочем месте. Трудовой договор для почасовиков в соответствие с новым законом во многом стал повторять договор для людей, работающих на постоянной основе. Трудовой кодекс ввел новые ограничения для возможности перевести служащего с постоянной ставки на почасовую оплату. Вместе с общими мероприятиями по оптимизации трудовой сферы правительство Венгрии продолжает развивать правовые и институциональные основы реализации гендерного равенства. Особое место в обеспечении гендерного равенства занимает программа реабилитации женщин, возвращающихся в сферу занятости после рождения ребенка. Специально разработаны и внедрены на ряде предприятий программы переобучения женщин, их активизации к карьерному росту. Такие проблемы как условия труда, предотвращение сексуальных домогательств, мониторинг социального статуса женщин, развитие институтов, направленных на обеспечение трудовых прав получили новое правовое и организационное решение. С 2003 г. Министерство труда и занятости и Министерство юстиции развивают систему мониторинга за деятельностью работодателей, направленную на предотвращение дискриминации женщин и обеспечение равных прав в сфере труда. Принцип работы, дружественной семье («family-friendly» workplace), был заимствован венгерским правительством их опыта стран Скандинавии и составляет основание для еще одной программы содействия женщинам в сфере занятости. Если в развитых странах основными акторами в обеспечении прав женщин становятся предприятия, то в странах ЦВЕ ведущую роль продолжает, как и в период социализма, играть государство. На рынке труда еще не созданы условия, при которых работодатель мог бы ответственно подходить к вопросу обеспечения прав работающих женщин. Внедрение общеевропейских стандартов трудовых прав происходит при активном межведомственном взаимодействии различных структур и разработке различных государственных программ.
В настоящее время в Польше работник с университетским образованием зарабатывает (в среднем) на 70% больше, чем работник с базовым профессионально-техническим образованием. В частном секторе данная надбавка за высшее образование еще выше (160%). Данные естественные изменения не только способствовали росту разницы в оплате труда в течение большей части переходного периода, но и привели к росту эффективности рынка, поскольку заработная плата приходит в большее соответствие с разницей в производительности труда. Следует отметить, что хотя разница в заработной плате остается высокой по стандартам промышленных стран, в последние годы наблюдается некоторое ее снижение (World Bank 2005).
Резюме основных мер экономической политики, направленных на совершенствование рынков труда в странах с переходной экономикой рассматриваемого Региона
• Снизить налоги на использование трудовых ресурсов за счет реформирования пенсионной системы и системы здравоохранения
• Повысить гибкость заработной платы (например, за счет сокращения/дифференциации минимальной заработной платы)
• Либерализовать законодательство о занятости в отношениитпостоянных контрактов
• Усилить стимулирование предложения труда в отсталых регионах с низкими заработными платами за счет корректировки уровня пособий Юго-восточная Европа
• Усилить конкуренцию на рынках продукции и сократить административные барьеры
• Снизить налоги на использование трудовых ресурсов
• Децентрализовать процесс установления заработной платы
• Либерализовать законодательство о занятости
13 Кризис социалистической системы в странах Центральной и Восточной Европы в 1980-е гг. особенности десоветизации во второй половине 1980-х гг. (на примере Чехословакии, Польши, Румынии)
В июле 1980 г. очередная попытка поднять цены на продукты вызвала самые крупные забастовки, которые когда-либо знала Польша при коммунистах. Рабочие создавали забастовочные комитеты на предприятиях, которые возглавлялись межзаводскими стачечными комитетами. Межзаводской комитет, руководимый Лехом Валенсой, выдвинул 22 экономических и политических требований, включавших не только повышение зарплаты и снижение цен на продукты, но также и право создавать независимые профсоюзы, право на забастовку и ослабление цензуры. Правительство согласилось на большинство требований. Получив право на создание независимых профсоюзов, рабочие стали вступать в созданную забастовщиками независимую федерацию профсоюзов «Солидарность». «Солидарность» выдвигала требование предоставить рабочим право управлять своими предприятиями. Партийное руководство отказывалось лишать себя права контролировать кадровую политику. «Солидарность» обратилась с сенсационным воззванием ко всем рабочим стран Восточной Европы создавать свободные профсоюзы. В октябре 1981 г. во главе партии встал командующий вооруженными силами Войцех Ярузельский. Военное решение проблемы встало на повестку дня. В декабре профсоюзы потребовали проведения референдума по вопросам о руководящей роли компартии и отношений между Польшей и Советским Союзом. В ответ на это Ярузельский ввел в стране военное положение, арестовав лидеров «Солидарности». Начались забастовки. В октябре 1982 г. был принят закон, заменивший «Солидарность» небольшими профсоюзами под контролем правительства. Военное положение было отменено. Давление со стороны «Солидарности» и международного общественного мнения заставило Ярузельского объявить амнистию в 1984 г. Но кризис не закончился, хотя забастовки были ликвидированы, «Солидарность» продолжала пользоваться массовой поддержкой населения страны. Экономический спад продолжался до 1983 г., затем производство стало восстанавливаться. Тем не менее планы правительства по стимулированию более эффективной работы предприятий встретили яростное сопротивление со стороны профсоюзов. В результате в стране сильно возросла инфляция. К лету 1988 г. инфляционное давление на жизненный уровень настолько усилилось, что началась новая волна забастовок. Правительство было вынуждено обратиться к главе «Солидарности» Леху Валенсе с просьбой вернуть бастующих на рабочие места, пообещав в обмен либерализацию политики и легализацию «Солидарности». Выборы 4 июня 1989 г. принесли «Солидарности» ошеломляющий успех. Президентом был избран Ярузельский, но традиционные союзники ПОРП – Крестьянская и Демократическая партии – поддержали «Солидарность» и избрали главой правительства лидера католической фракции «солидарности» Тадуеша Мазовецкого. В 1990 г. Мазовецкий вывел из правительства всех коммунистов. На выборах президента в 1989 г. Валенса победил.
Под влиянием процессов либерализации в Польше, а позднее – в Советском Союзе росло недовольство населения Чехословакии. С января по сентябрь 1989 г. в Праге проходили многочисленные демонстрации протеста. Студенческая демонстрация 17 ноября 1989 г. привела к избиениям и вынесению смертных приговоров, закрытию всех чешских вузов, проявлениям жестокости со стороны властей. 20 ноября 1989 г. был создан союз всех оппозиционных сил страны, получивший в чешских землях название Гражданский форум (ГФ), а в Словакии – Общественность против насилия (ОПН). Всеобщая забастовка охватила страну. В результате партийные лидеры и министры подали в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство. Было отменено зафиксированное в конституции положение о «руководящей» роли КПЧ. Федеральное собрание, ставшее представительным органом страны, избрало В. Гавела президентом Чехословакии, а А. Дубчека – своим председателем. В 1990 г. федеральное собрание узаконило частное предпринимательство и одобрило приватизацию гос. промышленных предприятий. В 1990 г. состоялись первые после 1946 г. свободные выборы. Кандидаты от ГФ и ОПН победили с большим преимуществом. 5 июля 1990 г. новое федеральное собрание переизбрало Гавела на пост президента, а Дубчека – на пост председателя собрания.
Кризис в Румынии начался с кризиса в экономике. У Румынии было много долгов, в стране была введена строжайшая экономия. В последние годы правления Н. Чаушеску каждодневную пищу людей в основном составляли хлеб, сладкий перец и брынза. Мясо было роскошью. Начиная со второй половины 1970-х гг. в Румынии неоднократно возникали стихийные забастовки. Подавляли их с неизменной жестокостью. Против диктатуры Чаушеску протестовали и коммунисты, и интеллигенция. В 1989 г. в уезде Тимиш власти попытались выслать реформаторского пастора, но население встало на его защиту. Чаушеску приказал применить оружие против мирного населения. В Бухаресте начались столкновения. Чаушеску с женой бежал из столицы. В тот же день был сформирован Фронт национального спасения как орган всех здоровых сил нации, выступивших против диктатуры. ФНС возглавили Петре Роман и Ион Илиеску. 25 декабря 1989 г. Чаушеску были подвергнуты суду военного трибунала. Чета Чаушеску была расстреляна. В ночь с 22 на 23 декабря 1989 г. во время «декабрьской революции» режим Чаушеску пал. Начались демократические преобразования. В 1991 г. была принята новая конституция. В стране утвердилась многопартийная система, проводятся на демократической основе муниципальные, парламентские и президентские выборы, получила развитие свободная печать.
14 Государства Центральной и Восточной Европы в переходный период (1990-е гг.): особенности политического, социально-экономического и культурного развития (на примере Чехии, Польши, Румынии)
Чехия
28–29 декабря 1989 федеральное собрание, ставшее представительным органом после отставки многих коммунистов и кооптации в его состав членов ГФ и ОПН, избрало Вацлава Гавела президентом Чехословакии, а Александра Дубчека – своим председателем. В феврале 1990 Гавел посетил Москву и принял извинения советского правительства за вооруженное вторжение 1968, а также получил обещание о выводе из Чехословакии всех советских войск к июлю 1991. В следующем месяце федеральное собрание узаконило частное предпринимательство и в принципе одобрило приватизацию государственных промышленных предприятий. 20 апреля 1990 федеральное собрание из уважения к национальным чувствам словаков изменило официальное название Чехословакии, которая стала называться Чешской и Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР). 8 и 9 июня состоялись первые после 1946 свободные выборы, в которых приняло участие 96% избирателей. Кандидаты от ГФ и ОПН победили с большим преимуществом, получив более 46% голосов и большинство в федеральном собрании. Коммунисты оказались на втором месте, набрав почти 14% голосов, а коалиция из группировок христианских демократов заняла третье место. 5 июля 1990 новое федеральное собрание переизбрало Гавела на пост президента республики на двухлетний срок, а Дубчека – на пост председателя собрания. Распад Чехословакии. В конце лета и осенью 1990 проходили переговоры между представителями Чехии и Словакии, закончившиеся подписанием конституционного акта о передаче основных полномочий республикам. В марте 1991 ОПН раскололась, и наиболее многочисленная из отколовшихся групп оформилась в партию Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Вскоре после этого произошел раскол в рядах ГФ с образованием трех группировок, в том числе Гражданской демократической партии (ГДП). В июне 1991 переговоры между лидерами Чехии и Словакии возобновились, но руководство ГДП уже понимало, что они ни к чему не приведут, и обратилось к рассмотрению варианта «бархатного развода».В июне 1992 состоялись всеобщие выборы. ДЗДС получило большинство голосов в Словакии, а ГДП – в чешских землях. Предложение ДЗДС создать конфедерацию не встретило одобрения со стороны руководства ГДП. Несмотря на оппозицию со стороны большинства как чехов, так и словаков, ГДП и ДЗДС договорились о роспуске федерации в полночь 31 декабря 1992. 17 июля 1992 Словацкий национальный совет провозгласил суверенитет Словакии. Президент Гавел подал в отставку. Предложение провести референдум по вопросу о роспуске федерации было отклонено ГДП, недовольной тем, что граждане Словакии, принявшие участие в голосовании в июне, уже решили этот вопрос за ДЗДС. В октябре федеральное собрание передало большую часть государственных полномочий республикам. 25 ноября 1992 федеральное собрание ЧСФР с перевесом в три голоса приняло Закон о прекращении существования чехословацкой федерации. В полночь 31 декабря 1992 ЧСФР прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).История Чехии с 1993 года. 26 января 1993 известный правозащитник и драматург Вацлав Гавел был избран палатой депутатов на пост президента Чешской Республики. Президент не является членом ни одной политической партии, стоит выше партийной борьбы и обязан выполнять роль формального и морального главы государства. Первые всеобщие выборы в Чешской Республике состоялись 31 мая – 1 июня 1996. Из зарегистрированных 80 партий и движений наиболее влиятельными были ГДП (возникла в 1991), ЧСДП (основана в 1878), Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ, возникла в 1990 на базе бывшей компартии ЧССР), Объединение за республику – Республиканская партия (1989), Христианско-демократическая уния – Чехословацкая народная партия (ХДУ – ЧНП, 1938), Гражданский демократический альянс (ГДА, 1989). Гражданская демократическая партия (ГДП) во главе с Клаусом получила ок. 30% общего числа голосов, заняв 68 из 200 мест в палате депутатов, ЧСДП, руководимая Милошем Земаном, оказалась на втором месте, получив 26% голосов и 61 место в палате депутатов, ХДУ – ЧНП – 18 депутатских мест, ГДА – 16, КПЧМ получила 22 места и Объединение за республику – Республиканская партия (ОЗР – РПЧ) – 18 мест. В июле 1996 Вацлав Клаус сформировал новое правительство, в которое вошли представители ГДП (8), ХДУ – ЧНП (4) и ГДА (4). Председателем палаты депутатов Клаус назначил Милоша Земана (ЧСДП). В середине ноября по результатам первых выборов были распределены места в сенате, общим числом 81. Правящая коалиция получила большинство – 52 места, ЧСДП – 25, КПЧМ – 2, ГДА и независимые – по одному месту. После финансового скандала в партии администрация Клауса в конце 1997 ушла в отставку. В январе 1998 пост премьер-министра занял Йозеф Тошовский, в прошлом руководитель Чешского национального банка. 20 января 1998 Вацлав Гавел был переизбран президентом на второй срок. Последние парламентские выборы в нижнюю палату (палату депутатов) прошли 19–20 июня 1998. ЧСДП набрала 32% голосов, ГДП получила 28%, КПЧМ – 11% голосов, Христианская демократическая партия – 10%, Союз свободы (СС) – 9% голосов. Большой неожиданностью июньских выборов стал провал республиканцев (ОЗР – РПЧ), крайне правой радикальной партии, которая набрала на выборах всего 3,9% голосов, т.е. меньше половины числа голосов, полученных на предыдущих парламентских выборах (18 депутатских мест). Партия, руководимая Мирославом Сладеком, имела популистскую программу и главное внимание уделяла законам и дискуссиям, направленным против вступления страны в НАТО, против Германии и католиков. Партия Пенсионеры за достойную жизнь (ПДЖ) получила 3% голосов. Правое крыло ГДА, находившееся ранее в составе ГДП, уклонилась от участия в выборах.. Малые партии не сумели образовать коалицию с наиболее крупными партиями из-за личных и идеологических разногласий. ХДУ – ЧНП помогла сместить в конце 1997 коалиционное правительство В.Клауса (ГДП); возникшая в 1998 партия правого направления Союз свободы (СС) выступила яростным противником Клауса (ГДП), однако отказалась сотрудничать с левым кабинетом. В результате Милош Земан (ЧСДП) 9 июля 1998 заключил соглашение с вышедшим в отставку В.Клаусом. Земан получил поддержку при формировании кабинета министров из представителей ЧСДП в обмен на помощь в занятии руководящих постов в парламенте представителями ГДП (партии Клауса). Самые большие дебаты в независимой Чехии развернулись вокруг вопроса об отказе от коммунистического прошлого при создании современного и центристского правительства. Большинство чехов поддерживает вступление в члены Европейского союза и в НАТО, которое произошло в апреле 1999. В августе 1993 чешское правительство подписало договор о дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией. Главные пункты современной экономической стратегии ЧР представлены М. Земаном в марте 1999 и включают: ускоренную приватизацию банков; отказ от «чешского пути», связанного с жестким монетаризмом, и взвешенная поддержка зарубежных инвестиций; дальнейшие шаги со стороны Чешского национального банка по снижению минимальных резервов; план «ревитализации», реприватизация отдельных предприятий и их частей, а также последующая продажа крупных акционерных долей; общая цель всех этих мер – продуктивная реструктуризация всей чешской экономики.
Польша
Парламентские выборы, состоявшиеся в октябре 1991, завершились формированием политически раздробленного сейма. Последовала череда неустойчивых коалиционных правительств. Недовольство населения и политическая борьба между партиями внутри «Солидарности» привели к реваншу левых на парламентских выборах в сентябре 1993. Партиям «Солидарности» досталась треть голосов, но им не удалось добиться представительства в парламенте, поскольку каждая из них не смогла набрать необходимые для прохождения в парламент 5% голосов. На этих выборах на первое место вышли наследники ПОРП – Союз демократических левых сил со 173 местами. Польская крестьянская партия получила 128 мест, Демократический союз – 69 мест, Союз труда – 42 места; националистические и клерикальные партии правого крыла не получили ни одного места. Было сформировано левое коалиционное правительство. В первом туре президентских выборов, состоявшихся в ноябре 1995, впереди по числу голосов оказался кандидат Союза демократических левых сил Александр Квасьневский; лидер «Солидарности» Валенса занял второе место. Второй тур выиграл Квасьневский. После поражения на парламентских выборах 1993 политические силы «Солидарности» объединились. Симпатии избирателей изменились, и избирательный блок «Солидарности» на парламентских выборах 1997 получил 201 из 460 мест. За ним шел Союз демократических левых сил с 164 местами. Союз свободы получил 60 мест, Польская крестьянская партия, коалиционный партнер Союза демократических левых сил в 1993–1997, – лишь 27, а Движение за возрождение Польши – еще одна партия, вышедшая из «Солидарности», – 6 мест. Декоммунизация. В декабре 1995 обострились наиболее конфликтные после 1989 проблемы в Польше. Сейм обсуждал закон о люстрации, требовавший выяснения возможных связей с тайной полицией претендентов на государственные должности. В декабре 1995 премьер-министр Юзеф Олекса (Союз демократических левых сил) был обвинен министром внутренних дел Анджеем Милчановским в том, что он в течение многих лет работал на советскую, а затем на российскую разведку. Под давлением общественности Олекса ушел в отставку в январе 1996, и его сменил Влодзимеж Чимошевич. Дело Олексы стало толчком для решения вопроса о люстрации. В августе 1997 парламент принял соответствующий закон, но не смог ввести его в действие. В октябре 1998, президент А.Квасьневский подписал закон о люстрации. В соответствии с ним все высшие чиновники, депутаты парламента и судьи должны были сообщить о том, сотрудничали ли они ранее с органами безопасности. Виновных в таком сотрудничестве не вынуждали прекращать политическую деятельность, но их признания должны были доводиться до сведения общественности. Тем же лицам, которые скрывали правду о своей причастности к органам безопасности, в случае ее обнаружения запрещалось занимать высокие государственные должности в течение 10 лет.Польское правительство поддержало военную акцию НАТО против Югославии в 1999, хотя опросы общественного мнения продемонстрировали сдержанное отношение к этой акции, а церковные иерархи выступали с ее осуждением. Страна готовилась к вступлению в ЕС, при этом прогнозировались как позитивные (рост ВВП, сдерживание инфляции), так и негативные (увеличение торгового дефицита, рост безработицы) последствия данного шага. Президент Квасьневский подчеркивал необходимость укрепления экономических связей с Россией и другими странами Восточной Европы.
Румыния
Румыния после Чаушеску. Многопартийная демократия. Власть в стране перешла к Совету Фронта национального спасения, созданному в ходе восстания и представлявшему, в первую очередь, сторонников реформ. Его председателем был избран Ион Илиеску, который вступил в конфронтацию с Чаушеску еще в 1970-е. Совет распустил прежние государственные структуры. По его решению, с 29 декабря 1989 СРР стала называться просто Румынией. РКП прекратила свое существование. Новые власти провозгласили переход к политическому плюрализму, преобразование экономики с отказом от командно-административной системы, принципы соблюдения прав и свобод личности и национальных меньшинств. Возобновилась деятельность «исторических» партий – национал-царанистов, национал-либералов и социал-демократов. Возникло также множество новых политических партий. В феврале 1990 был создан Временный совет национального единства. Половина мест в нем отводилась Фронту национального спасения (ФНС), по три места получили представители вновь созданных или воссозданных политических организаций. 20 мая 1990 в Румынии состоялись всеобщие выборы. На президентских выборах убедительную победу одержал Ион Илиеску (85% голосов), опередивший кандидатов от национал-либералов (11%) и национал-царанистов (4%). ФНС завоевал 263 из 387 мест в Палате депутатов и 92 из 119 мест в сенате. Новое правительство страны сформировал представитель ФНС Петру Роман.
Оппозиционные партии продолжали попытки оттеснить от власти бывших деятелей РКП. В феврале и июне 1990 правые политические группы и студенческие активисты организовали лагеря протеста в центре Бухареста, требуя отстранения бывших коммунистов. В июне протесты были подавлены после того, как на оппозиционеров напали тысячи приехавших в столицу шахтеров, которые громили бюро партий и редакции газет. Но быстрое ухудшение экономической ситуации, падение производства, рост инфляции до 25% и либерализация цен на многие товары способствовали новому взрыву недовольства. В ноябре 1990 в столице возобновились демонстрации и блокады; оппозиция создала Гражданский форум. Правительство получило от парламента чрезвычайные полномочия в экономической области, провело чистку нелояльных офицеров и приступило к осуществлению экономических реформ. В начале 1991 власти объявили о либерализации цен на продукты питания; в феврале был принят закон о частичной приватизации сельскохозяйственных кооперативов, а в июле – о приватизации государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг.
В сентябре 1991 десятитысячная шахтерская демонстрация в Бухаресте требовала отставки премьер-министра Романа, которого протестующие обвинили в стремительном росте цен. В ходе уличных столкновений пять человек погибли, свыше 400 были ранены. Президент Илиеску сместил Романа и в октябре назначил премьер-министром беспартийного специалиста Теодора Столожана, бывшего министра финансов. В новый кабинет были включены не только члены правящей партии ФНС, но и представители Национал-либеральной партии (НЛП). В конце 1992 в Румынии принята новая конституция, которая закрепила существование президентской системы с многопартийностью и рыночной экономикой. Тем временем большинство главных оппозиционных партий создали блок «Демократическая конвенция» (ДК). В феврале 1992 им удалось выиграть местные выборы в Бухаресте и других крупных городах. Мэром столицы стал представитель оппозиции профессор Эмиль Константинеску. Начало 1992 ознаменовалось расколом в правящей партии ФНС. В ходе противоборства с президентом Илиеску бывший премьер-министр Роман сумел получить поддержку съезда ФНС в марте. Сторонники президента Илиеску вышли из партии и оформили политическую организацию под названием Демократический фронт национального спасения (ДФНС). В сентябре 1992, в соответствии с новой конституцией, в Румынии состоялись президентские и парламентские выборы. В первом туре Илиеску собрал 47,3% голосов, его основной соперник Э.Константинеску от Демократической конвенции – 31,2%, а Г.Фунар от крайне националистической Партии румынского национального единства (ПРНЕ) <