Система поощрений и её роль в процессе голосования пользователей
В «Активном гражданине» реализована система поощрений. «АГ» начисляет пользователям бонусные баллы за участие в голосовании, за заполнение профиля, за связывание аккаунта с порталом городских услуг и т.д.На сайте сказано: «Наберите 1000 баллов, чтобы получить статус „Активный гражданин“ и возможность приобретать различные товары или услуги. Вы сможете обменивать накопленные баллы на городские услуги или полезные мелочи»[60]. Данный приём геймификации используются для повышения мотивации граждан к участию в голосованиях с помощью имитации игровых процессов, то есть фактически голос пользователя покупается. Необходимость применения геймификации может вытекать изособенности выделенной ранее, а именно из-за безальтернативности голосований интерес пользователей снижается, ровнокак и убежденность граждан в возможности повлиять на решения властей.
Однако, когда голосование касается важных решений, таких как например решения о включении дома в проект Реновации, то в таком случае данные поощрения можно расценивать как воздействие на мнение голосующего пользователя.По данной проблематике высказалась муниципальный депутатГагаринского района Елена Русакова:«Закон запрещает воздействие на мнение избирателей, а раздача подарков явно к нему относится. На практике системой поощрения пользуются подростки, которые ради этих бонусов покупают сим-карты и голосуют наобум. Эта система не только портит жизнь остальным людям, но и полностью извращает идею электронной демократии»[61]. Хотя с точки зрения контролирующей структуры данный механизм представляет собой эффективный метод смещения акцентов.
Общая характеристика системы онлайн-референдумов «Активный Гражданин»
В целом рассматриваемый проект создан по инициативе исполнительной властью города Москвы, а именно Правительством. Также организацией голосований и обеспечением функционирования рассматриваемой системы занимается исполнительная власть в лице Правительства Москвы. Вопросы, которые поднимаются на обсуждение в рамках проекта «Активный Гражданин», напрямую затрагивают орган власти, который занимается организацией голосований. Таким образомосновным контролирующим актором является сторона, которая напрямую является заинтересованной стороной, как и в перечне обсуждаемых вопросов, так и в принятых решениях.
Исходя из выше указанных фактов, можно утверждать, что данная система полностью контролируется правительством Москвы и не является независимой. Подтверждение данному факту мы нашли в рамках рассмотрения процедуры отбора вопросов и формирования вариантов ответа. Так же мы пришли к выводу, что с помощью системы «Активный Гражданин» происходит формирование повестки дня, выгодной представителям власти, более того также происходит формирование дискуссии «сверху» через регулирование опций выбора ответов.Помимо этого, механизм поощрения позволяет смещать акцент с принятия решений наполучение поощрения, что способствует уменьшению концентрации пользователя на процессе обдумывания и анализа возможных последний его голосования.Таким образом, исходя из концепции публичной сферы Юргена Хабермаса, рассмотренной в первой главе, а также понятия консультативного авторитарного режима, мы подтверждаем поставленную гипотезу о том, чтовнедрение консультативных механизмов государством с целью формирования политической коммуникации с обществом предотвращает развитие независимой публичной сферы в России. Более того мы можем говоритьо том, что внедрение интернет-технологий российским правительством способствуетформированию в России консультативного авторитарного режима.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в рамках данного исследования было поставлено несколько задач, которые мы выполнили. Во-первых, необходимо было провести разбор теоретического аспекта, в том числе с помощью обзора научной литературы по заданной проблеме для концептуализации ключевых понятий и построения теоретической модели. В ходе изучения классических работ по политической коммуникации мы выявили, что качество и скорость коммуникационного процесса зависит от типа политической системы (выше в демократии, так как меньше барьеров). Однакопри появлении запроса у представителей власти в авторитарном государствена определённую информацию, то власть пользуется возможностью созданияконсультативные площадки, в рамкахкоторых обмен информацией будет проходить на повышенной скорости. Таким образом, авторитарнее государство осуществляет не только стремление контролировать коммуникационные потоки, но также начинает процесс формирования управляемого интернета, где возможно лишь то, что дозволено государством,в целях формирования общественного мнения, выгодного государству.
Согласно подходу Хабермаса, коммуникативное действие происходит в публичной сфере, для формирования независимой публичной сферы необходимы следующие условия:
1. открытый̆ диалог;
2. доступность и равное участие;
3. автономность площадки дискуссии;
4. отсутствие прямого государственного вмешательства.
При искажении данных условий становится возможно появление управляемой публичной сферы. В таком случае граждане пользуются сервисами государственных структур и принимают на себя роль потребителя политических решений со стороны властных структур. Данные предпосылки приводят к формированию «манипулятивной» публичной сферы, где повестка дня, поднимаемая на рассмотрение, полностью формируется властными институтами для легитимации существующего социального порядка.Также мы отметили роль Интернета как «альтернативной» публичной сферы, что стало возможным благодаря созданию площадок взаимодействия власти и общества.Мы указали возможность направленного вовлечения граждан в политический процесс как наиболее эффективной возможности применения Интернета в рамках политическойкоммуникации.Это реализуемо через формирование индивидуализированного информационного поля взаимодействия вокруг пользователя и приводит к созданию ограниченной повестки дня, по которым пользователь-гражданин может высказать своё мнение на специализированных онлайн-платформах, что отрицательно влияет развитие независимой публичной сферы в обществе в недемократических государствах.Это характерно и для платформы «Активный Гражданин».
Второй задачей было поставлено выявлениемеханизмов и стратегий использования интернет-ресурсов государством.В работе мы рассмотрели определённые типы коммуникации власти и интернет-сообщества в сети Интернет в условиях авторитарных режимов:
1) мониторинг функционирования властей на местном уровне;
2) совместное управление;
3) консультация.Данный тип квазидемократического участия является самым контролируемым и самым распространённым в России, реализуется через интернет-портал«Активный гражданин».
В связи, с чем мы говорим о формировании в России консультативного авторитарного режима, в условиях которого, на фоне осуществлениярепрессивной стратегии в Интернет-пространстве, активно стимулируется политическое участие через контролируемые формы и порталы, в данном случае это участие в онлайн-референдумах на базе «Активного Гражданина». Данные тип политического режима не подразумевает развитие независимой публичной сферы, поскольку все формы и каналы коммуникации власти и общества находятся в рамках, установленных государством, другими словами площадки дискуссии неавтономны.
Также мы рассматриваем интернет-сообщество в качестве актора политической коммуникации в сети Интернет и формируем комплексное понятие как объединение отданных лиц, взаимодействующих в сети Интернет, которые принимают определённые нормы и принципы взаимодействия на используемом ресурсе, и осуществляющих информационный обмен на определенную тематику в целях выражения личного мнения по определённой проблеме, общения, обсуждения и распространения полученной информации.В частности при использовании портала «Активный Гражданин» пользователь, выражая своё мнение по проблемам, соотносит себя с определённым интернет-сообществом, в результате выражения индивидуального мнения и самоидентификации себя в качестве участника определённого интернет-сообществапроисходит формирование результатов.
Также перед нами стояла задача выявить наиболее показательный кейс использования интернет-платформ государством и проанализировать его влияние на политический процесс. Рассмотренные ранее особенности политического режима России позволили сделать вывод о том, что наиболее показательным кейфом является взаимодействие интернет-сообщества и государства в рамках консультативной платформы «Активный Гражданин».Данный региональный проект является инструментом привлечения жителей Москвы к общественному консультационному процессу, через формирование инструментальных рамок участия в городской политике.Мы провели анализ данного кейса по нескольким критериям, которые также входят в критерии независимой публичной сферы Хабермаса, что позволило нам сделать вывод о его влиянии на публичную сферу в Москве:
1) Анализ распространённости «АГ» и характеристика его пользователей;
2) Разбор процедуры отбора вопросов, предложенных пользователям на голосования;
3) Аспект формулировки вопросов и формирование альтернатив вариантов ответов;
4) Роль системы поощрений в процессе голосования интернет-сообщества;
В итоге мы выявили, что ни один из критериев независимой публичной сферы не реализуется должным образом в рамках консультативной площадки «Активный Гражданин»: наблюдается прямое государственное вмешательство в процесс организации голосований и реализации решений граждан; не осуществляется доступное и равное участие, поскольку пользователями на данный момент является меньшинство жителей Москвы; открытый диалог ограничен набором доступных голосований, определённых правительственными структурами;также площадка дискуссии не является автономной поскольку изначально была создана по инициативе Правительства Москвы.
Другими словами,гражданское самоуправление и коллективное взаимодействие с властью через «Активный Гражданин» заменяются пассивными ответами на вопросы, которые играют роль консультационного механизма для государственного интернет-актора, в рамках сформированной сверху повестки дня, что характерно для «манипулируемой» публичной сферы, рассмотренной в концепции Хабермаса, в рамках консультативного авторитарного режима России.Все эти факторы подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Список используемой литературы и эмпирических источников
Список используемой литературы:
1. Бронников И.А. Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации [Электронный ресурс] // МосГУ. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2011/abstracts/Bronnikov_IA.pdf (Дата обращения: 04.05.2017).
2. Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. // М.: ЮНИТИ. 1993.
3. Луман Н. Что такое коммуникация? [Электронный ресурс] // Социологический журнал.URL: http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/download/190/4126 (Дата обращения: 04.05.2017).
4. Морозова О.Н. Политическая Интернет-Коммуникация: Ее Роль, Функции И Формы [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-internet-kommunikatsiya-ee-rol-funktsii-i-formy(Дата обращения: 03.05.2017).
5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. [Электронный ресурс] // Библиотека Fort/Da. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/toffler-power_shift-ru-l.pdf (Дата обращения: 04.06.2017).
6. Arnstein S. A Ladder of Citizen Participation [Electronic resource] // The City Reader. P. 279-292. URL:https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=hAItCgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA279&dq=Arnstein,+Sherry++%22A+Ladder+of+Citizen+Participation,%22&ots=ON41Ba37Ym&sig=VG1mluwYGM4MnYNLabL9zEPyx-s&redir_esc=y#v=onepage&q=Arnstein%2C%20Sherry%20%20%22A%20Ladder%20of%20Citizen%20Participation%2C%22&f=false(Date of access: 05.05.2017).
7. Bennett W., Segerberg A. Communication in movements. // Oxford: Oxford University Press.The Oxford handbook of social movements. 2015. P. 367–383.
8. Blogs as an Alternative Public Sphere: The Role of Blogs, Mainstream Media, and TV in Russia’s Media Ecology [Electronic resource] // The Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://cyber.law.harvard.edu/publications/2014/blogs_alternative_public_sphere (Date of access: 03.05.2017).
9. Chandler D., Munday R. A Dictionary of Social Media [Electronic resource]// Oxford University Press. URL: www.proxylibrary.hse.ru:2346/view/10.1093/acref/9780191803093.001.0001/acref-9780191803093-e-1713?rskey=VBRg8Y&result=1(date of access: 05.05.2017).
10. Clift S. E-Government and Democracy[Electronic resource]// Democracies Online Newswire. URL:http://www.dowire.org/publicus/dowireinvite.html(Date of access:03.05.2017).
11. Earl J. The future of social movement organizations. The waning dominance of SMOs online. // American Behavioral Scientist. 2015. Vol. 59. № 1. P. 35–52.
12. Greitens S. Authoritarianism online: what can we learn from Internet data in nondemocracies? // Political Science & Politics. 2013. Vol. 46. №2. P. 262–270.
13. Gunitsky S. Corrupting the cyber-commons: social media as a tool of autocratic stability // Perspectives on Politics. 2015. Vol. 13. № 1. P. 42–54.
14. Habermas J. The Theory of Communicative Action / ed. McCarthy T. // Boston: Beacon Press.1984. Vol. 2. 562 p.
15. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society. //Cambridge, MA: MIT Press.1991. 299 p.
16. He B., Thogersen S. Giving the people a voice? Experiments with consultative authoritarian institutions in China. // Journal of Contemporary China. 2010. Vol. 19. № 66. P. 675–692.
17. He B., Warren M. Authoritarian deliberation: the deliberative turn in Chinese political development.// Perspectives on Politics. 2011. Vol. 9. № 2. P. 269–289.
18. Internet Use and Democratic Demands: A Multinational, Multilevel Model of Internet Use and Citizen Attitudes About Democracy [Electronic resource]// OnlineLibrary. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1460-246(date of access: 11.12.2016)
19. Jiang M., Xu H. Exploring online structures on Chinese government portals: citizen political participation and government legitimation. // Social Science Computer Review. 2009. Vol. 27. № 2. P. 174–195.
20. Morozov E.Moldova’s Twitter revolution.[Electronic resource]// Foreign policy.URL: http://foreignpolicy.com/2009/04/07/moldovas-twitter-revolution/(Датаобращения: 05.05.2017).
21. Newman J. Modernizing Governance: New Labour, Policy and Society. // SAGE Publications. 2001.198 p.
22. Noesselt N. Microblogs and the adaptation of the Chinese party-state’s governance strategy. // Governance. 2014. Vol. 27. № 3. P. 449–468.
23. Online Social Media and Political Awareness in Authoritarian Regimes [Electronic resource]// Cambidge. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/british-journal-of-political-science/article/div-classtitleonline-social-media-and-political-awareness-in-authoritarian-regimesdiv/DC37CC0F454D8E2FA74775D04FD97CEA(date of access: 10.04.2017).
24. Political Participation and Regime Stability: A Framework for Analyzing Hybrid Regimes [Electronic resource] // International Political Science Review. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0192512108097054 (Date of access: 05.05.2017).
25. Porter C. A Typology of Virtual Communities: A Multi-Disciplinary Foundation for Future Research [Electronic resource]// Onlinelybrary. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1083-6101.2004.tb00228.x/full(date of access: 05.12.2016).
26. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier [Electronic resource] who // Rheingold. URL: http://www.rheingold.com/vc/book/intro.html(date of access: 04.12.2016).
27. Stake R. Qualitative Case Studies. // The Sage handbook of qualitative research. 2005. P. 443-466.
28. Sun Y., Fang Y., Lim K. H. Understanding sustained participation in transactional virtual communities [Electronic resource]// Ccunix. URL: http://www.ccunix.ccu.edu.tw/~kcchen/EC/Presentations/2012.05.17/Team7.pdf(date of access: 05.12.2016).
29. Toepfl F. Blogging for the sake of the president: the online diaries of Russian governors. // Europe-Asia Studies. 2012. Vol. 64. №. 8. P. 1435–1459.
30. Toepfl F. Innovating consultative authoritarianism: Internet votes as a novel digital tool to stabilize non-democratic rule in Russia. // New Media & Society. 2016.146 p.
31. Truex R. Consultative authoritarianism and its limits. // Comparative Political Studies. 2014. 278 p.
32. Xu X., Mao Z. Internet censorship in China: Where does the filtering occur? //International Conference on Passive and Active Network Measurement. Springer Berlin Heidelberg. 2011. P. 133-142.
33. Yin R. Case Study Research: Design and Methods. // LA, CA: SAGE. 2014. P. 52-54.
Список используемых источников эмпирических данных:
1. «Активного гражданина» подозревают в фиктивности [Электронный ресурс] // КоммерсантЪ. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2838141 (Дата обращения: 08.06.2017).
2. Итоги рейтингового интернет-голосования [Электронный ресурс]// Формирование общественной палаты 2014-2017. URL: https://2014.oprf.ru(Дата обращения: 05.05.2017).
3. Москвичи доверяют «Активному Гражданину» [Электронный ресурс] // Газета КоммерсантЪ. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2889711 (Дата обращения: 07.06.2017).
4. Москвичи про «Активный Гражданин» [Электронный ресурс] // «Левада-Центр». URL: http://www.levada.ru/2016/01/12/moskvichi-doveryayut-aktivnomu-grazhdaninu/ (Дата обращения: 07.06.2017).
5. Общественный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]// Министерство здравоохранения РФ.URL:www.rosminzdrav.ru/open/supervision/council(Дата обращения: 05.05.2017).
6. О Портале «Наш Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] // Портал «Наш Санкт-Петербург». URL: https://gorod.gov.spb.ru/about (Дата обращения: 06.06.2017).
7. О проекте «Активный Гражданин» [Электронный ресурс]// Портал «Активный гражданин». URL: https://ag.mos.ru/info(дата обращения: 05.05.2017).
8. О проекте «Наш Город» [Электронный ресурс] // Москва. Наш город. Портал мэра Москвы Собянина С.С. URL: http://gorod.mos.ru/index.php (Дата обращения 04.05.2017).
9. Проект «Активный гражданин», или как мэрия Москвы собирает информацию о горожанах [Электронный ресурс] // Медиаликс. URL:http://medialeaks.ru/2603_ag (Дата обращения: 08.06.2017).
10. Реновация в один клик [Электронный ресурс] // Новая Газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/05/13/72422-renovatsiya-v-odin-klik (Дата обращения: 08.06.2017).
11. Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // СПС КонсультантПлюс.
12. Экспертный совет при Правительстве РФ [Электронный ресурс]// Открытое правительство. URL: www.open.gov.ru/expert_sovet (Дата обращения: 05.05.2017).
13. Freedom in the World.2016.Russia [Electronic resource] // Freedom House. URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-world/2016/russia (Date of access: 05.05.2017).
14. Russian Federation. Data [Electronic resource] // UN E-Government Knowledge DataBase. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/Country-Information/id/141-Russian-Federation (Date of access: 07.06.2017).
[1]Earl J. The future of social movement organizations.The waning dominance of SMOs online. // American Behavioral Scientist. 2015. Vol. 59. № 1. P. 45–48.
[2] Bennett W., Segerberg A. Communication in movements. // Oxford: Oxford University Press. The Oxford handbook of social movements. 2015. P. 372.
[3]Morozov E. Moldova’s Twitter revolution. [Electronic resource] // Foreign policy. URL: http://foreignpolicy.com/2009/04/07/moldovas-twitter-revolution/ (Датаобращения: 05.05.2017).
[4] Xu X., Mao Z. Internet censorship in China: Where does the filtering occur? // International Conference on Passive and Active Network Measurement. Springer Berlin Heidelberg. 2011. P. 136.
[5] Gunitsky S. Corrupting the cyber-commons: social media as a tool of autocratic stability // Perspectives on Politics. 2015. Vol. 13 № 1. P. 47.
[6] Jiang M., Xu H. Exploring online structures on Chinese government portals: citizen political participation and government legitimation // Social Science Computer Review. 2009. Vol. 27. № 2.P. 184.
[7]Greitens S. Authoritarianism online: what can we learn from Internet data in nondemocracies? // Political Science & Politics. 2013. Vol. 46. № 2.P. 263.
[8]He B., Thogersen S. Giving the people a voice?Experiments with consultative authoritarian institutions in China. // Journal of Contemporary China. 2010. Vol. 19. № 66. P. 682.;Truex R. Consultative authoritarianism and its limits. // Comparative Political Studies. 2014. P. 113.
[9] He B., Warren M. Authoritarian deliberation: the deliberative turn in Chinese political development // Perspectives on Politics. 2011. Vol. 9. № 2.P. 276.
[10] Jiang M. and Xu H. Op. cit. P. 184–190.
[11] Итоги рейтингового интернет-голосования [Электронный ресурс] // Формирование общественной палаты 2014-2017. URL: https://2014.oprf.ru (Дата обращения: 05.05.2017).
[12] Общественный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения РФ. URL: www.rosminzdrav.ru/open/supervision/council (Дата обращения: 05.05.2017).
[13] Экспертный совет при Правительстве РФ [Электронный ресурс] // Открытое правительство. URL: www.open.gov.ru/expert_sovet (Дата обращения: 05.05.2017).
[14] О проекте «Активный Гражданин» [Электронный ресурс] // Активный гражданин. URL: https://ag.mos.ru/info (дата обращения: 05.05.2017).
[15] Gunitsky S. Op. cit. P. 47–52.
[16]Toepfl F. Blogging for the sake of the president: the online diaries of Russian governors // Europe-Asia Studies. 2012. Vol. 64. №. 8. P. 1448–1452.
[17] Ibid.
[18] Clift S. E-Government and Democracy [Electronic resource] // Democracies Online Newswire. URL: http://www.dowire.org/publicus/dowireinvite.html (Date of access: 03.05.2017).
[19] Arnstein S. A Ladder of Citizen Participation [Electronic resource] // The City Reader. P. 279-292. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=hAItCgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA279&dq=Arnstein,+Sherry++%22A+Ladder+of+Citizen+Participation,%22&ots=ON41Ba37Ym&sig=VG1mluwYGM4MnYNLabL9zEPyx-s&redir_esc=y#v=onepage&q=Arnstein%2C%20Sherry%20%20%22A%20Ladder%20of%20Citizen%20Participation%2C%22&f=false (Date of access: 05.05.2017).
[20] Stake R. Qualitative Case Studies. // The Sage handbook of qualitative research. 2005. P. 443-455.
[21] Yin R. Case Study Research: Design and Methods. // LA, CA: SAGE. 2014. P. 52-54.
[22] О Портале «Наш Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] // Портал «Наш Санкт-Петербург». URL: https://gorod.gov.spb.ru/about (Дата обращения: 04.05.2017).
[23] Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // СПС КонсультантПлюс.
[24]Бронников И.А. Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации [Электронный ресурс] // МосГУ. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2011/abstracts/Bronnikov_IA.pdf (Дата обращения: 04.05.2017).
[25]Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. // М.: ЮНИТИ. 1993. С. 94.
[26]Тоффлер Э. Метаморфозы власти. [Электронный ресурс] // Библиотека Fort/Da. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/toffler-power_shift-ru-l.pdf (Дата обращения: 04.06.2017).
[27]Луман Н. Что такое коммуникация? [Электронный ресурс ] // Социологический журнал. URL: http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/download/190/4126 (Дата обращения: 04.05.2017).
[28] Habermas J. The Theory of Communicative Action // ed. McCarthy T. Boston: Beacon Press. 1987. Vol. 2. P. 68.
[29] Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society. // Cambridge, MA: MIT Press. 1991. P. 84.
[30] Ibid, p. 200-201.
[31] Ibid, p. 211-222.
[32] Blogs as an Alternative Public Sphere: The Role of Blogs, Mainstream Media, and TV in Russia’s Media Ecology [Electronic resource] // The Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://cyber.law.harvard.edu/publications/2014/blogs_alternative_public_sphere (Date of access: 03.05.2017).
[33]Морозова О.Н. Политическая Интернет-Коммуникация: Ее Роль, Функции И Формы [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-internet-kommunikatsiya-ee-rol-funktsii-i-formy(Дата обращения: 03.05.2017).
[34]Toepfl F. Op. cit. P.1436–1440.
[35] О проекте «Наш Город» [Электронный ресурс] // Москва. Наш город. Портал мэра Москвы Собянина С.С. URL: http://gorod.mos.ru/index.php (Дата обращения 04.05.2017).
[36]Gunitsky S. Op. cit. P. 48–50.
[37]Noesselt N. Microblogs and the adaptation of the Chinese party-state’s governance strategy // Governance. 2014. Vol. 27. № 3. P. 450.
[38]GunitskyS. Op. cit. P. 50.
[39] О проекте «Активный Гражданин» [Электронный ресурс] // Активный гражданин. URL: https://ag.mos.ru/info (датаобращения: 05.05.2017).
[40]He B. and Warren M. Authoritarian deliberation: the deliberative turn in Chinese political development. // Perspectives on Politics. 2011. Vol. 9. № 2. P. 269–289.
[41]Ibid, P. 273.
[42] Newman J. Modernizing Governance: New Labour, Policy and Society. // SAGE Publications. 2001. P. 157.
[43] He B., Thogersen S. Op. cit. P. 675–692.
[44]Freedom in the World. 2016. Russia [Electronic resource] // Freedom House. URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-world/2016/russia (Date of access: 05.05.2017).
[45]Political Participation and Regime Stability: A Framework for Analyzing Hybrid Regimes [Electronic resource] // International Political Science Review. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0192512108097054 (Date of access: 05.05.2017).
[46] Итоги рейтингового интернет-голосования [Электронный ресурс] // Формирование общественной палаты 2014-2017. URL: https://2014.oprf.ru (Дата обращения: 05.05.2017).
[47] Общественный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения РФ. URL: www.rosminzdrav.ru/open/supervision/council (Дата обращения: 05.05.2017).
[48] Экспертный совет при Правительстве РФ [Электронный ресурс] // Открытое правительство. URL: www.open.gov.ru/expert_sovet (Дата обращения: 05.05.2017).
[49] О Портале «Наш Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] // Портал «Наш Санкт-Петербург». URL: https://gorod.gov.spb.ru/about (Датаобращения: 06.06.2017).
[50]Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier [Electronic resource] // Rheingold. URL: http://www.rheingold.com/vc/book/intro.html (date of access: 04.04.2017).
[51]Porter C. A Typology of Virtual Communities: A Multi-Disciplinary Foundation for Future Research [Electronic resource] // Online Lybrary. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1083-6101.2004.tb00228.x/full (date of access: 05.04.2017).
[52]Sun Y., Fang Y., Lim K. H. Understanding sustained participation in transactional virtual communities [Electronic resource] // Ccunix. URL: http://www.ccunix.ccu.edu.tw/~kcchen/EC/Presentations/2012.05.17/Team7.pdf (date of access: 05.04.2017).
[53]Chandler D., Munday R. A Dictionary of Social Media [Electronic resource] // Oxford University Press. URL: www.proxylibrary.hse.ru:2346/view/10.1093/acref/9780191803093.001.0001/acref-9780191803093-e-1713?rskey=VBRg8Y&result=1 (date of access: 05.04.2017).
[54] Russian Federation. Data [Electronic resource] // UN E-Government Knowledge DataBase. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/Country-Information/id/141-Russian-Federation (Date of access: 07.06.2017).
[55] Москвичи про «Активный Гражданин» [Электронный ресурс] // «Левада-Центр». URL: http://www.levada.ru/2016/01/12/moskvichi-doveryayut-aktivnomu-grazhdaninu/ (Дата обращения: 07.06.2017).
[56] Москвичи доверяют «Активному Гражданину» [Электронный ресурс] // Газета КоммерсантЪ. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2889711 (Дата обращения: 07.06.2017).
[57]Проект «Активный гражданин», или как мэрия Москвы собирает информацию о горожанах [Электронный ресурс] // Медиаликс. URL: http://medialeaks.ru/2603_ag (Дата обращения: 08.06.2017).
[58] Активного гражданина» подозревают в фиктивности [Электронный ресурс] // Газета КоммерсантЪ. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2838141 (Дата обращения: 08.06.2017).
[59] Там же.
[60] О проекте «Активный Гражданин» [Электронный ресурс] // Активный гражданин. URL: https://ag.mos.ru/info (дата обращения: 08.06.2017).
[61] Реновация в один клик [Электронный ресурс] // Новая Газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/05/13/72422-renovatsiya-v-odin-klik (Дата обращения: 08.06.2017).