В 1881 году Германская империя получила Конституцию
Верхней палатой империи являлся Союзный совет - - бундесрат. Нормы представительства Земель в бундесрате были установлены самой конституцией. Из 58 депутатов бундесрата 17 представляли Пруссию, остальные государства империи имели в нем от одного до шести депутатов (табл. 12-Б).
Конституция представляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Он имел постоянный аппарат, специализированный в разных областях государственной деятельности. Решающее влияние на работу бундесрата оказывала Пруссия. Председателем Союзного совета (бундесрата) был канцлер империи - - прусский министр, назначаемый прусским королем.
Для отрицательного решения по любому из важных вопросов политики достаточно было 14 голосов, меж тем как Пруссия (одна!) имела в бундесрате 17 голосов (а затем даже 22).
Господство Пруссии было столь очевидно, что мелкие государства воздерживались от делегирования своих представителей в бундесрат.
Иногда рейхстаг отклонял правительственный законопроект, тогда правительство легко обходило это препятствие, проведя через бундесрат несколько отредактированный «указ» - - с тем же содержанием, что и отклоненный рейхстагом закон. Никакого контроля над министрами рейхстаг не имел. Рейхстаг избирался всеобщим мужским избирательным правом при тайном голосовании. Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета, и это не раз делалось.
Имперское правительство было представлено в единственном лице - - канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало. Министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, его заместителями (по данному ведомству). Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии, оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д. На долю всех местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов.
Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 г. была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.
Германская Конституция 1871 г. установила авторитарную конституционную монархию с федеративным государственным устройством и явилась выражением союза между феодально-юнкерским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.
Объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны. Вскоре Германия станет перегонять Англию. Вместе с тем быстро росла численность немецкого рабочего класса. Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. В 1867 г. за кандидатов этой партии голосовало уже полмиллиона человек. В создавшейся ситуации Бисмарк прибег к мерам уголовной и административной репрессии. По его настоянию рейхстаг проводит так называемый исключительный закон против социалистов 1878 г. Тюремное заключение и крупный штраф угрожали каждому за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений» (табл. 13).
На основе «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для 1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, к ней принадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено. При всем этом «исключительный закон» не дал ожидаемых результатов и вскоре был отменен (табл. 14).