Понятие, стадии и принципы правотворчества.
Понятие, стадии и принципы правотворчества.
Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон.
Принципы правотворчества - это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм. Правотворчеству присущи следующие принципы:
-научность (изучение потребностей принятия закона);
-законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
-гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
-демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
-профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
-оперативность (своевременность издания нормативных актов).
Стадии правотворчества представляют собой последовательные и взаимосвязанные правотворческие действия, из которых складывается процесс создания нормативных актов. Наиболее развернутой формой правотворческой деятельности является законодательная практика:
1. Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
2. Подготовка проекта закона. При составлении текста проекта используют два принципа: ведомственный и парламентский (В соответствии с ведомственным принципом проект составляют специалисты соответствующего ведомства. В соответствии с парламентским принципом разработкой текста проекта занимаются постоянные комиссии и комиссии высшего законодательного органа)
На данной стадии происходит:
а) составление текста проекта,
б) предварительное обсуждение проекта (проводится с привлечением заинтересованных органов, организаций и широких слоев общественности),
в) согласование проекта (вынесение предложений по тексту проекта заинтересованными органами, в первую очередь органами юстиции, прокуратуры, МВД и Верховного Суда) и его доработка.
3. Внесение законопроекта в соответствующий правотворческий
орган. Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, которая содержит обоснование необходимости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений.
Комитет по законодательству Государственной Думы проводит экспертизу проекта и включает его в повестку дня очередного заседания Думы.
4. Обсуждение проекта. Рассмотрение проекта осуществляется в двух-трех чтениях:
- при первом чтении проекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад рабочей комиссии, депутаты высказывают предложения и замечания в форме поправок. Одобряются или отклоняются основные положения проекта;
- при втором чтении с докладом выступает представитель комиссии, проводившей доработку. Обсуждение проводится в целом, по разделам либо постатейно. В результате законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. В последнем случае проводится третье чтение.
5. Принятие проекта посредством процедуры голосования: простым большинством и квалифицированным. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос). Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.
6. Подписание закона. Принятый закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона отводится 14 дней. Президент может использовать право вето и отклонить закон. В таком случае Совет Федерации либо Государственная Дума могут преодолеть вето Президента путем принятия закона 2/3 голосов. Вновь принятый закон подлежит подписанию в течение 7 дней после поступления к Президенту.
7. Официальное опубликование принятого нормативного акта. Принятые законы публикуются в специальных изданиях, газетах и официально оглашаются. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания. Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если опубликованный закон не предусматривает другого порядка вступления в силу. Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».