Контрольные мероприятия и сроки их проведения. 1. ДЗ №1 часть 1 «Векторная алгебра»
Модуль 1
1. ДЗ №1 часть 1 «Векторная алгебра»
Срок выдачи 2 неделя, срок сдачи - 7 неделя
2. ДЗ №1 часть 2 «Прямые и плоскости»
Срок выдачи 1 неделя, срок сдачи - 9 неделя
3. Контроль по модулю №1 (РК №1) «Векторная алгебра, прямые и плоскости».
Срок проведения – 10 неделя
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студента заключается в проработке материала лекций, подготовке к выполнению лабораторных работ, входному контролю готовности к выполнению лабораторной работы, оформлении отчетов по лабораторным работам;
выполнении индивидуального задания по тематике лабораторной работы, которое расценивается как защита лабораторной работы. Индивидуальное задание включает в себя 4-6 практических и расчетных задач. Самостоятельная работа является как домашней, так и аудиторной (в том числе под контролем преподавателя на консультациях).
Домашнее задание (ДЗ1) : Строение вещества, химия элементов и их соединений (модуль 1) выдается на 1 неделе, сдача на 7 неделе .
Домашнее задание (ДЗ2) : Общие закономерности протекания химических процессов (модуль 2) выдача на 8 неделе, сдача на 12 неделе.
Домашнее задание (ДЗ3):Химические и электрохимические процессы в растворах. (модуль 2) выдача на 13 неделе, сдача на 16 неделе.
Пример контроля по модулю 1. Разделы: строение вещества (атом, молекула, кристалл) и окислительно-восстановительные реакции.
Рекомендуемая литература: ОЛ – 1, Гл.3,4; ОЛ – 2, Гл.1,3-5; ОЛ- 3, Гл.1,3-5; ОЛ – 4, Гл.1-3; ОЛ-5 , Гл.1-4; ДЛ – 7-12; МП – 13-16.
Типовое задание
1. Укажите значения квантовых чисел n, l , ml дляэлектронов внешнего энергетического уровня атома. Составьте полную электронную формулу атома Покажите распределение электронов по квантовым ячейкам. Изобразите электронографическую диаграмму внешнего энергетического уровня в основном и возбужденном состояниях атома.
2.Используя метод молекулярных орбиталей, изобразите энергетические диаграммы частиц, определите порядок связи, сравните прочность связи, укажите характер магнитных свойств частиц.
3.С позиций метода валентных связей объясните образования молекулы, укажите тип гибридизации орбиталей центрального атома, наличие σ - и π – связей, изобразите геометрическую форму молекулы.
4.Определите структурный тип решетки, в которой кристаллизуется данное вещество (структурные типы CsCl, или NaCl), используя экспериментальные данные (плотность вещества, параметр элементарной ячейки), рассчитайте радиус катиона при известном радиусе аниона, изобразите элементарную ячейку, укажите координационные числа атомов (ионов).
5.Подберите коэффициенты к уравнениям окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронно-ионного баланса, укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Пример контроля по модулю 2. Разделы: Химическая термодинамика и химическая кинетика.
Рекомендуемая литература: ОЛ – 1, Гл. 3-5; ОЛ – 2, Гл.6-10; ОЛ – 3, Гл.6-10; ОЛ – 4, Гл.4-5; ОЛ – 5, Гл.5-7; ДЛ - 7-12.
Типовое задание
1. Определите стандартный тепловой эффект реакции при изобарном и изохорном ее проведении.
2-Рассчитайте энтропию каждого компонента в газовой смеси, подчиняющейся законам идеальных газов и энтропию смеси.
3. Определите, при какой температуре в системе устанавливается химическое равновесие, укажите, используя уравнение изобары, в каком направлении протекает реакция при температуре, отличающейся от равновесной в большую или меньшую сторону.
4. Для данной химической реакции при заданных температуре Т, порядке реакции n, начальных концентрациях реагентов С0 , времени полупревращения t1/2 определите время, за которое прореагирует указанная доля исходного вещества α .
Пример контроля по модулю 3.Разделы электрохимические явления и процессы.Коррозия и защита металлов от коррозии.
Рекомендуемая литература: ОЛ – 1, Гл. 16-19; ОЛ – 2, Гл.16-22; ОЛ – 3, Гл.11-14,16-18; ; ОЛ – 5, Гл.8-10; ДЛ - 7-12.
Типовое задание
1. Рассчитайте значение произведения растворимости (ПР), если известна растворимость S вещества в воде при Т=const.
2.Опишите процессы, происходящие при атмосферной коррозии (рН=7) луженого железа и луженой меди при нарушении целостности покрытия.
3. Напишите уравнения самопроизвольно протекающей реакции по следующим данным:
уравнения полуреакций : φ0, В
PbO2 + 4H+ + 2e Pb2+ +2H2O , +1.455
Cl2 + 2e 2Cl-, +1,359.
Рассчитайте константу равновесия для стандартных условий.
4. При электролизе водного раствора SnCl2 на аноде выделилось 120л хлора, измеренного при нормальных условиях, Какое вещество и в каком количестве выделилось на катоде? Напишите уравнения анодного и катодного процессов и уравнение реакции, осуществляемой в электролизере.
5. Рассчитайте потенциал цинка, корродирующего в растворе хлорида цинка с молярной концентрацией 0,003моль/л, Коэффициент активности электролита равен 0,88.
Литература
Основная литература (ОЛ)
1. Гуров А.А., Бадаев Ф.З., Овчаренко Л.П., Шаповал В.Н. Химия. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. -748 с.
2. Горбунов А.И., Гуров А.А.. Филиппов Г.Г., Шаповал В.Н. Теоретические основы общей
химии. – М.: МГТУ, 2001-719с.
4. Горбунов А.И., Филиппов Г.Г., Федин В.И. Химия. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 687 с.
5. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. М.: Химия,2000 –593 с.
6. Коровин Н.В. Общая химия. М.: Высшая школа, 1998. – 557 с.
7. Ермолаева В.И., Горшкова В.М., Слынько Л.Е. Химия элементов. Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.- 176 с.
Дополнительная литература (ДЛ))
1. Корнев Ю.М., Григорьев А.Н., Желиговская Н.Н. и др. Задачи и вопросы по общей и неорганической химии с ответами и решениями. – М.: Мир, 2004.
2. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Задачи по общей и неорганической химии. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Фадеев Г.Н., Двуличанская Н.Н., Степанов М. Б., Матакова С.А. Решение задач по курсу «Химия» для нехимических вузов. Ч. 2 - М.: Дом педагогики, 2008. – 64 с.
4. Задачи по общей и неорганической химии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева; под ред. Р.А. Лидина. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. – 383 с.
5. Задачи и вопросы по общей и неорганической химии с ответами и решениями / Ю.М. Коренев, А.Н. Григорьев, Н.Н. Желиговская, К.М. Дунаева. – М.: Мир, 2004. – 368 с.
6. Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева. Химические свойства неорганических веществ. М.: КолосС, 2008-480с.
Методические пособия
1. Березина С.Л., Голубев A.M., Горшкова В.М. и др. Лабораторный практикум по курсу химии для технических университетов, ч. 1, ч.2: Методические указания. /Под ред. Фадеева Г.Н./ – М.: МГТУ, 2005, 2009.
2. Романко О.И., Смирнов А.Д., Батюк В.А. Методические указания к выполнению домашнего задания по базовому курсу химии (примеры решения). Ч.1. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001,с. 15.
3. Методические разработки кафедры к лабораторным работам.
4. Методические указания к выполнению домашнего задания по курсу общей химии. /Под ред. Ермолаевой В.И./ – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана ,2003, с.48.
5. Сборник контрольных вопросов и задач для защиты лабораторных работ по курсу химии: Метод. указания /С.Л. Березина, А.М. Голубев, Е.Е. Гончаренко и др.; Под ред. А.М. Голубева - М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2009. – 84 с.
Рекомендуемые Интернет-сайты:
Информатика
Дисциплина состоит из 4-х учебных модулей и зачета.
Модуль 1
Таблица 9.1
Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы | Сроки проведения или выполнения,недели | Трудоёмкость,часы | Примечание |
Лекции | 1-4 | ||
Упражнения | 1-4 | ||
Контрольная работа | |||
Практические занятия | 1-4 |
Модуль 2
Таблица 9.2
Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы | Сроки проведения или выполнения,недели | Трудоёмкость,часы | Примечание |
Лекции | 5-8 | ||
Упражнения | 5-8 | ||
Рубежный контроль №1 | |||
Практические занятия | 1-4 |
Модуль 3
Таблица 9.3
Лекции | 9-13 | ||
Упражнения | 9-13 | ||
Рубежный контроль №1 | |||
Практические занятия | 1-4 |
Модуль 4
Таблица 8.3
Лекции | 14-17 | ||
Упражнения | 14-17 | ||
Контрольная работа | |||
Практические занятия | 14-17 |
Модуль 1.
Лекции
Лекция 1.-2. Введение. Информация и информатика Основные задачи учебной дисциплины. Основные понятия: информация, информатизация, информационные технологии, информатика. Алгебра логики. Системы счисления.
История развития вычислительной техники. Вычислительная техника и научно-технический прогресс. Использование ЭВМ в научной, инженерной и экономической областях. Применение ЭВМ в интеллектуальных системах принятия решений и управления, в системах автоматизированного проектирования.
Упражнения
Занятие 1. Освоение среды разработки. Особенности проведения процесса отладки. Разработка и отладка приложения линейной структуры.
Занятие 2. Разработка и отладка приложений разветвляющейся структуры
Занятие 3. Разработка и отладка приложений циклической структуры
Занятие 4. Контрольная работа 1..
Практические занятия
Занятие 1. Освоение среды разработки. Особенности проведения процесса отладки. Разработка и отладка приложения линейной структуры.
.
Занятие 2. Разработка и отладка приложений разветвляющейся структуры.
Занятие 3. Разработка и отладка приложений циклической структуры
Занятие 3. Контрольная работа 1.
Модуль 2.
Лекции
Лекция 3-4. Технические средства ЭВМ. Обобщенная структурная схема ЭВМ. Процессор и оперативная память. Система команд компьютера. Принцип автоматической обработки информации в ЭВМ. Представление информации в ЭВМ. Основные технические характеристики ЭВМ.
Внешние запоминающие устройства. Размещение информации на носителях. Основные технические характеристики. Устройства ввода-вывода информации. Клавиатура, дисплей, принтеры, мышь и т.д.
Структурная схема ЭВМ. Внешние устройства персональных ЭВМ. Основные технические характеристики. Классификация ЭВМ.
Упражнения
Занятие 5-6. Разработка и отладка приложений, использующих основные алгоритмы обработки.
Занятие 7-8. Разработка и отладка приложений для решения типовых задач
Практические занятия
Занятие 1. Разработка и отладка приложений, использующих основные алгоритмы обработки Занятие 2. Разработка и отладка приложений разветвляющейся структуры
Занятие 3. Разработка и отладка приложений для решения типовых задач
Занятие 4. Рубежный контроль.
Модуль 3.
Лекции
Лекция 5-7. Программное обеспечение ЭВМ
Назначение, состав и структура программного обеспечения. Организация взаимодействия пользователя с ЭВМ. Обработка программ под управлением ОС. Обобщенная структура операционной системы. Краткая характеристика современных операционных систем: WINDOWS, UNIX, LINUX.
Организация файловой структуры. Дружественный интерфейс. Драйверы. Сервисные средства. Пакеты прикладных программ. Общая характеристика языков программирования, области их применения. Компиляторы и интерпретаторы. Системы программирования.
Упражнения
Занятие 9-10. Разработка и отладка приложений по обработке строковой информации.
Занятие 11-12. Разработка и отладка приложений по обработке записей.
Практические занятия
Занятие 1. Разработка и отладка приложений по обработке строковой информации.
Занятие 2. Разработка и отладка приложений по обработке записей.
Занятие 3. Рубежный контроль .
Модуль 4.
Лекции
Лекция 8. Вычислительные комплексы и сети. Экономическая эффективность применения ЭВМ различных классов. Обмен информацией между процессами на удаленных ЭВМ. Структура вычислительных сетей. Локальные сети. Сетевые протоколы. Доменные имена.
Лекция 9. Базы данных. СУБД.
Типы баз данных. Структура базы данных. Требования к базам данных. Реляционные модели данных. Системы управления базами данных. Основные функции СУБД.
Упражнения
Занятие 13-14. Разработка и отладка приложений по обработке строковой информации.
Занятие 15-16. Разработка и отладка приложений по обработке записей.
Практические занятия
Занятие 1. Разработка и отладка приложении, использующего типизированные текстовые файлы.
Занятие 2 Разработка и отладка приложений с использованием подпрограмм.
Занятие 3. Контрольная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная проработка курса лекций, учебников
Самостоятельная проработка семинаров
Подготовка к занятиям в компьютерных классах
Подготовка к контрольным работам
Литература
Основная литература (ОЛ)
1. Иванова Г.С. Основы программирования: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 416 с., ил. (Сер. Информатика в техническом университете).
2. Иванова Г.С., Ничушкина Т.Н., Пугачев Е.К. Объектно-ориентированное программирование: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Ивановой. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. – 320 с., ил. (Сер. Информатика в техническом университете).
3. Керман, Митчелл, К. Программирование и отладка в Delphi. Учебный курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2004.- 672 с.: ил.
4. Культин Н.Б. Основы программирования в Turbo Delphi/ - СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 384 с.: ил.
5. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов./ – СПб.:Питер, 2007. – 640 с.: ил.
6. Тюкачев Н.А., Рыбак К.С., Михайлова Е.Е. Программирование в Delphi для начинающих. Учебное пособие.- СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 384 с.: ил.
7. Окулов С.М., Ашихнина Т.В., Бушмелева Н.А. и др. Задачи по программированию.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 820 с.
Дополнительная литература (ДЛ))
8. Руководство пользователя OpenOffice.org2.-СПб.: БХВ – Петербург, 2007.- 320 с.
9. ленов М.Е. Библия Delphi. СПб.: БХВ – Петербург, 2007.- 880с.
10. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.- 406 с.
11. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.- 341 с.
Методические пособия
12. Введение в среду визуального программирования Delphi: Методические указания-Ч.1 /С.В.Борисов, С.С.Комалов, И.Л.Серебрякова и др.; Под ред.Б.Г.Трусова. - М.:Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2003.-65 с.: ил.
13. Введение в среду визуального программирования Delphi: Методические указания-Ч.2 /С.В.Борисов, С.С.Комалов, И.Л.Серебрякова и др.; Под ред.Б.Г.Трусова. - М.:Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2006.-96 с.: ил.
14. Введение в среду визуального программирования Delphi: Методические указания-Ч.3 /С.В.Борисов, С.С.Комалов, И.Л.Серебрякова и др.; Под ред.Б.Г.Трусова. - М.:Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2007.-79 с.: ил.
15. Исаев А.Л., Куров А.В. Машинная графика в среде программирования Delphi: Учеб.пособие.- М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2006.-65 с.: ил.
16. Ваулин А.С., Криницына Л.Ф., Мартынюк Н.Н. Практикум по программированию в среде Delphi: Методические указания к выполнению заданий по курсу «Информатика».- М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2007.-40 с.: ил.
17. Ю.Е. Алексеев, А.С. Ваулин, А.В. Куров. Практикум по пpогpаммиpованию. Обработка числовых данных. / Под ред. Б.Г. Трусова, - М.: МГТУ, 2008.
Рекомендуемые Интернет-сайты:
Экология
Дисциплина состоит из 2-х учебных модулей и зачета.
Модуль 1
Таблица 10.1
Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы | Сроки проведения или выполнения,недели | Трудоёмкость,часы | Примечание |
Лекции | 1-8 | ||
Рубежный контроль №1 |
Модуль 2
Таблица 10.2
Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы | Сроки проведения или выполнения,недели | Трудоёмкость,часы | Примечание |
Лекции | 9-16 | ||
Аттестация |
Модуль 1.
Лекции
Лекция 1. Введение.
Цель и задачи курса. Предмет, методы и задачи экологии. История развития взаимоотношений человеческого общества и природы. Современная экология как комплексная наука об экосистемах в биосфере, ее место в системе естественных наук. Экология человека, промышленная экология. Экологическое мировоззрение. Современные глобальные экологические проблемы. Законы Коммонера. Единство и многообразие структурной и биохимической организации живого. Основные свойства и функции живых систем; энергия и информация. Уровни организации живых систем.
Лекция 1.Структура биосферы.
Учение о биосфере В.И.Вернадского. Понятие о живом и косном веществе. Свойства живого вещества. Многообразие биологических видов - ведущий фактор организации биосферы. Систематика живой природы. Бактерии, простейшие, грибы, растения, животные. Их роль в формировании природной среды. Биосфера как живая система.
Функции живого в биосфере. Структура и границы биосферы. Роль биотических факторов в формировании современного облика Земли. Роль живого в биогеохимических процессах.
Атмосфера, ее строение и динамика. Изменение газового состава атмосферы в ходе эволюции Земли. Современный состав атмосферы. Термодинамически активные примеси (ТАП).
Гидросфера. Подземные, континентальные воды, Мировой океан. Экологическая зональность в гидросфере.
Литосфера. Строение литосферы.
Лекция 3. Экологические факторы среды.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропотехногенные. Периодические, постоянно действующие и сигнальные факторы среды. Взаимодействие факторов (аддитивность, антагонизм, синергизм). Экологическая ниша.
Общие закономерности действия факторов среды на организмы. Источники энергии для разных организмов. Понятия "толерантность" и "резистентность". Лимитирующий фактор. Правило Либиха; закон Шелфорда. Закономерности адаптации организмов к среде обитания. Стресс как экологический фактор. Гомеостаз. Адаптация, ее типы и уровни. Условия и регуляция воспроизведения организмов.
Лекция 4. Абиотические факторы среды.
Свет - важнейший абиотический фактор для существования биосферы. Радиационный баланс Земли. Спектр солнечного света. Участие света в важнейших биологических процессах в биосфере. Фотосинтез. Основное балансовое уравнение фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза в наземных и водных экосистемах. Температура и ее влияние на биологические процессы. Атмосферные газы, Биогенные макро- и микроэлементы.
Лекция 5. Биотические факторы среды. Формы биологических отношений в сообществе - 2ч.
Гомо- и гетеротипические реакции. Основные типы биологических взаимодействий: симбиоз, мутуализм, конкуренция, паразитизм, протокооперация, хищничество. Фитогенные факторы.
Лекция 6-7. Антропогенные факторы среды.
Понятие об антропогенных факторах. Физические экологически опасные факторы:
электромагнитные излучения и поля, световые факторы, радиация и радиоактивное загрязнение, шумовое загрязнение, инфразвук, вибрация, тепловое загрязнение.
Химические экологически опасные факторы: тяжелые металлы, промышленные химические вещества, пестициды, побочные продукты производства, суперэкотоксиканты.
Биологические опасные факторы: инфекции, интродукция видов в экосистемы, прионные заболевания, генетически модифицированные организмы.
Лекция 8. Среды жизни (гидросфера, наземно-воздушная, почвенная и организменная) - 2ч.
Среда обитания. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды жизни. Основные типы экосистем Земли. Биомы. Природные и природно-антропогенные экосистемы.
Модуль 2.
Лекции
Лекция 9. Биогеохимические циклы.
Биогеохимические циклы основных элементов – азота, фосфора, углерода. Энергетика экосистем. Ежегодный баланс углекислоты в атмосфере. Парниковый эффект. Глобальное изменение климата и его причины.
Лекция 9. Экология популяций.
Определение популяции (генетический и экологический критерии). Основные количественные характеристики популяции (величина и плотность популяции, рождаемость, смертность, кривые выживания). Взаимодействие популяций. Принцип Гаузе. Регуляция численности популяций. Типы кривых роста (J –образная и S- образная кривые роста). Типы экологических стратегий (r-стратегия и k-стратегия).
Лекция 10-11. Структура и функции экосистем.
Экологические группы организмов, их роль в трансформации энергии в биосфере. Метаболизм. Взаимодействие живого и неживого вещества в экосистемах. Основы структурно-функционального единства природных экосистем, биоценоза и биотопа. Значение главных биоценотических компонентов экосистемы – автотрофов и гетеротрофов, участие этих организмов в потоках энергии и круговороте веществ в экосистемах. Трофическая структура биоценозов. Трофические цепи, сети, пирамиды. Правило экологических пирамид. Видовая и пространственная структуры биоценозов. Основные характеристики экосистем. Продуктивность, биомасса, численность продуцентов и консументов в экосистемах.
Определены общие закономерности изменения интегральных и структурных компонентов экосистем в процессе эволюционного развития экосистем в ходе автотрофных и гетеротрофных, первичных и вторичных сукцессий.
Лекция 12. Развитие и эволюция экосистем.
Развитие и эволюция экосистем (сукцессия). Виды экологических сукцессий (первичные, вторичные, автотрофные, гетеротрофные, аутогенные и аллогенные). Закономерности изменения основных структурно-функциональных характеристик в ходе сукцессии. Климакс. Положение различных сообществ в системе классификации основанной на метаболизме.
Лекция 13. Нормирование качества окружающей среды.
Понятие об экологическом и санитарно-гигиеническом нормировании антропогенных воздействий на окружающую среду. Система экологического нормирования. Пороговость действия. Предельно допустимые концентрации веществ в различных средах.
Лекция 14. Мониторинг окружающей среды.
Виды экологического мониторинга – локальный, региональный, глобальный. Дистанционный и контактный методы мониторинга. Контроль качества окружающей среды. Экологическая экспертиза. Законодательные акты Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Международные соглашения об охране биосферы.
Лекция 15. Глобальные экологические проблемы.
Демографический кризис; урбанизация; загрязнение природной среды; эрозия почв и потеря ими плодородия; недостаток пресной воды; разрушение озонового слоя; антропогенное изменение климата (парниковый эффект); изменение биологического разнообразия; снижение устойчивости природных экосистем. Уничтожение природных экосистем и биологических видов, нарушения экологического равновесия, биогеохимического круговорота и энергетического баланса биосферы как основные причины современного экологического кризиса. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Охрана биосферы как одна из важнейших современных задач человечества. Прогноз влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу.
Самостоятельная работа
Домашнее задание, выдача-2неделя, прием-10 неделя.В качестве домашнего задания предусмотрено написание реферативной работы.
Примерный перечень тем рефератов.
1. Экологические кризисы и катастрофы.
2. Методология прогноза экологического риска.
3. Токсичные вещества в пищевых цепях.
4. Региональные аспекты воздействия антропотехногенного загрязнения атмосферного воздуха на состояние наземных экосистем*
5. Региональные аспекты воздействия загрязнения водной среды на состояние водных экосистем *
6. Региональные аспекты воздействия загрязнения почвы на состояние окружающей природной среды*
7. Региональные проблемы здоровья населения связанные с воздействием испытаний ядерного оружия *
8. Региональные проблемы здоровья населения связанные с загрязнением источников питьевого водоснабжения*
9. Региональные проблемы здоровья населения связанные с загрязнением атмосферного воздуха *
10. Региональные проблемы здоровья населения связанные с загрязнением почв токсическими веществами *
11. Экспериментальные исследования особенностей комбинированного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения (или) окружающую природную среду *
12. Эпидемия прионных болезней (болезни коровьего бешенства) в ХХ-ХХ1 веке, как результат нарушения традиционных биотехнологий
13. Медленные цепные реакции в природе на примере распространения эпидемии прионных болезней
14. Генетически модифицированные организмы (ГМО) – возможные экологические и медицинские риски их производства и использования
15.Анализ возможных последствий реализации планов по «улучшению» природы на примере проектов переброски стока рек: Европейского части России или рек Сибири.
16. Захоронение опасных химических веществ (дампинг) – возможные экологические риски.
17. Супертоксиканты : эколого- медицинские риски связанные с их производством и использованием.
18. Анализ причин кризисной демографической ситуации в России («Русский Крест»). Прогнозы развития демографической ситуации в ХХ1 веке.
19. Влияние запусков космических аппаратов на окружающую природную среду и здоровье населения проживающего около полигонов
Литература
Основная литература (ОЛ)
1. Корсак М.Н., Мошаров С.А., Пестряков А.П., Кроленко М.И., Титов Е.В. Экология: учебное пособие (под ред. проф. С.В. Белова), М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007.
2. Одум Ю. Экология, тт.1-2. М., Мир, 1986.
3. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология, М.: МГУИЭ, 2000.
4. Шилов И. А. Экология. М.. Высшая школа, 1998.
Дополнительная литература (ДЛ))
1. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы и ее окружения. М., Наука, 1987.
2. Вернадский В.И. Биосфера. М., Мысль, 1967.
3. Реймерс Н.Ф. Экология, теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., Россия молодая, 1994.
4. Голубев Г.Н. Геоэкология. М., изд. МГУ, 1999.
5. Гиляров A.M. Популяционная экология. М., изд. МГУ, 1990.
6. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М., 1994.
7. Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1984.
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Дисциплина состоит из 3-х учебных модулей и зачета.
Модуль 1
Таблица 11.1
Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы | Сроки проведения или выполнения,недели | Трудоёмкость,часы | Примечание |
Лекции | 1-3 | ||
Домашние задания текущие | 1-3 | ||
Рубежный контроль №1 |
Модуль 2
Таблица 11.2
Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы | Сроки проведения или выполнения,недели | Трудоёмкость,часы | Примечание |
Лекции | 7-11 | ||
Домашние задания текущие | 7-11 | ||
Рубежный контроль №1 |
Модуль 3
Таблица 11.3
Лекции | 12-16 | ||
Домашние задания текущие | 12-16 | ||
Рубежный контроль №1 |
Модуль 1
Лекции
Лекция 1. Введение
Предмет и задачи начертательной геометрии. Основные понятия, символы и обозначения. Основные свойства проективного пространства. Метод проекций. Инвариантные свойства ортогонального проецирования. Проецирование точки на две плоскости проекций. Проецирование точки на три плоскости проекций.
ОЛ-1 гл. 1.
Лекция 2. Проецирование прямой
Прямая общего положения. Задание прямой на чертеже. Принадлежность точки прямой. Следы прямой. Прямые частного положения. Определение длины отрезка прямой общего положения и углов наклона прямой к плоскостям проекций. Взаимное положение прямых.
ОЛ-1 гл. 1.
Лекция 3. Проецирование плоскости
Плоскость общего положения. Задание плоскости на чертеже. Следы плоскости. Точка и прямая в плоскости. Прямые линии особого положения в плоскости. Плоскости частного положения. Взаимное положение прямой и плоскости и двух плоскостей. Пересечение плоскостей. Пересечение прямой и плоскости.
ОЛ-1 гл. 1.
Упражнения
Занятие 1.
Проецирование точки. Метод проекций. Инвариантные свойства ортогонального проецирования. Проецирование точки на две плоскости проекций. Проецирование точки на три плоскости проекций.
Занятие 2.
Проецирование прямой. Точка на прямой. Определение длины отрезка прямой и углов наклона ее к плоскостям проекций. Следы прямой. Частные положения прямой относительно плоскостей проекций. Теорема о частном случае проецирования прямого угла. Взаимное положение прямых.
Занятия 3-6.
Проецирование плоскости. Точка и линия на плоскости. Углы наклона плоскости к плоскостям проекций. Следы плоскости. Построение плоских фигур. Взаимное положение прямой и плоскости, двух плоскостей. Параллельность прямой и плоскости, двух плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей
Модуль 2
Лекции
Лекция 4. Способы преобразования ортогональных проекций
Способ замены плоскостей проекций. Способ вращения вокруг проецирующей прямой. Способ вращение вокруг прямой уровня.
ОЛ-1 гл. 2.
Лекция 5. Линия
Понятия и определения. Инвариантные свойства проецирования линии. Ортогональные проекции линии. Касательная и нормаль к плоской кривой. Кривизна плоской кривой. Цилиндрическая винтовая линия.
ОЛ-1 гл. 3.
Лекция 6. Поверхности
Поверхность. Понятия и определения. Образование. Определитель. Классификация. Линейчатые поверхности. Поверхности параллельного переноса. Поверхности вращения. Винтовые поверхности. Точка и линия на поверхности.
ОЛ-1 гл. 4.
Упражнения
Занятие 1.
Проецирование точки. Метод проекций. Инвариантные свойства ортогонального проецирования. Проецирование точки на две плоскости проекций. Проецирование точки на три плоскости проекций.
Занятие 2.
Проецирование прямой. Точка на прямой. Определение длины отрезка прямой и углов наклона ее к плоскостям проекций. Следы прямой. Частные положения прямой относительно плоскостей проекций. Теорема о частном случае проецирования прямого угла. Взаимное положение прямых.
Занятия 3-6.
Проецирование плоскости. Точка и линия на плоскости. Углы наклона плоскости к плоскостям проекций. Следы плоскости. Построение плоских фигур. Взаимное положение прямой и плоскости, двух плоскостей. Параллельность прямой и плоскости, двух плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей.
Занятия 7-9.
Способы преобразования чертежа. Способ замены плоскостей проекций. Способ вращения вокруг оси, перпендикулярной к плоскости проекций, и вокруг оси, параллельной плоскости проекций.
Модуль 3
Лекции
Лекция 7. Пересечение поверхностей
Построение линии пересечения поверхностей, одна из которых занимает проецирующее положение. Конические сечения. Построение линии пересечения поверхностей общего положения. Алгоритм решения. Применение вспомогательных плоскостей при построении линии пересечения поверхностей. Применение вспомогательных сфер при построении пересечения поверхностей. Частные случаи пересечения поверхностей второго порядка. Теорема Монжа.
.ОЛ-1 гл. 5.
Лекция 8. Плоскость касательная к поверхности
Плоскость касательная к поверхности. Различные случаи касания плоскости и поверхности. Нормаль к поверхности. Конус касательных и конус нормалей к поверхности вращения.
ОЛ-1 гл. 6.
Лекция 9. Пересечение линии и поверхности
Пересечение линии и поверхности, когда одна из геометрических фигур – проецирующая. Пересечение линии и поверхности, когда обе геометрические фигуры – общего положения. Алгоритм решения. Определение точки пересечения прямой с цилиндрической поверхностью с использованием вспомогательной проецирующей плоскости и вспомогательной плоскости общего положения. Развертки поверхностей. Понятия и определения.
ОЛ-1 гл. 7.
Упражнения
Занятия 10-11.
Построение недостающих проекций точек, принадлежащих поверхности. Построение очерков заданных поверхностей. Построение недостающих проекций линий, принадлежащих поверхности.
Занятия 12-13.
Построение линии пересечения плоскости с поверхностью. Построение натурального вида сечения заданной геометрической фигуры с плоскостью.
Занятие 14.
Построение линии пересечения поверхностей, одна из которых занимает проецирующее положение.
Занятие 15 -17.
Построение линии пересечения поверхностей общего положения. Частные случаи пересечения поверхностей второго порядка.
Самостоятельная работа
МОДУЛЬ 1
Домашнее задание №1. “Плоская фигура”
Сроки выполнения: выдача – 1-я неделя; прием –6-я неделя.
Выполняется построение плоской фигуры на формате А3.
ОЛ – 2, МП – 6.
МОДУЛЬ 2
Домашнее задание №2.
Часть 1. “Пространственная фигура”
Сроки выполнения: выдача – 5-я неделя; прием – 8-я неделя.
Выполняется построение пространственной фигуры на формате А3.
ОЛ – 2, МП – 6.
Часть 2. “Способы преобразования чертежа”
Сроки выполнения: выдача –7-я неделя; прием – 10-я неделя.
Решаются задачи на способы преобразования чертежа. Формат А3.
ОЛ – 2, МП – 6.
МОДУЛЬ 3
1.Домашнее задание №3
Часть 1. “Пересечение поверхностей”
Сроки выполнения: выдача – 10-я неделя; прием – 15-я неделя.
Решается задача на построение линий пересечения поверхностей на формате А3.
ОЛ – 2, МП – 6.
Часть 2. “Пересечение прямой с поверхностью. Касательная плоскость и нормаль к поверхности”
Сроки выполнения: выдача – 11-я неделя; прием – 15-я неделя.
Решается задача на пересечение прямой с поверхностью. Построение плоскости, касательной к поверхности, в заданной на поверхности точке. Построение нормали к поверхности. Объем работы – 1 формат А3.
ОЛ – 2, МП – 6.