Коммунальное самоуправление в Германии

Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Государство отдает часть своих функций органам самоуправления.

Статус общин в Германии характеризуют следующие положения:

община выполняет все административные функции за исключением тех случаев, когда выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

община регулирует сферу своей деятельности посредством Устава, который не противоречит закону;

община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне.

Выделяют четыре основных типа организационного устройства общин: а) магистратный; б) бургомистерский; в) северогерманский; г) южно-германский.

Реформа МСУ в РФ

В советское время на всех уровнях осуществлялось управление советами народных депутатов. Конституция РСФСР 1978г. и Конституция СССР 1977г. признавали советы народных депутатов органами государственной власти и включались в единую систему управления страной. Власть делилась следующим образом: советами создавались исполнительные комитеты, выполнявшие исполнительно-распорядительные функции в рамках единой власти.

Система советов народных депутатов и система исполкомов отличалась строгой иерархичностью, большое влияние на деятельность советов оказывали партийные организации. На 19-й партийной конференции было принято решение о реформировании политической системы страны. В первую очередь, реформирование системы советов. Был создан съезд народных депутатов и проведены выборы народных депутатов в 1989 году. Впервые развернулась борьба за депутатские места.

Реформа местного самоуправления начинается с 1990-го года:

1 этап: 3 апреля 1990г. вышел закон СССР «Об общих началах МСУ и местного хозяйства в СССР» (первый нормативно-правовой акт СССр, вводивший понятие «МСУ»). Однако, закон не определял, относится ли МСУ к системе ГУ или является самостоятельным институтом публичного права, не предполагалось изменение существующей системы Советов, менялся только их статус. Все существующие Советы были переименованы в представительства ОМСУ. Вышестоящим органам исполнительной власти запрещалось вмешиваться в деятельность Советов. Гарантиями финансовой и экономической независимости Советов должна была стать коммунальная собственность и закрепление подоходного налога. Однако на практике эти нормы законов не были реализованы на практике.

2 этап (1991 – 1993г.г.) В июне 1991г. был принят закон РСФСР «О МСУ РСФСР». МСУ определялось как система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения исходя из интересов населения. Определялись территориальные, финансовые, экономические и организационные основы этого института, формировалась многоуровневая система Советов. Советы народных депутатов избирались населением и являлись коллегиальным органом. Они избирали председателя и его заместителя, которые работали на постоянной основе. Районные и городские советы из своего состава выбирали малые советы, выполнявшие полномочия советов между сессиями. Представительные органы Советов утверждали структуру местной администрации. Руководитель местной администрации должен был избираться населением, он формировал штат администрации и руководил на принципах единоначалия. Но эта часть закона не была реализована, в 1991г. был введен запрет на выборы глав администраций. С ноября 1991г. главы местных администраций назначались вышестоящими главами по согласованию с Советами.

Был принят закон «О разграничении государственной собственности (на федеральную, региональную, муниципальную)».

В октябре 1993г. начался новый этап. Указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов МСУ в РФ» - прекращал деятельность Советов народных депутатов, их функции переданы местным администрациям. 26 октября 1993г. подписан Указ Президента РФ «О реформе МСУ в РФ».

Таким образом, в городах и районах оформлялось МСУ.

4 этап (декабрь 1993г. – принятие новой Конституции). В качестве основ конституционного строя вводится МСУ как особая форма народовластия. Таким образом, Конституция впервые установила, что ОМСУ не входят в систему ОГВ.

В 1995г. – ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Закон ввел понятие МО, выборные органы, определил основные признаки МСУ, территории на которых осуществлялось МСУ, позволил создать различные типы МО: районы, города, субъекты РФ получили право самостоятельно определять территории, на которых будут формироваться МО.

В субъектах сложилось множество форм и моделей организации МСУ:

1. районная модель – муниципалитеты создавались на уровне административных районов, более низкие уровни МСУ не предусматривались. В распоряжении ОВ районов находились муниципальная собственность и бюджет. В городах, поселках могли создаваться территориальные подразделения администрации МО. Финансирование деятельности осуществлялось по сметам доходов и расходов.

2. поселенческая – муниципалитеты формировались на уровне отдельных поселений. На районном уровне создавались территориальные органы ГВ, которые решали межмуниципальные проблемы. (пример, РТ)

3. двухуровневая – муниципалитеты создавались как на уровне отдельных поселений, так и на уровне административных районов. На каждом уровне должны были формироваться выборные ОМСУ, приниматься местный бюджет. На практике бюджеты поселенческого уровня.

ФЗ 1995г. не был в полной мере реализован на территории РФ. Были выявлены существенные проблемы:

- Недостаточность финансовой базы;

- Плохо были прописаны вопросы местного значения.

Наши рекомендации