Вопрос № 6. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы.
Конституция РФ содержит определение РФ как социального государства ст. 7, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Глобальной задачей социально ориентированной экономики нашей страны является деятельность по социальной защите всех социально-демографических групп населения. Конституция РФ в ст. 39 предусматривает право на социальное обеспечение всех граждан страны. Эта конституционная норма является основой социального обслуживания и социальной защиты населения.
Правовые документы, регулирующие вопросы социальной работы, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.
На международном уровне принимаются регламентирующие и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди таких международных актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и др. Эти документы имеют в России силу постольку, поскольку они ратифицированы нашим государством.
Основные федеральные акты - это Конституция РФ и федеральные конституционные законы: Гражданский кодекс, Семейный, Трудовой и другие кодексы; федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"и др. Также к нормативным документам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.
На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству, дополняют и конкретизируют его, исходя из региональных особенностей и возможностей.
На муниципальном уровне действуют нормативно-правовые документы муниципальных образований (принятые городскими, окружными, районными, сельскими, поселковыми органами власти).
На ведомственном уровне разрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе (положения о различных центрах социального обслуживания граждан).
Профессиональная этика — паука, предметом которой является профессиональная мораль как один из срезов общественной нравственности, т.е. особенности нравственного сознания и поведения людей определенного вида профессии, которые объясняются их профессиональной принадлежностью; нормативная дисциплина, в которой систематизируются и формулируются складывающиеся в моральном сознании общества требования к нравственному смыслу деятельности профессионала; свод принципов, норм и правил профессиональной морали, т.е. моральный кодекс.
Таким образом, в современной научной литературе понятие профессиональной этики используется в двух значениях:
- как наука об особенностях сознания и поведения людей определенной профессии, которые объясняются их профессиональной принадлежностью, о нравственных аспектах труда профессионала;
— свод норм и правил профессиональной морали, т.е. этический кодекс.
Таким образом, профессиональная этика — это:
1) кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;
2) способы обоснования данных кодексов с точки зрения социального и культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.
Содержание профессиональной этики определяется наличием и функционированием специфических понятий, которые представляют собой конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали применительно к условиям определенного вида деятельности.
Профессиональный долг не только определяет общие правила выполнения специалистом своих служебных обязанностей, но и порой предписывает его поведение в различных ситуациях, он закрепляется в соответствующих кодексах той или иной профессии (психолога, социолога, журналиста и др.). Так, психолог, социолог, врач могут испытывать давление со стороны некоторых лиц (в том числе и руководящих), стремящихся выведать сведения различного рода из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев. Соблюдение нравственных требований профессионального долга необходимо и весьма важно для специалистов любой профессии.
Составной частью профессионального долга выступает понятие профессиональной ответственности, которое отражает особое социальное и моральное отношение специалиста к другим людям, к обществу и характеризуется выполнением им своего нравственного долга. Профессиональная ответственность определяет способность человека сознательно выполнять определенные нравственные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата. Следующим основным понятием профессиональной этики является профессиональная совесть, которая помогает специалисту посмотреть на содержание, результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей.
Содержание профессиональной этики наполняют и такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. В них раскрываются отношение личности к самой себе и отношение к ней со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем эти категории не тождественны. Понятие профессиональной чести теснее связано с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности, с социальным престижем. Понятие же достоинства более широкое, исходящее из идеи равенства людей в моральном отношении. Чувства чести и собственного достоинства как нравственные ценности, с одной стороны, выступают формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, с другой – одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе.
Профессиональная честь выражает оценку значимости той или иной профессии в жизни общества, положение, роль представителей определенной профессии в сложной системе общественных отношений.
В современном понимании профессиональная честь включает в себя следующие основные компоненты:
• осознание специалистом содержания своего профессионального долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям;
• признание и оценка обществом, коллективом действительных заслуг личности, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции;
• наличие у специалиста постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнить профессиональный долг, сохранить и не запятнать свою честь, которые выражаются в верности слову, высоком чувстве гражданственности, внутренней приверженности конструктивным общественным традициям общества.
Необходимо упомянуть о честолюбии. Оно выражает стремление человека упрочить свой авторитет, добиться высоких результатов в труде, спорте, учебе, в стремлении занять более высокую должность. Это стремление и сопровождающие его чувства морально оправданы.
Достоинство специалиста-профессионала отражает, прежде всего, конкретное воплощение и использование им своих прав, свобод, обязанностей, ответственности как самовыражение личности. Следовательно, достоинство как нравственная ценность находит свое проявление в авторитете данной личности, в ее добрых делах и поступках, оно неразрывно связано с проблемой самоутверждения и самовыражения индивида. Недопустимо проявление какой-либо небрежности к работнику как к личности, ограничение его гражданских прав. Чем больший интерес испытывает к себе личность, тем выше ее шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Один из постулатов буддийской философии гласит: достоинство, присущее одному человеку, присутствует и во всех.
Принцип патриотизма. Патриотизм – сложное духовное качество личности, в обобщенной форме выражающее чувство и глубокое, устойчивое осмысление любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к деятельности во имя процветания своей страны. Собственно духовно-ценностный смысл патриотизма заключается в том, что он является одной из форм согласования личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Проявляется патриотизм в уважении к историческому прошлому Родины, в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям народа, в гордости за достижения страны, горечи и чувстве вины за ее беды, а также в пропаганде специалистом значимости своей профессии.
Поэтому патриотизм также следует отнести к принципам профессиональной этики. Это чувство должно пронизывать внутренний мир каждого гражданина, направлять деятельность не только педагога, непосредственно причастного к воспитанию подрастающего поколения, но и психолога, менеджера, социолога, журналиста.