Работа студента с рецензией и защита
После проверки преподавателем курсовой работы студенту следует самым тщательным образом ознакомиться с рецензией. В процессе работы над рецензией студент должен внимательно изучить и учесть все замечания рецензента, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам. Кроме этого, студенту следует еще раз просмотреть курсовую работу постранично, сделать все необходимые выписки и подготовиться к устным ответам на вопросы, которые могут быть ему заданы во время защиты работы.
При оценке курсовой работы учитывается не только текст представленной работы, но и степень владения студентом материалом и умение излагать свои мысли в письменной и устной форме; знание и умение использовать нормативные акты, научную и учебную литературу; способность связать теоретические положения с потребностями современной практики; научная и практическая значимость курсовой работы.
Курсовые работы оцениваются по пятибалльной системе. Оценка выставляется после защиты работы во время экзаменационной сессии.
Таким образом, выставляемая оценка зависит от полноты изложения темы, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме, грамотности и качества оформления, а также с учетом уровня защиты.
К типичным, наиболее часто встречающимся в курсовых работах студентов юридического факультета ошибкам можно отнести следующие
- явное несоответствие формулировки темы и содержания исследования;
-нарушение логики рассмотрения проблемы, последовательности изложения материала, неясные формулировки определений либо вообще отсутствие последних, повторения аналогичных мыслей, авторских либо цитируемых;
- отсутствие достаточного количества аргументов или, наоборот, очевидная избыточность последних;
-насыщенность цитатами;
-отсутствие собственных выводов, размышлений, обобщений автора;
- неправильное оформление сносок.
Курсовая работа должна быть представлена в установленный учебным графиком срок. Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший считается имеющим академическую задолженность.
Итоги зашиты курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры. Выполненные курсовые работы после их зашиты, сдаются в кабинет кафедры теории государства и права, где они хранятся установленный срок, после чего списываются по акту и уничтожаются.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Теория государства и права»
для студентов очной и заочной форм обучения
«А» ТЕМА 1
Политическая власть: формирование и функционирование в современной России
Вопросы, требующие раскрытия
1. Политическая власть: понятие, соотношение с властью государственной.
2. Политическая власть: сущность, структура, формы реализации.
3. Становление современной системы политической власти России.
Методические указания
Приступая к анализу темы, студент должен четко себе представить то обстоятельство, что реформирование российского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему политической власти, поиска более совершенной модели ее устройства и функционирования. Политическая власть — сложный специфический многофакторный объект, который требует углубленного научного знания особенностей ее функционирования в условиях осуществления экономической, политической и правовой реформ, преодоления деформирующего влияния тоталитарной модели власти в послеоктябрьской России.
В этой связи при освещении первого вопроса темы студенту следует выяснить понятие политической власти, ее соотношение с властью государственной. Здесь следует исходить из того, что под политической властью следует понимать механизм выявления и удовлетворения определенных наличествующих в обществе политических интересов, реализующихся посредством деятельности всех организаций политической системы, а государственная власть — институциональный механизм согласования и координации социально-политических интересов и придание политической воле, отражающей компромисс этих интересов, общеобязательного юридического характера, закрепленного в законах государства. Следует также иметь в виду, что политическая власть имеет своим субъектом весь народ, как исторически развивающуюся социально-экономическую, политическую, духовно-нравственную общность. Субъектом же государственной власти является, в том числе и государственный аппарат, имеющий собственные отличные от общенародных интересы и осуществляющий, хотя и производную, но собственную власть, порой в иных формах, процедурах и отношениях. Наконец, следует помнить о границах осуществления политической и государственной власти. В правовом государстве политическая власть не распространяется на неполитические, административные, «частные» отношения и ограничивается не только собственной компетенцией установленной законом, но также моральными нормами политической традицией и уставами организаций, входящих в систему власти. Государственная власть ограничивается строго определенной формой и пределами полномочий, установленными Конституцией и законами.
При освещении второго вопроса темы студент должен обратить внимание на следующие сущностные характеристики политической власти:
- субстанциональная обусловленность собственностью и социальной структурой общества;
- выражение и защита социально-политического всеобщего или группового интереса;
- организация политического управления государственно-организованным обществом в целом и его отдельными сферами;
- волевой или авторитарный характер;
- существование и реализация в формах политической власти конкретных носителей.
В этой связи под политической властью следует понимать волевое авторитарное выражение различных политических интересов (народа, составляющих его общностей и индивидов), проявляющееся в организации социально-политического управления и выступающее в формах власти различных конкретных носителей.
Переходя к рассмотрите структуры политической власти, студент должен четко представлять, что эта структура представляет собой упорядоченное целостное образование, обладающее интегративными качествами, отличными от качеств его элементов. В качестве таких элементов следует выделить ряд крупных институтов: государство, политические партии, политические движения, общественные организации и другие организованные группы политических интересов, которые прямо или косвенно способствуют осуществлению политической власти. Особое место при освещении этого вопроса должно быть отведено праву. Во-первых, со своей нормативной стороны право представляет собой способ юридического оформления элементов системы власти, а также средство регулирования связей между ними. Кроме того, в правовых нормах фиксируются основные требования, представляемые субъектом политической власти к функционированию как отдельных элементов, так и системы политической власти в целом. Следовательно, право представляет собой способ регламентации системы власти как в структурном, так и в функциональном аспектах. Во-вторых, право фиксирует определенное состояние политических отношений. Политическим содержанием права обусловлена его роль как средства осуществления власти в обществе и одного из основных элементов системы политической власти.
- Переходя к анализу третьего вопроса темы, студенту следует проанализировать социально-политическую природу, институциональный механизм политической власти послеоктябрьской России, сущность деформации ее системы, демократический механизм перехода от авторитарной к демократической модели власти, состояние и наметившиеся тенденции в развитии политической власти России в ходе ее реформирования.
В 80-90-е годы российское общество вступило в переходный этап, который характеризуется ускорением интеграции в современную мировую цивилизацию, новым восприятием гуманистических ценностей и институтов, более быстрым началом разрушения авторитарно-бюрократической системы управления.
В заключение рассмотрения вопроса студенту следует раскрыть содержание политического плюрализма как принципа организации и функционирования системы власти на основе баланса политических сил, оформленных в правовом отношении и выражающих самостоятельные интересы экономических, политических и других групп и ассоциаций граждан.
Примерный список литературы:
1. Антология мировой политической мысли / Под ред. Г.Ю. Семигина. – М.: Мысль, 1997.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юр.вузов. – М.: Омега-Л, 2009.
3. Гойман В.И. Формирование правовой активности личности. – М.: Высшая школа, 1998.
4. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М.: ЮКЭА, 2002.
5. Гребенников. В.В., Дмитриев Ю. А. Развитие республиканской формы правления на постсоциалистическом пространстве // Государство и право.- 2006.- № 7.- С. 5-13.
6. Котенков А.А. Президент- Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право.- 1998.- № 9.- С. 5-9.
7. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008.
8. Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право.- 2000.- 3 4 .- С. 5-14.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.
10. Мозолин В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство. - "Юстицинформ", 2008 г. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».
11. Морозова Л.А. Проблемы правовой ответственности государства , его органов и служащих// Государство и право.- 2000.- № 4.- С. 15- 30.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – И.: Юристъ, 2003.
13. Нисневич Ю.А., Платонов В.Н., Слизовский Д.Е. Законодательная деятельность (политико-правовой анализ): Учеб.пособие. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 285 с.
14. Проблема соотношения экономической власти бизнеса с политической властью государства в эпоху глобализации (М.Н. Марченко, "Журнал российского права", N 1, январь 2008 г.) [электронный ресурс]. – Режим доступа. - Справочно-правовая система «Гарант».
15. Реформы и право / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006.
16. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право.- 1999.- № 2.- С. 14-22.
17. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право.- 2000.- № 12.- С. 64-72.
18. Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право.- 2004.- № 5.- С. 93-96.
19. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Высшее образование, 2008.
20. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005.
21. Тогонидзе Н.В. Политическая коррупция в России // Государство и право.- 2003.- № 3.- С. 106-116.
22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008.
23. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.
24. Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества. – Новосибирск: Наука, 2004.