Информационный менеджмент и информационные системы.
Сфера информационного менеджмента — совокупность всех необходимых для управления решений на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех её формах и состояниях, так и с предприятием в целом. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), так чтобы каждый менеджер получал только релевантную информацию, но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д., преподаётся как инновационная специальность.
Информационный менеджмент — технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:
Информация — комплексное понятие, то есть:
§ условие и средство делового общения;
§ средство доведения до общества сведений об организации;
§ источник сведений о внешней среде;
§ товар.
1. Информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации.
2. Информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
3. Информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а ко всей информационной деятельности организации, при этом являясь значительно более масштабным понятием, чем управление документооборотом.
Таким образом, информационный менеджмент — управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.
Другими словами, информационный менеджмент — процесс управления на базе компьютерных технологий обработки информации с применением управленческих информационных систем как базового инструмента для работы менеджеров на всех уровнях управления в различных предметных областях.
Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.
Задачи информационного менеджмента:
1. Качественно информационное обеспечение процессов управления в организации;
2. Осуществление управления информационными ресурсами;
3. Обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
4. Интерфейсная задача — обеспечение управления коммуникациями (общение — передача информации от человека к человеку).
Информационное пространство предприятия — совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих:
§ информационное взаимодействие организаций и граждан;
§ удовлетворение их информационных потребностей.
Основными компонентами информационного пространства являются:
§ информационные ресурсы;
§ средства и технологии информационного взаимодействия;
§ информационная инфраструктура.
Информационный ресурс предприятия:
§ Информационные ресурсы — в широком смысле — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
§ Информационные ресурсы (по законодательству РФ) отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:
§ По отношению к предприятию: внутренние и внешние.
§ По способу хранения(передачи): без документарные, документарные и электронные.
§ По типу источника(пользователя): персональные, коллективные (группа, структурное подразделение и общекорпоративные.
§ По доступности: общедоступные, частично закрытые (только для группы лиц) и закрытые (для нескольких лиц).
Информационная система (ИС) — по законодательству РФ — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.