Регулярное» государство Петра I: реформы государственного управления.
Петр I был захвачен идеей создания в России государства совершенной регулярности, в котором каждый человек имел бы точно обозначенное место и строго подчинялся регламенту. Его модель идеального (регулярного, правомерного) государства строилась на убеждении, что государство может эффективно функционировать только на основе установленных сверху законов и правил и только с помощью правильно устроенной системы государственной бюрократии, поставленной под жесткий контроль верховной власти и свободной от произвола чиновников.
Построение рационально управляемого государства путем реформ и законодательного регламентирования было осознанной целью Петра. Он мечтал о создании, по его выражению, «регулярного» государства, в создании, по его выражению, «регулярного» государства, в котором использовались бы хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления и ограждающие население от произвола чиновников. Но при отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство ничем не было связано в ходе осуществления реформ. И реформы стали приобретать характер принудительных мероприятий. Никакая инициатива, исходящая от общества и даже от ближайшего окружения, стала не нужна. Петру необходимы были лишь способные организаторы и исполнители.
Главной задачей государственных реформ Петра I являлась радикальная перестройка государственного аппарата, так как сформировавшиеся в московский период традиционно организованная власть и управление не могли обеспечить мобилизацию всех ресурсов — экономических, военных, технологических в условиях начавшейся модернизации общества. Модернизация государственного аппарата предполагала совершенно новые принципы его построения. В качестве основных из них обычно выделяют: 1) институционализацию управления, нашедшую свое выражение в создании новой системы учреждений; 2) повышение эффективности управления, достигавшееся за счет унификации (единообразия), централизации, дифференциации аппарата управления и его милитаризации; 3) изменение принципов комплектования аппарата новых учреждений (коллегий, губерний).
Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725. Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный вобер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов[1] с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены: Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой; Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии; Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот; Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году; Камер-коллегия — сбор доходов государства; Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства; Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств; Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли; Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность); Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда); Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом; Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод — управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у нихпочтение к царю и церкви; Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия возглавлялась царскимофицером.
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.
Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.
На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.
Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.
Областная реформа
В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.
Судебная реформа
При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — гофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой
Контроль над деятельностью государственных служащих
Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената.
Реформы армии и флота
Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.
7.Этапы проведения исследования социально-экономических и политических процессов в Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа).
Социальный процесс – это процессы протекавшие в социальной сфере, кот определяет интересы социальных групп, их потребности, а также связаны с их жизнедеятельностью и понятием социальной справедливости( н-р, уровень материального благополучия, расслоение в обществе – бедные и богатые, уровень образования и т.д.
Экономический процесс - процессы, связанные с производством, распределение и потреблением материальных благ.
Политический процесс- это процессы, связанные с возможностью реализации власти, в зависимости от интересов различных социальных групп.
Все процессы разделяются на следующие виды: в зависимости
- в зависимости от характера и содержания протекающих процессов (классовый, национальный, общенародный)
- в зависимости от субъектов участвующих в данном процессе
- в зависимости от сферы из глубины их действия ( внутренние или международные, локальные или крупномасштабные)
- в зависимости от последствия протекания данных процессов ( созидательные, разрушительные или деструктивные действия)
- от степени о сознательности субъектами происходящего ( сознательное, стихийное)
Объект ИСЭПП – это все социальные, политические, экономические процессы в обществе.
Предмет ИСЭПП - методы исследования с помощью которых мы будем изучать социальные, экономические, политические процессы.
Существует 2 уровня ИСЭПП :
- теоретический
-прикладной, эмпирический.
Исследовать социальные, политические, экономические, процессы это значит определить:
1.Их сущность
2.Выявить тенденции (устойчивость и напрвленность)
3.Выявление противоречий, интересов, субъектов в реализации этих субъектов, процессов.
4.Выявление социальных сил и их интересы.
Обращение к социальным исследованиям, заключается в потребности располагать информацией, которые скрыты от «внешнего глаза», но необходимо для управления социальной сферой.
Конкретно-социологические исследования это система логически последовательных, методологических и методический, а также организационно- технических процедур, связанных между собой единой цепью для получения достоверных данных и выработки практических рекомендаций.
Выделяют 4 этапа:
- Подготовительный
- Сбор первичной информации (от людей которые отвечают)
- Подготовка собранной информации и ее обработка на компьютере
- Анализ обработанной информации
-Формулировка выводов
В большинстве исследований можно выделить следующие этапы:
1. Определение проблемы и целей изучения; 2. Выбор программы и плана изучения; 3. Отбор людей, которых следует изучать (выборка); 4. Составление и предварительная проверка качества анкет; 5. Процесс опроса (интервьюирование, анкетирование); 6. Кодирование интервью, ввод и обработка результатов опроса; 7. Анализ результатов и подготовка отчета по исследованию.