Семья, родственники и община 7 страница
Шайеннский магический человек больше, чем священник, он – шаман. Основной способ получения сверхъестественной силы – приобретение ритуального знания от того, кто уже стал священником. Это знание – техническое пособие, эффективное, как "руководство к процедурам".
Тем не менее, компонент жизненного анимизма также присутствует в шайеннском мировоззрении. Каждый шайенн действительно ищет сверхъестественную силу во время поиска видения. Шайенны разделяют комплекс Духа Опекуна, характерный для многих североамериканских племен. Мужчина, который хочет получить силу для выздоровления или стойкость в бою, может поститься в уединённом месте и просить помощи у духов. Если духи одобряют это, он получает благословение и инструкции относительно того, как приготовить определенные амулеты, как раскраситься и что петь, чтобы получить помощь. Далее он получает некоторые запреты, которые квалифицируют его защиту. Видение также приходит к людям во время бедствия, как в случае девушки, которая основала племенной совет, или в случае Совиного Друга, который основал новое общество Солдат Тетивы на основе сна, который явился ему, когда он лежал в снегу во время снежной бури. Духа опекуна называют maiyunahu'ta – Дух, Который Говорил со Мной во Сне. Каждый шайенн, который желает получить помощь от духов вселенной, не участвует в голодовке. Он клянётся провести церемонию – предложение в обмен на помощь. Он приносит подарки Магическим Стрелам и в Палатку Танца Солнца. Он может срезать с рук кожу, подвеситься на шесте или волочить бизоньи черепа.
Одни предлагают maiyun ... продовольствие, табак, одеяло или немного ситца, или шкуру белого бизона, стрелу или палку-копалку, вражеский скальп, сустав пальца, полоску кожи или немного плоти, или проведение ритуала или церемонии... В узком смысле – это дар; в более широком смысле – простой акт, который будет оценен сверхъестественными силами. Подарки и действия были традиционны и стандартны, которые, нужно отметить, предписаны культурно; цель или ответ были конкретным возвратом на подарки – здоровье для себя или семьи, много лошадей, много побед над врагами, успех в охоте, или силу шамана (Андерсон).
Важный момент – шайеннские духи отвечают весьма механическим способом.
Хотя это не очень важно, стоит упомянуть, что Земная Поверхность содержит несколько неприятных духов. Это minio, Рогатые Водные Духу, и призраки. Minio иногда хватают людей в реках и озерах, но, по крайней мере, в некоторых историях, Птица Грома стремительно бросается с небес, и освобождает их. Minio – существа страшилки; они не часто фигурируют в шайеннских историях, но идея относительно возможного контакта с ними пугает некоторых доверчивых шайеннов.
Призраки иногда тревожат шайеннов. Призраки, или mistai, являются духами мертвых, и не являются призраками особых людей. Mistai – настоящий полтергейст. Они обозначают своё присутствие, свистя и издавая сверхъестественные шумы; в очень темных местах, особенно в лесу, они хватают за одежду; они скребутся и царапают покрытие палатки. Другими словами, это ночные звуки и сенсации, которые заставляют даже самых скептических людей немного нервничать, когда они находятся в доме ночью, или сворачивают в темную улицу или переулок.
Душа человека – это tasoom, его тень или призрак, жизненная и духовная суть тела. Когда она покидает тело в течение любого промежутка времени – наступает смерть. Смерть – не персонифицирована как существо. Это просто состояние после того, как tasoom покидает тело. Tasoom отправляется в дом Heammawihio через ekutsihimmiyo, Висящую Дорогу. Все умершие шайенны живут на небесах, так же, как они жили на земле – и хорошо проводят время. Как и среди других американских индейцев, считается, если шайенн впадает в кому, то посещает деревни тех, кто уже мертв. Затем, духи "посылают его назад, на землю", и он возвращается с яркими впечатлениями от их посещения.
У шайеннов нет ада и никакого наказания в загробной жизни; никакого суда и проклятия. Хотя шайенны грешат, когда совершают убийство, и часто поступают неправильно, убийство искупают здесь и сейчас, а проступок не создает никакого бремени вины, которая будет перенесена в загробную жизнь. Для шайеннов нет проблемы спасения; к совершенству следует стремиться ради собственного блага и одобрения товарищей. Когда душа освобождается от тела, то становится свободной и улетает по Висящей Дороге, чтобы жить рядом с Великим Мудрецом и давно ушедшими любимыми. Только душам тех, кто совершил самоубийство, запрещено входить в этот мир. Когда эти души достигают развилки Млечного пути, их дорога лежит не на небеса, а в небытие. Конечно, воины, которые совершили самоубийство и поклялись умереть в бою, не испытывают эту участь.
Несмотря на счастливое предзнаменование, которое ждет мёртвых, смерть – травмирующий опыт для выживших родственников. Каждый человек дорог, поскольку численность племени невелика, и каждая потеря ощутима. Поэтому месть является движущей силой против врагов, которые убили шайеннов.
От тела человека, который умер в лагере, пытаются быстро избавиться, поскольку люди считают, что его дух не отправится к Млечному пути, пока тело не будет удалено к его финальному месту успокоения. Другими словами, дух не попрощается с племенем, пока заключительный акт физического разделения не исполнен. Далее, дух, подобно компаньону во время поездки, пытается захватить с собой дух живого человека, и, следовательно, если от тела быстро не избавиться, кто-то может умереть. Дети особенно восприимчивы к этой опасности.
Шайеннские похороны – это похороны связки. Родственники и близкие друзья наряжают тело покойного в его самые прекрасные одежды. Они заворачивают всё тело, вытянув руки по бокам, во множество шкур, перевязав длинными веревками. Связку транспортируют на травуа к месту захоронения на некотором расстоянии от лагеря. Тело помещают на ветки дерева или на эшафот. Или его могут засыпать камнями, оставив на земле. Любимых лошадей владельца убивают и оставляют на могиле вместе с его оружием, или, в случае женщины, ее посудой. Щит и военный головной убор обычно оставляют сыну или лучшему другу; женские инструменты оставляют ее дочери. Все остальное, обычно, отдают не родственникам, которые прибыли, чтобы поддержать траур, пока не избавятся от всего, включая палатку (Ллюеллин и Хоебэль).
Траурные обычаи особенно тяжело отражаются на женщине. Женские родственники, особенно матери и жены, отрезают свои волосы и наносят глубокие раны на лбу, чтобы текла кровь. Если мертвый был убит врагами, они наносят раны на руках и ногах, чтобы кровь засыхала; иногда кровь не смывают в течение нескольких недель. Вдовы, которые хотят показать всю тяжесть утраты, наносят себе глубокие, жуткие раны и уходят жить в одиночестве. Изоляция может продлиться целый год, пока родственники постепенно не начинают жить поблизости, медленно возвращая её в жизнь сообщества и семьи. В таких случаях смерть мужа означает почти полный разрыв социальных отношений. Траур для женщин представляет мазохистский выход, и демонстрацию чувства потери.
Один только вид такого траура должен вынудить воинов сжалиться над понесшей тяжелую утрату, организовав экспедицию, чтобы добыть скальп вражеского племени, которое совершило убийство. Факт, что во время траура мужчины просто подрезают свои волосы, не раздирают кожу и не уединяются, показывает, что смерть женщины не считается большой потерей для общества; короче говоря, женщин не почитают так высоко, как мужчин. В любом случае, родственники много лет демонстрируют свои чувства потери; всякий раз, когда они посещают могилу, они причитают и вопят.
Лечение шайеннов опирается на два различных медицинских метода. Первый представляет форму шарлатанской фармацевтики и хирургии. Второй представляет форму терапевтической магии, или волшебного лечения, основанного на определенной теории обусловленности болезни.
Благодаря собственным экспериментам или заимствуя у других, шайенны обладали знаниями приблизительно пятидесяти диких растений, которые имели определенные свойства для лечения или помощи от различных недугов. Это были средства от головной боли, головокружения, запора и диареи, расстройства желудка, рвоты, почечных болей, кровоизлияния легких и кишок, кровотечения из носа, гнойных нарывов, отравления плющом, укуса змеи, лихорадки, кашля и простуды, растяжения связок, чрезмерное кровотечение во время менструации, ревматизма, паралича, воспаления дёсен, зубной боли, болей в ухе, нечувствительности и раздражения кожи; другие средства – транквилизаторы и общие стимуляторы. Лечение этих болезней находится в ведение "домашнего" хозяйства. Некоторые из них очень эффективны; другие эффективны только в некоторой степени. Шайенны знают, какую часть растения следует использовать в каждом случае. Для принятия внутрь они делают настойки в форме чая. Для внешних применений они делают порошки или припарки, которые применяют непосредственно на пострадавшем участке. Они не имеют никаких знаний о причинах вышеупомянутых болезней; они только знают, что болезни случаются. Они не имеют никаких знаний относительно того, почему травы лечат эти болезни; они просто лечат.
В обычных болезнях – травы – первая помощь. Почти в каждом расширенном семействе есть несколько членов, которые знают, как приготовить и использовать большинство лекарств, известных шайеннам. Если это длительное и тяжелое заболевание, случайная рана – то требуется работа специалиста – магического человека и его жены. Здесь мы подходим к теоретической медицине и сверхъестественному. Шайенны предполагают, что тяжелое заболевание вызвано вторжением материального инородного объекта в тело человека. Этот объект может быть одной из множества вещей: небольшой пучок волос, маленькое перо, небольшой кристалл или шип. Лечение – ритуальная работа для определения местонахождения этого и элемента, исполняемая доктором на месте. Это заканчивается извлечением объекта, который доктор показывает всем, кто находится в палатке. Очевидно, эффективность таких лечений заключается в психологическом влиянии. Мистические обряды заживления – интенсивное средство, состоящее из психосоматической терапии, укрепленной мастерством и ловкостью рук доктора. Несколько лет назад Лоуи указал, что это теоретическое предположение (основные болезни проникают в тело и совершают насилие некоторым способом), которое сопровождается терапевтическим заключением (эти вещи должны быть извлечены из тела), распространённым среди всех племен к востоку от Скалистых гор; противоречит этой концепции теория потери души – то есть, болезнь вызвана похищением души волшебником. Эта теория преобладает к западу от Скалистых гор и в Азии (Лоуи).
Доктора обычно покупают обряды лечения у старых докторов. Иногда они получают их в своих снах, которые просто означают, что они видели работу докторов, узнали их методы, подсознательно ассимилировали их, а затем в видениях и снах получили право использовать их от сверхъестественных существ (животных, птиц или антропоморфных тел).
Во время проведения ритуала – каждому шайеннскому доктору нужна помощь жены или другой женщины.
Не вся работа шайеннских целителей опирается на теорию вторжения. Некоторые из этих мужчин – квалифицированные практики, занимающиеся кровавыми ранами и сломанными костями при помощи прямой хирургии. Подобные ситуации, в которых прямое механическое повреждение является причиной; опытным путем достигается способы излечения. С эффективным техническим навыком, шайенны не имеют никакой потребности обращаться к мистической концепции. Они могут восстановить даже сильно повреждённые кости. Они могут извлечь наконечники стрел, и вяжущими лекарствами остановить кровотечение и уменьшить воспламенение. В нескольких случаях, приводимых в качестве примера, шайенны, как полагают, спасают жизнь интенсивным использованием мистических средств без всякой хирургии. Нет никаких объяснений этому, так как такое излечение вызвано не птицами и животными, а другими существами, приводящими к удивительному эффекту.