Кафедра музееведения археологии

Имени С.М. Кирова

Княгиня Ольга как государственный деятель

Темы докладов и рефератов

1. Птенцы гнезда Петрова.

2. Псков и псковичи в эпоху петровских реформ.

3. Императрица Елизавета Петровна и главные действующие лица ее царствования.

4. Портрет на фоне времени: императрица Екатерина II.

5. Окружение Екатерины II: фавориты и сподвижники.

Литература к докладам и рефератам

1. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990, с. 193-227.

2. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1994.

3. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989, с. 620-695.

4. Три века. Россия от смуты до нашего времени. М., 1992, т. 3, с. 101-125.

5. Виноградов В.Ф. Псков в годы Северной войны (1700-1721). Псков, 1972. Изд. 2-е. Пыталово, 1989.

6. Постников А.Б. Псков на изломе судьбы: от Московского государства к Российской империи// Псков, 1998, № 8, с. 55-68.

7. Псковский край в истории России. Псков, 1996, с. 76-77.

8. Брикнер А.Г. История Екатерины / В 3-х томах. М.: Терра, 1996.

9. Великие государственные деятели России/ Под ред. А.Ф. Киселёва. М.: Владос, 1996.

10. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М.: Мысль, 1994.

11. История Европы. Европа нового времени (XVII-XVIII в.в.). М., 1994. Т. 4.

12. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990.

13. Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского Двора в царствование Елизаветы Петровны. М.: Молодая гвардия, 2003.

14. Оболенский Г.Л. Век Екатерины Великой. Время героев и героических дел. М.: Русское слово, 2001.

15. Труайя Анри. Екатерина Великая. М.: ЭКСМО, 2003.

16. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996.

17. Наумов В.П. Елизавета Петровна.//Вопросы истории. 1993.№ 5.

18. Рахматулин М.А. Непоколебимая Екатерина// Отечественная история. 1996. № 6; 1997. № 1.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Назовите важнейшие меры, осуществлённые Петром I, для создания вооружённых сил в России.

2. Какие цели преследовал Пётр I, проводя преобразования государственного управления страной?

3. Как изменилось положение различных слоёв русского общества?

4. Какие преобразования были проведены Петром в области просвещения, науки и культуры?

5. Какова оценка преобразований Петра I, отражённая в трудах историков?

6. Дайте краткую характеристику царствований Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI

7. Назовите отличительные черты правления Елизаветы Петровны.

8. Каковы основные черты политики «просвещённого абсолютизма»?

9. Перечислите основные преобразования Екатерины II в социально-экономической и политической сферах.

10. Назовите цели и основные направления, а также итоги внешнеполитической деятельности екатерининского правительства.

11. Как менялась политика Екатерины II в отношении церкви на протяжении её правления?

Термины и понятия

Империя, рекрутские наборы, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, провинция, дистрикт, государственные крестьяне, Синод, обер-прокурор, «Табель о рангах», мануфактура, «бироновщина», кондиции, «просвещённый абсолютизм», фаворитизм, унификация, имущественный ценз, магистрат, городской глава, бургомистр.

.

Раздел II. Россия в XIX в.: кризис крепостничества и начало буржуазного реформирования

Темы докладов и рефератов

1. Бородинский бой в воспоминаниях участников и современников.

2. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г.

3. Декабристы-псковичи.

Литература к докладам и рефератам

1. Бородино (1812-1862): документы, письма, воспоминания. М., 1962.

2. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. Сб. документов под ред. Л.Г. Бескровного. М., 1962.

3. Изюмов Е.А. «Их имена забыться не должны …». Л., 1998.

4. Попов А.А. Декабристы-псковичи. Л., 1980.

5. Псковский край в истории России. Псков, 1996, с. 97-111.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. В чём причина быстрого продвижения армии Наполеона по территории России в начале войны 1812 г.?

2. Почему победила Россия Францию в войне?

3. Восстание декабристов: в чём причины поражения и каково значение?

4. Что нового появилось в общественном движении России после 1825 г.?

Термины и понятия

Семинар 2. Россия накануне и в эпоху реформ 60-70-х гг. XIX в. (2 часа)

  1. Реформы Александра I.
  2. Внутренняя политика Николая I.
  3. Отмена крепостного права в России. Основные положения реформы 1861 г.
  4. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
  5. Культура во второй половине XIX в.

Вопрос 1. Начните ответ на этот вопрос с утверждения, что правление Александра I характеризовалось борьбой двух направлений, между которыми лавировал император – либерального и консервативно-охранительного. Причём первое направление проводилось до наполеоновской агрессии, а второе – после победы над Наполеоном.

В первый период царствования Александр проводил либеральные реформы, опираясь на поддержку негласного комитета, созданного им в 1801 г. Каков состав этого комитета, кто в него входил?

Какие меры были предприняты Александром по совершенствованию государственной структуры управления? Обратитесь к документам, опубликованным в Хрестоматии по истории России. Учебное пособие/ Авт.-сост. А.С. Орлов и др./ М., 2006, с. 221-223.

Ответьте на вопросы: Какие учреждения были образованы вместо петровских коллегий? Какие права и обязанности были у Сената? Какое отличие по характеру деятельности было у министерств от коллегий? Какова роль Комитета министров?

Что предполагалось сделать для облегчения положения крестьян? См.: документ, опубликованный в Хрестоматии … на с. 230-231. В чём суть реформы просвещения? Ознакомьтесь с документами, помещёнными в Хрестоматии ... на с. 234-236.

Расскажите о деятельности М.М. Сперанского по составлению проектов преобразования системы государственного управления (создание Государственного совета и выборной Государственной думы), освобождения крепостных крестьян, введения суда присяжных. Проанализируйте документы, опубликованные в Хрестоматии … на с. 223-227 и ответьте на вопросы:

1. Что предполагалось осуществить согласно проекту в «Порядке законодательном»?

2. На какие сословия (у Сперанского – «состояния») намечалось разделить население страны?

3. Какими правами будут пользоваться сословия России?

4. Что представлял собой Государственный совет и каковы его функции?

5. Все ли проекты М.М. Сперанского были проведены в жизнь?

Составьте схему «Система государственного управления Российской империи в начале XIX в.».

Второй период царствования Александра I историки называют консервативным по отношению к первому – либеральному. Однако имели место и во втором периоде попытки продолжать либеральные преобразования. Каково содержание проекта решения крестьянского вопроса? Что собой представлял проект конституционных преобразований в стране? Были ли эти проекты проведена в жизнь?

С начала 20-х гг. Александр твёрдо встал на позиции консервативно-охранительного направления. Чем можно объяснить отказ Александра I от проведения либеральных реформ?

Осуществление консервативных преобразований связано с деятельностью А.А. Аракчеева. По его имени это время называют аракчеевщиной. Но надо иметь в виду, что вдохновителем политики, проводимой А.А. Аракчеевым, был сам Александр I. Из реакционных преобразований было самым жестоким – введение военных поселений. В чём их суть? Какие изменения произошли в политике правительства в отношении университетов? Обратитесь к документам, опубликованным в Хрестоматии … на с. 236-237.

Вопрос 2. Готовясь к занятиям, обратите внимание на то, что внутренняя политика Николая I была противоречивой.

С одной стороны, он стремился укрепить и охранить существующий строй, проводя политику в интересах дворян. Какие меры были предприняты Николаем для укрепления полицейско-бюрократического аппарата управления?

Идеологическим обоснованием николаевского правления явилась теория официальной народности. Каково содержание её? Кто автор этой теории?

Какая законодательная база была создана для укрепления власти императора? Кому было поручено провести работу по составлению кодекса законов? Когда был одобрен Государственным советом «Свод законов Российской империи»?

С другой стороны, наряду с охранительными мерами император занимался и реформированием отдельных сторон жизни общества. В царствование Николая I произошло ограничение сферы крепостного права, смягчение крепостного гнёта. Обратите внимание на документальные материалы, опубликованные в Хрестоматии …, с. 231-232: «Из указа об «Обязанных крестьянах 2 апреля 1842 г.», «Из указа о предоставлении крестьянам помещичьим и крепостным людям права покупать и приобретать в собственность землю и недвижимое имущество 9 марта 1848 г.». Каково содержание финансовой реформы? Какие меры были предприняты в области образования? Познакомьтесь с документами (Хрестоматия …, с. 238-239): «Из воспоминаний Н.И. Пирогова об обстановке в университетах до и после 1826 г.», «Из высочайше утверждённого общего устава императорских Российских университетов 26 июня 1835 г.». Какие специальные учебные заведения, закладывающие основы профессионального образования, были открыты в Москве и Петербурге? Обратите внимание на то, что в Петербурге работал в 1828-1859 гг. Главный педагогический институт, который подготавливал преподавателей для гимназий, высших учебных заведений и для частных учебных заведений.

Вопрос 3. Занимаясь изучением этого вопроса, обратитесь к документам, опубликованным в Хрестоматии по истории России: Учебное пособие/ Авт.-сост. А.С. Орлов и др./ М., 2006, с. 292-297: к Манифесту 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», к «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», к «Положению о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению в собственность полевых угодий», а также обратитесь к материалам соответствующей главы рекомендованных учебников «История России».

Покажите, что было сделано Александром II в период подготовки реформы, какие особые органы были созданы для разработки её? Какие подходы к проблеме освобождения крестьян были у помещиков чернозёмной и нечернозёмной полос России, предложенные ими в период подготовки реформы?

Ответьте на следующие вопросы:

  1. На каких условиях освобождались крестьяне от крепостной зависимости?
  2. Каково было устройство крестьян вышедших из крепостной зависимости?
  3. Как решался вопрос о земле? На каких условиях крестьяне получали землю?
  4. На кого было возложено общее руководство делом крестьянской реформы по губерниям?

Вопрос 4. Изучение этого вопроса надо начать с анализа документов, опубликованных в Хрестоматии … на с. 297-306.

Прежде всего, следует остановиться на земской реформе 1864 г., осуществление которой привело к созданию земских учреждений: губернских и уездных собраний, губернских и уездных управ. Составьте схему «Земские представительные учреждения». Как проводились выборы в земства? Были ли они равными для всех категорий населения? Какими правами пользовались земства? Кто надзирал над деятельностью земских учреждений?

В 1870 г. была проведена городская реформа. В чём её суть? Расскажите о содержании судебной реформы 1864 г. Обратите внимание на то, что был установлен в результате её единый суд для всех сословий, что он был гласным, что появились новые должности в суде: адвоката и присяжных заседателей. Каково содержание военной реформы, завершённой в 1874 г., и реформ, связанных со школьным делом, деятельностью университетов, с печатью?

В чём значение реформ 60-70-х гг. XIX в.?

Вопрос 5. Изучая этот вопрос, обратите внимание на то, что вторая половина XIX в. характеризуется общим подъёмом русской культуры. С наибольшей силой он проявился в литературе. Вспомните писателей и поэтов и их произведения. Выдающуюся роль в культурной жизни России продолжали играть журналы «Современник» (1836-1866 гг.) и «Отечественные записки» (1819-1884 гг.) и основанный в 1856 г. журнал «Русский вестник», в которых печатали свои произведения Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Г.И. Успенский и другие.

Главными представителями в изобразительном искусстве становятся передвижники – участники Товарищества передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), поставившие задачу создать полезную и понятную народу живопись и приобщить к ней широкие круги населения, организуя выставки в различных центрах страны (И.Н. Крамской, В.Г. Петров, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан, Н.Н. Ге). Величайшими русскими живописцами были И.Е. Репин, В.И. Суриков.

Расцвет музыкальной культуры наиболее ярко выразился в творчестве П.И. Чайковского и Могучей кучки – М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и Ц.А. Кюи.

Вспомните произведения художников и композиторов, отдавших свой талант обогащению русской культуры.

Источники и литература

1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/ Авт. сост. А.С. Орлов и др./ М., 2006, с. 292-306.

2. История России с древнейших времён до конца XX века. Учебное пособие/ Авт. М.М. Горинов и др./ М., 2002, с. 186-191, 198-199, 222.

3. История России с древнейших времён до наших дней/ Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2007, с. 504-508.

4. История России. Учебник/ Авт. А.С. Орлов и др./ М., 2004, с. 248-257.

Темы докладов и рефератов

1. Реформы 60-70-х гг. в Псковской губернии.

2. Земская школа Псковской губернии.

3. М.П. Мусоргский и Псковский край.

4. Н.А. Римский-Корсаков и Псковский край.

Литература к докладам и рефератам

1. Дейч Г.М. Ближайшие результаты проведения реформы 1861 г. в Псковской губернии по данным уставных грамот// Учёные записки ПГПИ им. С.М. Кирова. Вып. IV. Псков, 1957.

2. Иванов С.А. Декабрист Назимов М.А. и его участие в реформах 60-70-х гг. XIX в. в Псковской губернии// Псковский край. Культура, образование, история. Псков, 2000, с. 62-80.

3. Лещиков В.Н. Земская школа Псковской губернии// Псков, 1996, № 4, с. 72-79, № 5, с. 81-89, Псков, 1997, № 6, с. 92-104.

4. Карпова В.В. Вопросы народного образования в деятельности Опочецкого земства// Псков, 1999, № 10, с. 162-170.

5. Седунов А.В. Участие псковского земства в составлении проектов реформ// Псков, 2000, № 12, с. 151-160.

6. Спасов В.П., Мордашев А.И. Великолукское земство как орган местного самоуправления// Псков, 2001, № 15, с. 124-128.

7. Новиков Н. У истоков великой музыки. Поиски и находки на родине М.П. Мусоргского. Л., 1989.

8. Образцов И.М., Образцова Н.Ю. Н.А. Римский-Корсаков на Псковщине. Л., 1981.

9. Образцова И.М., Образцова Н.Ю. М.П. Мусоргский на Псковщине. Л., 1985.

10. Псковский край в истории России. Псков, 1996, с. 111-117.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Какие реформы были проведены в правление Александра I?

2. Каковы основные итоги царствования Николая I?

3. Какие противоречия в высших слоях общества проявились в ходе подготовки отмены крепостного права?

4. В чём историческое значение реформы 1861 г.?

5. Что в реформах 60-70-х гг. давало возможность развивать капитализм, а что тормозило его развитие?

Термины и понятия

Вольные хлебопашцы, государственные крестьяне, Государственный совет, департамент полиции, жандарм, жандармерия, министерство,буржуазная реформа, выкупные платежи, гласные, земское собрание, земская управа, земский начальник, земство, мировой посредник, мировой судья, надел, присяжные заседатели, судебная палата.

Темы докладов и рефератов

1. Формирование финансового капитала в России на рубежей XIX-XX вв.

2. Иностранный капитал в русской промышленности (к. XIX- нач. XX вв.).

3. Русско-японская война 1904-1905 гг. и революция в России.

4. Российская интеллигенция в годы революции 1905-1907 гг.

5. Аграрный вопрос в программах различных политических сил в период революции 1905-1907 гг.

6. С.Ю. Витте: политический портрет.

Литература к докладам и рефератам

1. Ананьич Б.В. Россия и международный капитал. 1897-1914. Очерки финансовых отношений. Л., 1970.

2. Бовыкин В.И. Зарождение финансового капитала в России. М., 1967.

3. Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России (конец XIX в. – 1908 г.). М., 1984.

4. Вехи/ сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

5. Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М.: Наука, 1966.

6. Иванов В.Ф. Русско-японская война и революция 1905 г.// Русская интеллигенция и масонство. От Петра I до наших дней. М., 1997. С. 372-377.

7. Игнатьев А.В. С.Ю. Витте – дипломат. М., 1989.

8. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 г.г. М., 1981.

9. Первая российская: справочник о революции 1905-1907 г.г. М., 1985.

10. Рабочие и интеллигенция в эпоху реформ и революций (1861-февраль 1917 г.г.). СПб., 1997.

11. Россия на рубеже веков: Исторические портреты. М., 1991.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Перечислите новые явления в российской экономике на рубеже XIX-XX в.в.

2. Какова была расстановка основных политических сил в России накануне революции 1905-1907 г.г.?

3. В чём Вы видите причины революции 1905-1907 г.г., каков её характер, особенности и основные движущие силы?

4. Назовите наиболее значимые, на Ваш взгляд, конкретные события революции 1905-1907 г.г., каковы её итоги?

5. Какие 3 политических лагеря существовали в годы революции, и какими партиями они были представлены?

6. Перечислите основные программные положения наиболее известных партий, входивших в каждый из 3-х политических лагерей.

Термины и понятия:

Империализм, монополия, партия, «легальный марксизм», либерализм, парламент, «чёрная сотня», Государственная Дума, гегемония, неонародничество.

Семинар 2. Развитие революционного процесса в 1917 г.:

Темы докладов и рефератов

1. Военачальники Красной и Белой армий.

2. Крестьянская война на Тамбовщине.

3. Л.Д. Троцкий - председатель РВС.

4. Нестор Махно – лидер крестьянского движения.

Литература к докладам и рефератам

1. Васецкий Н. Троцкий. Опыт политической биографии. М., 1992.

1. Васецкий Н. Л.Д. Троцкий: политический портрет // Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М.,1990.С. 3-62.

2. Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Врангель / Сост. А.С. Кручинин. – М., 2003.

3. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. Смоленск, Брянск, 1996. С. 172-219.

4. Симонов Н. О политическом авторитете Льва Троц­кого // Троцкий Л. Моя жизнь. М., 1991. С. 5-22.

5. Старцев В. Л.Д. Троцкий (страницы политической био­графии). М., 1989.

6. Волковинский В.Н. Махно Н.И. (1889-1934). Исторический портрет // Вопросы истории. 1991. №9-10. С. 38-58.

7. Дроков С.В. А.В. Колчак // Вопросы истории. 1991. №1.

8. Есиков С.А., Протасов Л.Г. «Антоновщина»: новые подходы // Вопросы истории. 1992. № 6-7. С. 47-57.

9. Есиков С.А., Канищев В.В. «Антоновский нэп» (Орга­низация и деятельность «Союза трудового крестьянства» Там­бовской губернии. 1920-1921 гг.) // Отечественная история. 1993. № 4. С. 60-72.

10. Карпенко С. Врангель в Крыму: «левая политика правыми руками» // Свободная мысль. 1993. №15.

11. Козлов А.И. Антон Иванович Деникин // Вопросы истории. 1995. №10.

12. Мишина А.В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н.И. Махно (1918 -1921 гг.) // Отечественная история. 2006. №1. С. 65-73.

13. Самошкин В.В. Александр Степанович Антонов // Воп­росы истории. 1994. № 2. С. 66-76.

14. Телицын В.Л. Нестор Махно // Преподавание истории в школе. 2002. №5.

15. Цветков В.Ж. Н.Н. Юденич //Вопросы истории. 2002. № 9.

16. Цветков В.Ж. Лавр Георгиевич Корнилов // Вопросы истории. 2006. № 1.

17. Цветков В.Ж. П.Н. Врангель //Вопросы истории. 1997. № 7.

18. Ходаков И.М. Политические взгляды генерала А.И. Деникина // Отечественная история. 2006. №1.

Контрольные вопросы для проверки знаний:

1. Дайте определение гражданской войны, иностранной военной интервенции. В чем состоят причины гражданской войны? Каковы ее социально-классовые корни?

2. В чем состояла суть идеологии белого движения? Назовите организаторов белого движения. Дайте характеристику социально-экономической по­литике А.В. Колчака, А.И. Деникина, П.Н. Врангеля.

3. Чем было вызвано движение «зеленых», крестьянская война?

4. Каковы причины военно-политической победы большевиков? Почему потерпели поражение белые, «зеленые»?

5. Существовали ли объективные предпосылки для про­ведения политики военного коммунизма в России? Дайте определение политики военного коммунизма.

6. Как повлияла политика военного коммунизма на ход и результаты гражданской войны? Какие последствия она имела для экономики?

Термины и понятия

Административно-командная система, «антоновщина», Брестский мир, военный коммунизм, Вооруженные силы Юга России, Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), ГОЭЛРО, гражданская война, Добровольческая армия, «зеленые», интервенция, Коминтерн, комитет бедноты, коммуна, КОМУЧ, Красная Армия, левые коммунисты, милитаризация труда, наркомат, национализация, нор­мирование, спекуляция, продовольственная диктатура, продовольственная разверстка, продовольственный отряд (продотряд), продуктообмен, раскулачивание, Реввоенсовет, Русская Армия, Уфимская директория, Учредительное собрание, хлебная монополия.

Семинар 2. Советская Россия и СССР в 20-е – 30-е годы ХХ в. (4 часа)

1. Социально-экономическое развитие страны на путях новой экономической политики (1921 – 1927 гг.). Образование СССР. Результаты и причины свертывания НЭПа.

2. Экономическое положение СССР в конце 20-х годов ХХ в. I, II, III пятилетки. Достижения и значение индустриализации.

3. Состояние советской деревни накануне коллективизации. Сплошная коллективизация, результаты «великого перелома», его последствия и значение.

4. Социально-политический строй СССР и трансформация Советского государства и общества.

Вопрос 1. При рассмотрении данного вопроса необходимо дать определение НЭПа, осветить проблему сущности этой политики, ее содержания, в первую очередь, в экономической сфере. Особое внимание следует уделить развитию рыночных элементов, товарно-денежных отношений, показать, в чем реально оно проявлялось. (См.: Хрестоматия, с. 448-450).

Необходимо показать также, с помощью каких способов и средств большевистское правительство пыталось преодолеть ограниченные возможности рынка для движения к социализму (государственное регулирование, сохранение командных высот в экономике в руках государства и др.). В связи с этим следует подчеркнуть роль кооперации, направляемой Советской властью на эволюцию мелкотоварного уклада в социалистический.

Необходимо также дать оценку роли такого важного элемента НЭПа как государственный капитализм, показать его как политику и как уклад со всеми формами хозяйствования (аренда, концессии, совместные предприятия и др.).

Анализируя результаты НЭПа, следует ответить на вопросы: Удалось ли партии большевиков преодолеть кризис? Если удалось, то в чем это проявилось? Чем были вызваны кризисы 1923, 1925, 1927 гг.? Какие противоречия имела политика НЭПа?

Почему, несмотря на видимые успехи НЭПа, произошел в 1928-1929 гг. срыв этой политики? Действие каких политических, идеологических, экономических и социально-психологческих факторов повлияло на возврат к военно-коммунистической практике использования чрезвычайных мер?

Какую роль в отказе от НЭПа играл такой политико-идеологический фактор, как влияние действовавшей тогда Программы РКП(б) 1919 г., носившей военно-коммунистический характер? Можно ли считать важными факторами перехода к использованию системы чрезвычайных мер и административно-командных методов управления экономическое отставание СССР и поражение оппозиций во внутрипартийной борьбе? Следует также дать оценку политической системе НЭПа.

При рассмотрении проблемы национально-государственного строительства в 20-е годы необходимо показать огромную роль национальной политики в многонациональной стране, эволюцию взгляда большевиков на ее принципы (унитарное государство – автономизация – федерализация), значение образования СССР, достоинства и недостатки установившегося национально-государственного устройства. (См.: Хрестоматия, с. 450-456).

Вопрос 2. Ответ предлагается начать с общей характе­ристики экономического положения СССР в конце 20-х годов. Удалось ли завершить процесс индустриализации России в началеXX в.? Каким был уровень развития экономики СССР по отношению к США, странам Западной Европы? В какой степени международная обстанов­ка диктовала необходимость форсированной ин­дустриализации? Был ли XIV съезд партии «съездом индустриализации»? Как была решена в СССР проблема источников индуст­риализации? В чем различия в этом смысле между индустриа­лизацией в СССР и ведущих странах Запада?

Необходимо показать задачи, ход, своеобразие, результаты выполнения I, II, III пятилеток. Назовите главные стройки пятилеток, приведите общее количество построенных предприятий, покажите масштабы нового строительства. Как решалась проблема кадров? Какую роль сыграли введение сдельно-премиальной оплаты труда, стахановское движение? В чем состояли трудности выполнения пятилетних планов? Почему в ходе III пятилетки была предпринята милитариза­ция труда?

Удалось или нет в ходе предвоенных пятилеток решить постав­ленные задачи? Необходимо показать реальные результаты ин­дустриализации. Покажите значение индустриализации для нашей страны и всего мира.

Следует подчеркнуть, что проверкой возможностей советской экономики стала Великая Отечественная вой­на, в ходе которой до 75% военного потенциала фашистской Гер­мании и ее союзников было сосредоточено против СССР, но,несмотря на это, советский народ нанес поражение врагу. (Срав­ните: в ходе I мировой войны против русской армии воевала 1/3 войск противника, но Россия войну проиграла). В заключение следует ответить на вопрос: На какие жертвы пришлось пой­ти народам СССР в целях достижения промышленного рывка, были ли они напрасными?

Вопрос 3. Ответ предполагает освещение положения со­ветской деревни в 20-е годы. Необходимо ответить на вопро­сы: Какие тенденции развития были характерны для сельского хозяйства в рассматриваемый период? Почему снизилась то­варность сельскохозяйственного производства и экспорт хле­ба по сравнению с дореволюционным временем? Почему и пос­ле рабоче-крестьянской революции продолжал сохраняться не­эквивалентный обмен между городом и деревней? Это законо­мерность, необходимость или преднамеренная антикрестьянская политика? Почему для второй половины 20-х годов стал характерен процесс самораскулачивания?

В чем суть хлебозаготовительного кризиса 1928 г.? Почему были избраны чрезвычайные, по сути военно-коммунистические меры? В чем они выражались? Какую позицию по отношению к «чрезвычайщине» за­няла «правая оппозиция», какие это имело последствия? (См.: Бухарин Н.И. Заметки экономиста… // Хрестоматия, с.461-462).

При подготовке ответа требуется вспомнить о том, что традиционно в советской историографии XV съезд ВКП(б) представлялся как «съезд коллективизации». В действительности, хотя в его резолюциях и ставились задачи наступ­ления на кулачество, ограничения капитализма в деревне и ус­корения движения к социализму на основе создания колхозов, планы коллективизации носили крайне ограниченный харак­тер. Весной 1928 г. была поставлена задача: к 1933 году, то есть к концу I пятилетки, вовлечь в колхозы лишь 4% хозяйств. Через год, весной 1929 г. план коллективизации был доведен до 16-18% крестьянских хозяйств, вовлекаемых в колхозы на основе принципа добровольности. Таким образом, резолюции XV съезда ВКП(б) не предполагали сплошной коллективиза­ции и не порывали с новой экономической политикой, магист­ральным оставался путь кооперации, отождествлявшийся В.И. Лениным с социализмом.

Когда, где и почему появились в стране первые районы, округа сплошной коллективизации? В чем суть и значение работы И.В. Сталина «Год велико­го перелома»? В чем значение решений ноябрьского 1928 г. Пленума ЦК ВКП(б), выступления И.В. Сталина на конференции марксис­тов-аграрников в декабре 1929 г.? Когда начинается сплошная коллективизация, в соответ­ствии с какими партийными документами она осуществлялась, какими методами? В чем суть, цели и результаты кампании раскулачивания? Каковы результаты первых месяцев сплошной коллек­тивизации (до марта 1930 г.)? Какой была реакция деревни? (См.: Хрестоматия, с.463-464). Каково значение статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов»? Когда процесс коллективизации был завершен в основ­ном, полностью? В чем значение II съезда колхозников-ударников (февраль 1935г.)?

Удалось ли государству с помощью сплошной коллек­тивизации решить поставленные задачи? Как повлиял «великий перелом» на состояние производительных сил деревни и города? Что такое раскрестьянивание: было ли оно в 30-е годы? Удалось ли восстановить производительные силы дерев­ни, поголовье скота, сельскохозяйственное производство на­кануне Великой Отечественной войны? Наступила или нет ста­билизация в сельском хозяйстве? Какое значение имела коллективизация?

Вопрос 4. Рассматривая данный вопрос, следует дать понятие «политическая система». Особое внимание необходимо уделить принятию новой Конституции СССР 5 декабря 1936 г., проследить изменения в политической системе по сравнению с Конституцией СССР 1924 г., показать принципиальное отличие советской системы от парламентской.

Как повлияли особенности исторического развития нашей страны на формирование авторитарных тенденций в политической системе? Какую роль в этом сыграли новизна, сложность и масштабность задач построения нового общества, отсутствие опыта, недостаточная образованность управленцев, классовый подход в подборе руководящих кадров и др.

Почему острая идейная борьба по вопросам о путях и методах строительства социализма, развернувшаяся в ВКП(б) в 20-е годы, привела к ужесточению партийной дисциплины, ограничению демократии, усилению централистских и бюрократических тенденций в политической и общественной жизни, к укреплению личной власти И.В. Сталина? Покажите, что выбор форсированного варианта развития страны создал основу для вытеснения экономических методов управления административно-командными, для усиления авторитаризма в стране.

Дайте определение авторитаризма. Можно ли говорить о формировании авторитарной политической системы в СССР к началу 30-х годов? Имелись ли в самой партии силы, сопротивлявшиеся авторитарным тенденциям? (См.: Хрестоматия, с.466-468). Почему идея заговора «врагов народа» овладела массовым сознанием? Какую роль в развертывании репрессий сыграло убийство С.М. Кирова? Проанализируйте причины ужесточения уголовного законодательства и государственного контроля за широкими слоями населения. Расскажите о массовых репрессиях, определите, какие цели преследовал И.В. Сталин.

Можно ли говорить о перерастании авторитарного режима в тоталитарный? Дайте определение тоталитаризма, перечислите его основные признаки, раскройте их сущность.

При освещении вопроса о культурном развитии СССР в 30-е годы, необходимо показать, что органы власти считали культуру средством идеологического обеспечения существующего строя. (См., например: Хрестоматия, с. 465-466). Поэтому с начала 30-х годов определяющей тенденцией стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация (ликвидация автономии Академии наук, создание вместо многочисленных свободных групп и объединений мастеров литературы и искусства подконтрольных партии творческих союзов, утверждение жестких канонов художественного творчества, ужесточение цензуры, искоренение инакомыслия). Покажите достижения в культурном строительстве (развитие образования, ликвидация неграмотности, выдающиеся открытия и изобретения в естественных и технических науках и др.).

Источники и литература:

  1. Документы свидетельствуют: Из истории деревни на­кануне и в ходе коллективизации. 1927-1932. М., 1989. С. 9-50, 51-60, 261-270. Документы (на выбор).
  2. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / А.С. Орлов и др. М., 2006. С. 447-469.
  3. Аксютин Ю. «Сталинская Конституция» 1936 года // Свободная мысль. 2006.№9-10. С. 160-171.
  4. Араловец Н. А. Потери населения советского общества в 30-е гг. // Отечественная история. 1995. № 1.
  5. Гордон Л., Клопов Э. Что это было? Размышления о пред­посылках того, что случилось с нами в 30-е - 40-е годы. М., 1989. С. 22-44, 47-52, 69-73, 76-82, 89-92, 98-104, 110-112, 114-116.
  6. Девис Р., Хлевнюк О.Вторая пятилетка: механизм смены экономической политики //Отеч. история. 1994. № 3.
  7. Зеленин И. Е.Крестьянство и власть в СССР после “революции сверху” // Вопр. истории. 1996. № 7.
  8. Земсков В. Н. Заключенные в 30-е гг.: социально-демографические проблемы // Отечественная история. 1997. № 4.
  9. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.
  10. Историки спорят: 13 бесед. М., 1989. С. 228-303.
  11. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учеб. пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский и др. М., 2004. С. 382–461.
  12. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2007. С. 623-657.
  13. Кирьянова Е.А. Коллективизация Центра России (1929-1937 гг.) // Отечественная история. 2006. №5. С. 74-85.
  14. Лельчук B.C. Курс на индустриализацию и его осуще­ствление // Страницы истории Советского общества: факты, проблемы, люди. М., 1989. С. 173-227.
  15. Майер Р. О чудесах и чудовищах. Стахановское движе­ние и сталинизм // Отечественная история. 1993. №3. С. 56-65.
  16. Новейшая отечественная история. ХХ в.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Э.М. Щагина. А.В. Лубкова: В 2 кн. М., 2004. – Кн.1. С. 358-409, кн.2. – С. 5-101.
  17. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2002. С. 352-398.
  18. Пыжиков А. В. Ленинизм и сталинизм: идеологические разночтения // Вопросы философии. 2001. № 6.
  19. Урок дает история. М., 1989. С. 138-182, 183-231.
  20. Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996.
  21. Чемоданов И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации // Вопросы истории. 2006. №2. С. 156-162.
  22. Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история. 1993. №3.
  23. Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг. // Вопросы истории. 1993. №8.
  24. Гимпельсон Е.Г. Путь к однопартийной диктатуре // Отечественная история. 1994. №4-5.
  25. Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: становление и развитие НЭП // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991. С. 118-164.
  26. Гусев А.В. Левокоммунистическая оппозиция в СССР в конце 20-х гг. // Отечественная история. 1996. №1.
  27. Измозик В.С. Политический контроль в Советской России // Вопросы истории. 1997. №7.

Темы докладов и рефератов

1. Кронштадтское восстание 1921 г.

2. В.И. Ленин: политический портрет.

3. Политическое завещание В.И. Ленина и его судьба. И.В. Сталин: политический портрет.

4. Жизнь и деятельность С.М. Кирова.

5. «Заговор военных» и репрессии в Красной Армии.

6. Материальное обеспечение населения в условиях форси­рованной модернизации СССР (30-е годы).

Литература к докладам и рефератам:

1. Балабанова А. Недорисованный портрет // Диалог. 1993. №4. С.51-54.

2. Бордюгов Г. История и конъюнктура. М., 1991. С.267-308.

3. Валентинов Н. О Ленине: сборник. Нью-Йорк, 1991.

4. Владимир Ильич Ленин: биография. 1870-1924: в 2-х т. М., 1987.

5. Гефтер М. Ульянов, он же Ленин // Век ХХ и мир. 1991. №10. С.43-61.

6. Елизаров М.А. Еще раз о причинах Кронштадского восстания в марте 1921 г. // О

Наши рекомендации