Политические и правовые учения в Древней Греции.
Впервые на Балканском полуострове государственность возникла в начале I тыс. до н.э., в форме самостоятельных и независимых греческих полисов. К VI-V вв. до н.э., Древняя Греция, благодаря росту морской торговли, стала рабовладельческим государством. Появление греческих колоний в бассейне Средиземного моря, ускорило процесс имущественного расслоения древнегреческого общества. Торговые и экономические связи со странами этого региона превратили ее в мощный очаг культуры, где аккумулировались достижения человечества в области науки, культуры, письменности, государственности и права.
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой пеструю картину независимых и относительно небольших по размеру полисов, состоявших из города и окружающих его селений, с населением в несколько десятков тысяч человек.
Становление древнегреческой государственности сопровождалось социальной борьбой между различными слоями общества - родовой знатью и обнищавшими общинниками, богатымии бедными, свободными и рабами. Перевес одной из сторон в этой борьбе приводил к установлению в том или в ином полисе либо аристократии (Спарта), демократии (Афины), или тирании (насильственно установленной власти).
Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политико-правовой идеологии античной Греции, сформировавшейся в процессе разложения мифа и выделения самостоятельных форм общественного сознания. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения, а политико-правовые концепции вырабатываются в рамках общефилософских учений.
Философское мировоззрение эллинов вобрало в себя различные формы теоретического сознания, такие как: натурфилософия, теология, этика, политическая теория. Что касается политико-правовых учений, то они сложились благодаря тесному взаимодействию политической идеологии и различных форм общественного сознания.
Богатейший опыт государственно-политического строительства, накопленный полисами, стал сырьевым материалом теоретического обобщения накопленной практики осуществления политической власти, что повлекло за собой создание учений, в которых впервые поднимались не только проблемы возникновения государств и их классификации, но и наиболее приемлемые формы общественного устройства.
Изучая и сравнивая законы греческих полисов (ЗаконыДраконта, законодательство Солона, ретры Ликурга), великие умы античности разработали классификаций и формы государственного устройства (монархия, аристократия, демократия), вошедших в понятийный аппарат современной политической науки.
Содержание политико-правовых доктрин античности подверглось влиянию этики и морали греческого рабовладельческого общества, которые в конечном итоге и подорвали патриархальные устои общинной жизни в полисах, противопоставив индивидов друг другу. В этико-политических концепциях античной Греции, в отличие от других, всегда главенствовали вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.
В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли выделяются три периода:
Ранний период (IX-VI вв. до н.э.) – связанный со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права.
Второй период (V-первая половина IV вв. до н.э.) – это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, получившее свое отражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
Третий период (вторая половина IV-II вв. до н.э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, когда греческие полисы попали под власть Рима и утратили свою независимость. В общественном сознании того периода происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).
Для понимания политико-правовых учений античной Греции необходимо обратится к великой литературе древних греков, особенно к трагедиям. В этом плане наиболее знаменательными являются трагедии Эсхила и Софокла.
Трагедия отражала начавшийся в архаичном греческом обществе процесс разрушения старых традиций, характерных для родового общества, когда провозглашается неотвратимость наказания в форме кровной мести.
Эсхил пытается умерить жестокость нравов с помощью идеи, что за миротворческой деятельностью людей стоят божественные силы и само правосудие, используемое для примирения людей, подчиняется божественной силе.
Софокл в своих трагедиях развивает учение о естественном праве. У Софокла оно вытекает из законов, создаваемых богами, т.е. право. В отличие от законов, вырабатываемых людьми, законы создаваемые богами вечны. Такая конструкция применяется Софоклом для защиты достоинства человека перед лицом власти.
Древнегреческие трагедии стали своеобразной школой не только этики, но и политического и правового воспитания граждан.