Периодизация ИППУ. Структура курса.
Предмет и метод ИППУ.
«История политических и правовых учений»(«ИППУ») изучает наиболее важные, типичные и значимые теоретические исследования государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними.
«ИППУ» исследует и освещает историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, историю политических и правовых теорий, историю теорий права и государства. Она также анализирует теоретико-правовые исследования ученых, правоведов и философов разных времен и народов. В этом смысле историю политических и правовых учений справедливо именовать историей теории и философии государства и права.
«ИППУ» юридическая дисциплина. Однако значительный вклад в ее развитие внесли представители иных гуманитарных наук, прежде всего, философы - Аристотель, Сократ, Демокрит, Протогор, Платон, Эпикур, Конфуций, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Локк, Гоббс, Кант, Фитхе, Гегель, Бердяев и другие.
Предметом «ИППУ» являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.
Без знания истории государства и права невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.
«ИППУ» ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве.
В «ИППУ», используется богатый арсенал философских и специально-научных методов. Научная значимость и познавательная ценность применяемого метода определяется его способностью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести к более глубокому их пониманию.
«Предмет» и «метод» - это различные формы выражения и характеристики единой теории одной и той же системы знаний представленных в определенном политико-правовом учении. Взаимодействие и единство предмета и метода политико-правовой теории, как и любой другой теории, состоят в том, что «метод»- это предмет в его действии, а «предмет» - это системно организованное выражение познавательного итога смысла и значения метода.
Применительно к дисциплине ИППУ выделяются следующие функции метода:
1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории – здесь речь идет о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязях этих компонентов и т.д.
2) метод как способ интерпретации и оценки, предшествующих политико-правовых учений. Данный аспект отражает содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями и исторически развивающейся политико-правовой мысли.
3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теории и освещаемой действительностью.
Борьба с ересями.
В период средних веков формой политико-правовой идеологии, оппозиционной феодализму, были еретические движения. Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь; однако из святого писания ими делались антицерковные и антифеодальные выводы. Немалое значение имел и такой довод: то, чего нет в священном писании (церковная иерархия, монастыри, папство и др.), – все это человеческое измышление, не соответствующее воле бога; поэтому одним из средств борьбы католической церкви против ересей стал (1231 г.) запрет мирянам читать Библию. Часть доводов опиралась на логико-рационалистическое основание. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали, прежде всего, против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа.
Первое крупное еретическое движение началось в Х в. в Болгарии. Протест болгарского крестьянства против закрепощения феодалами выразился в движении богомилов. Богомилы («милые богу люди», «христиане») обратили внимание на то, что уже в самом начале Нового завета ясно сказано о двух потусторонних силах: доброму богу Христу противостоит злой дьявол, которому, как там же сказано, принадлежат все царства мира. Из сопоставления этих идей с текстом – «никто не может служить двум господам. Не можете служить богу и Маммоне (богатству)» – с непреложностью следует, что дьявол (злой бог) и есть богатство. Выводы из этого делались достаточно конкретные: в богомильских сказаниях образно описано, как дьявол, когда изгнанный из рая Адам стал пахать землю, взял с него «кабальную запись» – на него и на все его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли. В учении богомилов немало и от здоровой крестьянской логики: кому приятно видеть крест, на котором казнен сын божий? Конечно же, не богу, а именно дьяволу; поэтому крестами – орудиями казни украшают себя богатые, особенно церковь, продавшаяся дьяволу.
В бескомпромиссной борьбе с феодальной церковью и всем феодальным строем богомилы создали по раннехристианскому образцу собственную организацию. Их проповедники («апостолы») неустанно провозглашали мятежные идеи: «Учат же своих не повиноваться властелям своим, – писал современник богомильского движения, – проклинают богатых, царя ненавидят, ругают старейшин, порицают бояр, считают царских слуг мерзкими богу и всякому рабу не велят работать на своего господина».
Богомильское учение вскоре после возникновения распространилось в других странах. В X-XI вв. под его влиянием возникли еретические движения в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси. Особенно сильное воздействие это учение оказало на идеологию стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной Италии, где процветали города, были развиты культура, ремесло, торговля. Проповедь «добрых людей»,катаров,патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у горожан, отдельных групп дворянства и крестьян; к концу XII в. католическая церковь потеряла влияние на юге Франции и севере Италии. Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).
Новые волны еретических движений начались во второй половине XIV в. К тому времени во всех странах Западной Европы существовали развитые города. Бюргерство, уже ставшее признанным сословием, имело достаточно возможностей для борьбы со светскими феодалами при помощи своих привилегий, с помощью оружия или в сословных собраниях; поэтому городская оппозиция выступала более против церковных феодалов. Значительно радикальнее были требования крестьянства и городских низов. В связи с этим принято различать два основных типа ереси: бюргерскую и крестьянско-плебейскую.
Бюргерская ересь, выражавшая интересы горожан и части низшего дворянства, была направлена главным образом против католической церкви и духовенства, на богатства и политическое положение которых она нападала. Эта ересь требовала восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов, римской курии. Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, за упразднение феодальных привилегий и сословного строя.
Одним из первых представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступавший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства. Уиклиф осуждал церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат писанию. Одновременно с учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Их учение играло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл. Ссылаясь на писание, лолларды осуждали сословное неравенство. «Откуда же взялись их права, – говорил Джон Болл о дворянах, – если они не были плодом узурпации? Ведь в те времена, когда Адам копал землю, а Ева пряла, не было и речи о дворянах». Учение лоллардов, представлявшее собой крестьянско-плебейскую ересь, было направлено против феодального строя в целом.
Вскоре после подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. Начало Реформации было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. После вероломной казни Гуса (1415 г.) развернулась национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора. В гуситском движении вскоре определились два течения – чашники и табориты.
Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства, лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти) церковных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви.
Значительно радикальнее были требования таборитов, которые выступали против католической церкви и церковной иерархии; одновременно ими был выдвинут ряд антифеодальных лозунгов – уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и т.д. Возрождая идеи раннего христианства, табориты утверждали, что скоро наступит «тысячелетнее царство», в котором все будут равны, и совместно будут решать общие дела.
Борьба с чашниками и отсутствие единства в собственной среде привели к поражению таборитов; но их лозунги вскоре были использованы Томасом Мюнцером во время Реформации в Германии.
Учение Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.), философ и теолог, доминиканец, является крупнейшим представителем средневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его перу принадлежат такие сочинения, как «О правлении князей», «Сумма теологии», «Комментарии к «Политике» Аристотеля», «Комментарии к «Этике» Аристотеля», «Сумма против язычников».
Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере.
Фома Аквинский защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного деления общественной структуры.
Аристотель видел задачу государства во всеобщем благе граждан. Фома Аквинский внес в это церковный элемент, считая, что государство должно, прежде всего, охранять веру, католическую церковь.
При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной власти, но не конкретного отдельного правителя, который вполне может быть греховен. Государственная власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, так как римский папа есть наместник Бога на земле. Это, так сказать, доведенная до логического конца и творчески переработанная идея Августина Блаженного о двух градах. Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская даже их казнь. Поэтому Фома Аквинский оправдывал необходимость инквизиции.
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и несправедливой): монархия - тирания, аристократия - олигархия, полития - демократия.
Наиболее естественной формой правления Фома Аквинский считает монархию, монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем. Республиканскую форму правления Фома Аквинский не любил за разнообразие источников и форм властвования, от которого недалеко и до греха.
Фома Аквинский считал право издания общеобязательных законов основным признаком государственной власти. Вместе с тем он подразделял законы на следующие категории:
1. Вечный закон - главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ Божественный разум.
2. Естественный закон - отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали.
3. Человеческий закон - позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает с нормами естественного закона.
4. Божественный закон - Священное Писание.
Нарушение любого закона наказуемо, подчеркивал Фома Аквинский. Теперь понятно, что, говоря о законотворчестве государственной власти, Фома Аквинский подразумевал лишь возможность издания светскими государями норм человеческого закона, а никак не вечного, естественного или Божественного закона.
Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина и конечная цель сущего. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (что, в частности, выразилось в признании естественного и человеческого законов), Фома Аквинский, тем не менее, утверждал, что природа завершается в Божественной благодати, разум - в вере.
Римско-католической церковью Фома Аквинский был объявлен святым, а его учение (томизм) - единственно истинной философией католицизма.
Томас Мор «Утопия».
Английский социалист Томас Мор (1478-1535 гг.) в своей «Утопии» (1516 г.) описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности.
Томас Мор - один из основоположников утопического социализма, был другом знаменитого европейского гуманиста Эразма Роттердамского. В 1529-1532 гг. Томас Мор являлся канцлером Англии. Будучи католиком, он отказался дать присягу английскому королю как «верховному главе» англиканской церкви, после чего был обвинен в государственной измене и казнен. В 1935 г. Мор был канонизирован католической церковью.
«Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел», писал Томас Мор. Утопия Мора - укор существовавшему тогда обществу с ярко выраженным социальным неравенством. В Утопии все: и земля, и производимая продукция - общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.
Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако связано это, прежде всего с сокращением потребностей. Так, например, все ходят в одинаковой одежде, простой и грубой.
Однако есть в этом государственно-организованном обществе и рабы, выполняющие неприятные для свободных утопийцев работы; ими становятся военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным.
Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом. В целом в Утопии учреждается «смешанное правление».
Как и в любой другой социалистической утопии, у Томаса Мора государственная армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само слово «утопия» («место, которого нет») стало нарицательным для обозначения подобных неосуществимых проектов.
Не трогать чужого добра.
Исполнять обещания.
Санкция нравственных законов заключается в совести (которая является как бы представителем Бога в душе человека, духовным органом), а в праве к угрызениям совести присоединяется (и становится несравненно более важным) внешнее принуждение (со стороны публичной власти).
В идеале положительные законы являются следствием, развитием, продолжением нравственных законов, не могут противоречить последним. Нравственный закон рассматривается М.М. Сперанским как идеальная основа положительного закона, критерий суждения о его справедливости либо несправедливости.
С точки зрения М.М. Сперанского, существует группа законов, которые одновременно являются и нравственными, и положительными, так как вытекают из природы общества, без этих законов (таких, как «не убий» и «не укради») не может существовать ни одно общество.
Если положительный закон противоречит нравственному, то такое позитивное право производит насилие над совестью, поэтому законодатель должен учитывать в своей деятельности нравственные моменты, максимально согласовывать их с позитивным законодательством.
Правовое учение Р. Иеринга.
Учение немецкого правоведа Рудольфа фон Иеринга (1818-1892 гг.), автора книги «Борьба за право», оказало серьезное влияние на развитие социологического направления в юриспруденции, воздействовало на формирование ряда правовых доктрин XX в., таких, как юриспруденция интересов (в Германии) и юридический прагматизм (в США).
Право, по теории Р. Иеринга, является суммой условий социальной жизни, обеспеченной мощью государства с помощью средств внешнего принуждения. Отсюда ученый выводил следующие важные элементы права: его зависимость от принуждения, его норму и его цель (или условия общественной жизни). Поскольку единственным орудием принуждения в обществе является государство, оно служит и единственным источником права. Критерием, благодаря которому мы отличаем право от этики и морали, выступает его признание государством и осуществление с помощью государственной власти. Так же, как принуждение является внешней стороной права, норма является его внутренним элементом, абстрактным императивом человеческого поведения. Таким образом, норма, согласно Р. Иерингу, - правило, но отличается от всех других правил благодаря своей направленности на человеческое поведение. Так как она отличается от моральных максим своим обязывающим и императивным характером, из этого следует, что норма, как и принуждение, - это чисто формальный элемент. Однако и норма, и принуждение, будучи чисто формальными элементами, ничего, не говорят о содержании права, но именно благодаря содержанию права мы узнаем о той цели, которой служит право в обществе.
Право у Р. Иеринга предстает в обязательном порядке защищенным именно государством, среди его формулировок определения права можно привести следующее: «Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью». Получается, что природа права не присуща ему самому, а привносится извне, государством.
С формальной точки зрения Р. Иеринг традиционно определяет право как совокупность общеобязательных норм: «Ходячее определение права гласит: право есть совокупность действующих в государстве принудительных норм, и такое определение, по-моему, вполне правильно».
С точки зрения Р. Иеринга, право не может осуществлять одни и те же нормы регулирования жизни для всех времен и народов и должно быть адаптировано к условиям жизни народа, уровню его цивилизации и потребностям времени.
Р. Иеринг утверждал, что мерилом права служит не истина, являющаяся абсолютной, а цель, являющаяся относительной. Право способствует осуществлению определенной цели, которая заключается в обеспечении условий общественной жизни. Осуществление действия закона государства способствует возникновению в индивиде стремления к реализации всеобщего интереса в обществе наряду с его личным интересом. Общество воздействует на индивида, используя два основных стимула поведения человека - эгоизм и альтруизм.
Одну из важнейших задач теории права Р. Иеринг видел в исследовании тех условий жизни индивида и общества, которые существуют независимо от права, предшествуют ему и которые определяют функции и цели права.
Предмет и метод ИППУ.
«История политических и правовых учений»(«ИППУ») изучает наиболее важные, типичные и значимые теоретические исследования государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними.
«ИППУ» исследует и освещает историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, историю политических и правовых теорий, историю теорий права и государства. Она также анализирует теоретико-правовые исследования ученых, правоведов и философов разных времен и народов. В этом смысле историю политических и правовых учений справедливо именовать историей теории и философии государства и права.
«ИППУ» юридическая дисциплина. Однако значительный вклад в ее развитие внесли представители иных гуманитарных наук, прежде всего, философы - Аристотель, Сократ, Демокрит, Протогор, Платон, Эпикур, Конфуций, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Локк, Гоббс, Кант, Фитхе, Гегель, Бердяев и другие.
Предметом «ИППУ» являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.
Без знания истории государства и права невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.
«ИППУ» ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве.
В «ИППУ», используется богатый арсенал философских и специально-научных методов. Научная значимость и познавательная ценность применяемого метода определяется его способностью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести к более глубокому их пониманию.
«Предмет» и «метод» - это различные формы выражения и характеристики единой теории одной и той же системы знаний представленных в определенном политико-правовом учении. Взаимодействие и единство предмета и метода политико-правовой теории, как и любой другой теории, состоят в том, что «метод»- это предмет в его действии, а «предмет» - это системно организованное выражение познавательного итога смысла и значения метода.
Применительно к дисциплине ИППУ выделяются следующие функции метода:
1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории – здесь речь идет о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязях этих компонентов и т.д.
2) метод как способ интерпретации и оценки, предшествующих политико-правовых учений. Данный аспект отражает содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями и исторически развивающейся политико-правовой мысли.
3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теории и освещаемой действительностью.
Периодизация ИППУ. Структура курса.
При изучении «ИППУ» первостепенное значение имеет историческая периодизация, в рамках которой используется исторический, биографический и сравнительные методы.
ИППУ принято делить на следующие исторические периоды:
1)Древний мир (XXVIII-XX вв. до н.э.) – это эпоха зарождения политико-правовых идей на почве религиозной мифологии. Особенностью этого периода является то, что политико-правовые взгляды каждой из древних цивилизаций сильно различаются друг от друга. Например, индийская мысль религиозна и мифологична, а китайская более рациональна. В Древней Греции мыслители прошли путь от мифа к науке, пытаясь рационализировать правление. Древний Рим внес выдающийся вклад в область публичного и частного права.
2)Средние века (начиная с V и до начала XVII в.) - это период распространения монотеистической религии христианства внесший в культуру принципы человеколюбия и благотворительности. Важной проблемой политико-правового учения стало соотношение духовной и светских властей. Возник ислам, в отличие от христианства исходивший из неделимости религиозной и светских властей.
3)Эпоха Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.), подготовившая почву для буржуазных революций. Интерес к наследию античности позволил преодолеть господство религиозного идеала. В центре внимания оказался человек. Церковь и официальная христианская доктрина подверглись евангелистской (протестантской) и научной критике. Развивался индивидуализм под воздействием гуманизма. Реформация похоронила притязания папства на руководство светской властью.
4)Эпоха буржуазных революций (конец XVI-начало XIX вв.), началась национально-освободительным движением в Нидерландах. Продолжилась революция в Англии, США, Франции. Эти революции были подготовлены и сопровождались учениями великих мыслителей Возрождения, Реформации и Просвещения. Этот период, с его убежденностью во всесилие ума и верой в «просвещенных монархов», с его концепциями народного суверенитета обеспечил завершение идейной подготовки буржуазных революций.
5)Эпоха свободной конкуренции (первые три четверти XIX в.), период, когда главенствовало учение либерализма, который рассматривает все общественные явления с правовой позиции, а права граждан - с формальной точки зрения равенства перед законом. В это же время активизируются консервативные, а также социалистические учения.
6) Эпоха империализма и социалистических революций (последняя треть XIX - первая половина XX вв.), показала необходимость государственного вмешательства в жизнь общества с целью управления и предотвращения социальных взрывов. Это привело к изменению существующих идеологий. Либералы признали необходимость ограничения государственного регулирования, консерваторы свободу частного предпринимательства, социалисты заняли умеренные позиции. Но вера в социальный прогресс на основе промышленного развития была подорвана катастрофой - Первой мировой войны 1914-1918 гг. В России неспособность властей пойти на преобразования, слабость и алчность буржуазии лишили почвы либеральные идеи, в результате чего свершилась рабоче-крестьянская революция, которая привела страну к тоталитаризму. В некоторых странах Запада к власти пришли фашисты. Наступил кризис в развитии цивилизации, прогресса и демократии, следствием чего стала - Вторая мировая война 1939-1945 гг.
7)Послевоенная эпоха (с 1945 года), характеризуется противостоянием Запада и социализма, получившее название «холодной войны». Угроза ядерной войны вследствие гонки вооружений побудила обе стороны к поиску форм мирного сосуществования. Запад стимулировал разработку новых теорий (деидеологизация, права человека, плюрализм, социального развития капитализма), что в конечном итоге привело к кризису социалистической системы.
8) Новейшая эпоха началась с 90-х годов XX века. В центре внимания оказались вопросы геополитического устройства мира, глобальные проблемы человечества, права человека и права народов. Политико-правовые процессы в России, бывших республиках СССР и государствах восточной Европы привели к необходимости переосмысления проблем демократии, правового государства, а также соотношения национальных правовых систем и международного права.
Приведенная периодизация имеет относительный характер. При изучении ИППУ важно помнить, что история политико-правовой мысли соткана из идеологических столкновений, выражающих политические интересы различных социальных групп.