СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОСЛЕ ВОЙНЫ (1945—1953)

Победа над фашизмом предоставила России возможность выбора — развиваться вместе с цивилизованным миром или продолжать искать свой, социалистический путь.

Демократические традиции в СССР были очень слабы, но война дала ему возможность учиться на опыте демократических государств Европы и Америки. Люди увидели мир собственными глазами, смотрели и сравнивали. Миф советской пропаганды — о безоговорочных преимуществах социализма перед капитализмом — уже не был столь очевидным и нуждался в новых аргументах.

Таким аргументом стала победа в Великой Отечественной войне, которая подняла на небывалую высоту международный престиж Советского Союза . Даже те, кто еще в 30-е гг. понял сущность сталинского режима, после победы готовы были «простить» Сталину и террор, и коллективизацию, и катастрофу первых месяцев войны и надеялись, что жизнь в стране будет меняться к лучшему.

Интеллигенция и студенчество надеялись на свободу творчества, слова, на развитие контактов с Западом. Крестьяне ожидали роспуска колхозов, депортированные народы — возвращения в родные места. Советское общество жило в этом ожидании перемен, но оно не было готово бороться за них. Мир на тот момент был высшей ценностью.

Главным итогом войны для СССР как государства стало изменение геополитического положения страны. В результате территориальных приобретений на западе (Прибалтика, Западная Украина и Западная Белоруссия) и на востоке (Южный Сахалин и Курильские острова) СССР географически приблизился к границам Российской империи начала 20 в. Такое возвращение имело не только географический смысл: одновременно оно означало и возврат к имперской идеологии. Она стала определять внешнюю и внутреннюю политику Сталина.

Главные усилия Сталина были направлены на то, чтобы сохранить и укрепить позиции, завоеванные в 1945 г. Речь шла о сохранении и освоении новых территорий, и об укреплении позиций СССР в странах Восточной Европы, попавших в сферу советского влияния. Вопреки ожиданиям людей главные средства были направлены не на улучшение условий жизни народа, а на развитие военно-промышленного комплекса, который обеспечивал позиции СССР в начавшемся соревновании с США за мировое первенство. Структура экономики была существенно деформирована.

Одновременно с усилением роли военно-промышленного комплекса происходили изменения в общественной атмосфере. Жизнь в стране мало менялась к лучшему, по-прежнему не хватало самого необходимого: продуктов питания, одежды, обуви. Голод 1946 унес жизни по крайней мере 1 млн. человек. У людей постепенно росло недовольство политикой властей. Образованные слои общества оценивали ситуацию более трезво, а в студенческой среде, настроенной наиболее критически, зарождался прообраз оппозиционного течения. Власти поспешили блокировать развитие подобных тенденций. Сталин вновь вернулся к политике репрессий. Репрессивная практика не пошла по пути больших показательных процессов, как в 30-е гг., главное место отводилось идеологическим кампаниям, призванным играть «воспитательную» роль и бороться с общественным инакомыслием, в каких бы формах оно ни выступало. Основными объектами идеологического воздействия стали интеллигенция и студенчество. «Воспитательная» линия в отношении интеллигенции была намечена еще в августе 1946 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а затем продолжена в ходе так называемых «творческих дискуссий». С 1947 по 1951 г. они прошли по проблемам философии, биологии, языкознания, политэкономии. В результате под категорию лженаук попали кибернетика, психоанализ., волновая механика и другие приоритетные направления научных исследований в различных отраслях знаний. Практически была разгромлена перспективная отечественная школа генетики, и в биологической науке на долгие годы утвердился диктат академика Т. Д. Лысенко.

Сталинский режим умело играл человеческими эмоциями, направляя их в нужное русло Он использовал искренний энтузиазм людей послевоенных лет в собственных целях, спекулируя на народном терпении и откладывая принятие решений, которые могли бы принципиально изменить условия жизни большинства населения. Однако ничего не делать в этом направлении тоже было нельзя. Свидетельство тому — отмена карточек, проведение денежной реформы, снижения цен, хотя их экономическая эффективность до сих пор находится под вопросом.

На поддержание энтузиазма и демонстрацию могущества государства был рассчитан проект «великих строек коммунизма», таких, как ГЭС .

Наши рекомендации