Союз «17 октября» (октябристы)

Образование: в конце 1905 г. 1 Съезд в феврале 1906 г в Москве.

Лидеры: А.И. Гучков, Шипов

Программа: политическим идеалом была дуалистическая монархия, созданная после октябрьского манифеста 1905 года. Они выступали за не ограничение исполнительной власти царя при двухпалатном народном представительстве. Двигателем социальных реформ они считали государство, опирающееся на буржуазию и помещиков. В рабочем вопросе октябристы выступали за постепенное сокращение рабочего дня, но введение 8 часового раб дня считали преждевременной. Октябристы допускали легализацию профсоюзов, забастовок, при условия ведения только экономической борьбы. В крестьянском вопросе октябристе поддерживали Столыпинскую реформу. Они выступали за разрушение общины, и развитие частной собственности на землю. Принудительное отчуждение помещичьих земель не допускалось. Проблему малоземелья предполагалось решать за счет государственного фонда целинных и залежных земель. В национальном вопросе октябристы выступали за сохранение унитарного государства, допускались лишь культурно-национальные автономии.

История: После 1907 г. численность октябристов резко уменьшается до 12-15 тыс. чел. В 1914-1915 г. партия октябристов раскалывается на 3 самостоятельных организации. К февралю 1917 г. партия октябристов практически прекратила свое существование, большая часть примкнула к кадетам.

Состав: Социальную основу составляли помещики, средняя и крупная буржуазия, высокооплачиваемая интелегенция.

Численность: в январе 1906 г. больше 70 тыс. человек.

Черносотенцы (Монархисты).

Образование: конец 1905-начало 1906 г. в России возникло несколько десятков черносотенных организаций, в основном региональных. В начале 1906 г. на их безе был создан «Союз русского народа» В то же время многие организации сохранили свою самостоятельность.

Высшим органом CPH был монархический съезд, но его решения носили рекомендательный характер. Исполняющим был главный совет из 12 членов и 19 кандидатов, лидерами были Дубровин, Марков.

По численности организации нет точных данных. Сами черносотенцы называли – 410 тыс. чел. Фиксированного членства в партии не было, поэтому численность партии постоянно менялась. Наиболее значительным влияние черносотенцев было в европейской части России.

Состав: Верхушку черносотенной организации составляла интеллигенция, как исключение разрешалось участие в CPH чиновников и офицеров.

Программа партии: В политических областях черносотенцы выступали за сохранение абсолютной монархии, призывали бойкотировать гос. думу У черносотенцев фактически отсутствовала соц программа. В крестьянском вопросе они выступали за решение проблемы малоземелья крестьян путем использования фонда гос земель, передачи земель инородцам, проживавшим в русских губерниях. В основе национальной программы лежал антисемитизм. К ограничению на занятие и время гос должности и проживания черносотенцев предлагали добавить ограничения на получение образования, и конечной целью ее решения еврейского вопроса они считали выселение евреев из России. Тактика действия черносотенцев основывалась на исполнении соц демагогии, бытового национализма и террористических методов борьбы с революционным движением.

История: В 1907г в CHP произошел раскол, выделилась новая партия - «Союз Михаила Архангела» В 1907-191Зг черносотенное движение идет на спад. Многие организации прекратили существование. После революции 1917г черносотенные организации в России были запрещены.

Анархисты

Анархизм – это политическая идея, согласно которой правительство и законы должны быть отменены, а равенство и справедливость могут быть достигнуты только путем избавления от государства и замены его свободными соглашениями между индивидуумами.

Своими методами партия анархистов считала, в основном, «восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров». Не исключалась и пропаганда.

Главным, что отличало анархистов от других политических партий, была их теория государства, согласно которой государство – это ни что иное, как аппарат угнетения одних людей другими путём систематического организованного насилия. Анархисты не видели или не признавали созидательной роли государства в жизни общества. Поэтому главным в их программе было уничтожение государства.

В 1868 году русские анархисты во главе с Михаилом Бакуниным начали издавать журнал «Народное дело», в котором проповедовали идеи разрушения государства путем вооруженного восстания, а в 1870 году основали в Женеве Русскую секцию ИНТЕРНАЦИОНАЛА, руководимого Карлом Марксом. Марксисты были против идеи анархии, так как выступали за государство с диктатурой пролетариата, но шли на временные союзы с анархистами ради достижения своих целей. Последние лавировали между стратегиями всеобщего объединения и насилия по отношению к государству.

Затем во главу партии анархистов встал П.А. Кропоткин. В этот период анархисты издавали газету за границей, которая называлась «Хлеб и воля». В 1904 году они провели в Лондоне свой первый съезд.

П.А. Кропоткин предостерегал от излишнего увлечения грабежами (экспроприациями), но течения «безначальцев» и «безмотивных террористов» превратили их в своё постоянное занятие. Напротив, синдикалистское течение, выделившееся в анархизме, имело мирный характер, и было легальным. Видный его представитель В. А. Поссе создал в Петербурге потребительско-производственное объединение «Трудовой союз», охватившее 8,5 тысяч рабочих.

Анархисты пытались мобилизовать рабочие массы на поддержку всеобщих забастовок в России во время неудавшейся революции 1905 года и большевистского восстания 1917 года.

Был отчасти близок к анархистам и великий писатель и мыслитель Лев Толстой. Он отрицал всякое насилие, в том числе и государственное. Взгляды его, при всей их отвлечённости, нашли немало сторонников.

Таким образом, в начале ХХ века российское оппозиционное движение представляло собой пеструю мозаику различных идеологических течений, которые находились в состоянии конфронтации не только с самодержавным режимом, но и между собой, что не позволяло выработать единую общенациональную идеологию, выражавшую ведущие тенденции общественного развития России, ее подлинно национальные интересы.

Наши рекомендации