Возникновение народничества. Три течения в народничестве.
В конце 50-начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека – нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университете, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг народу». Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники
- защищали интересы крестьян;
- отрицательно относились к буржуазному строю;
- верили в социалистическую утопию;
- надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община – зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе – социалист»;
- не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;
- рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;
- не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы;
- полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.
В своем развитии народничество прошло два этапа:
первый – 70-е-начало 80-х годов – революционное народничество;
второй – 80-90-е годы – либеральное народничество.
В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:
1. пропагандистское направление – идеолог Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он считал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;
2. бунтарское, или анархическое, направление – идеолог Бакунин. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он считал, что государство – это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» – союзы общин, волостей, областей, народов, т.е. самоуправление народа. В результате, но мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок «Народная расправа», и попал под его влияние. Нечаев проповедовал: революционер – это «обреченный человек, у него одна страсть – революция», что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создал подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной. Студента Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской крепости.
3. заговорщическое направление – идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенств братство. В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать верх в народническом движении.
Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов.В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н.В. Чайковского («чайковцы»). Его участники готовили пропагандистов из интеллигенции рабочих для работы «в народе».
Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в котором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Москвы, Петербурга, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873-1874 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием Земля и Воля». В нее вошли братья Михайловы, Плеханов позднее Перовская, Фигнер (всего 150 человек).
Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций. В 1877 г. началось второе хождение в народ. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха – народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено.