Крестьянская реформа 1861 года: причины, ход, результаты.
Освобождение крестьян. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. В ноябре 1857 г. был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы. Началась открытая подготовка реформы. 21 февраля 1858 г. Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати. Губернские дворянские комитеты составляли проекты по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьянскому делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление крестьянам личной свободы без земли, остававшейся собственностью помещиков. Оживление крестьянского движения в 1858 г. под влиянием слухов об освобождении вынудило правительство пойти на радикализацию готовящейся реформы. В декабре 1858 г. была утверждена новая либеральная программа Главного комитета по крестьянскому делу. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на условиях выкупа. Для переработки представленных в Главный комитет проектов реформы в феврале 1859 г. в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии. Работой комиссий, большинство в которых составили либералы, руководил товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин. Уже к осени 1859 г. комиссии составили проект «Положения о крестьянах» и начали вносить в него изменения по замечаниям губернских комитетов, представители которых были вызваны в столицу. Большинство консервативных предложений было отклонено, но при обсуждении проекта в Главном комитете и Государственном совете Редакционные комиссии уменьшили размеры земельных наделов и увеличили нормы крестьянских повинностей. Не дав помещикам возможности обсуждать этот проект, Александр II 19 февраля 1861 г. подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Одновременно им был подписан Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Земля сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались Усадьбой и угодьями за повинности (временно обязанное состояние). В течение двух лет избранные из местного Дворянства мировые посредники составляли документы – уставные грамоты о выделении крестьянам земельных наделов за выкуп.
Размеры крестьянских наделов определялись местными «Положениями». Местным учреждениям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян. Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадеб и наделов. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т.е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, будучи положена в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75-80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет. Удельные крестьяне получили свои наделы по «Положению» от 26 июня 1863 г. также за выкуп, но временно-обязанными они оставались всего два года, после чего были переведены на обязательный выкуп. Государственные крестьяне, считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по «Положению» от 24 ноября 1866 г. сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку. Выкуп вносился единовременно в сумме, годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати.
Земельная реформа. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне были освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы. Правда, большие группы крестьян не получили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела – от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной – 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков – это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной – 40% земли. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель – чересполосица.
За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая порука: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика – исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осени 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.
Историческое значение реформы:
- были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;
- неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством;
- реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т.п.
Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.
23. Реформы 60-70 гг. XIX века. (Земская 1864 г., Городская 1870 г., Судебная 1864 г., Военная реформа 1874 г., реформы образования).
Земская реформа 1864 г. Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное (цензовое) и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те – выборщиков, а последние – г ласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков.Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.
Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т. п.
Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели.
Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства и культуры
Городская 1870 . Городская реформа 1870 г. – Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.
Судебный устав 1864 г. – Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества – для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.
Военная реформа Александра II – реформа, проведенная Александром II 1 января 1874 года. Разработанная военным министром Д.А. Милютиным. Утвержденная манифестом о всеобщей воинской повинности и Уставом о воинской повинности. Явился центральным элементом военной реформы 70-х годов XIX в. Ознаменовал переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Военные Реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности ее развертывания во время войны.
Содержание Реформ:
- сокращение численности армии на 40%;
- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов
(1864 г.), создание Главного штаба;
- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых "оштрафованных") в армии;
- перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;
- введение всеобщей воинской повинности в 1874 вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Реформа образования. В ходе реформ 1860-х годов была создана сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов – выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.