Принцип неприменения силы и угрозы силой
Этот принцип, изложенный в п. 4 ст. 2 Устава ООН и имеющий одновременно силу обычноправовой нормы, –новелла современного международного права. Ранее действовавший со времени Лиги Наций принцип ненападения имел существенно иное содержание.
Основные положения этого принципа, согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., предусматривают следующее.
Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения:
Ø как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем;
Ø с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ;
Ø с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании;
Ø агрессивная война составляет преступление против мира, за которое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом;
Ø государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий[17], связанных с применением силы;
Ø территория государства не может быть объектом военной оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН;
Ø территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такие территориальные приобретения не должны признаваться законными.
Нарушением данного принципа являются также блокада портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять право на самоопределение. Согласно утвердившемуся в доктрине и практике мнению применение силы в нарушение данного принципа рассматривается как агрессия. Самый опасный вид агрессии – агрессивная война – объявляется в Декларации 1970 г. преступлением против мира.
14 декабря 1974 года Генеральная Ассамблея ООН приняла без голосования определение агрессии.К ней относится ряд действий государств, представляющих наиболее серьезные и типичные акты применения вооруженной силы, причем они квалифицируются как агрессия в том случае, если какое-либо государство совершило их первым (принцип первенства). Отступления от принципа первенства возможны, если Совет Безопасности ООН признает, что какие-либо действия в силу тех или иных обстоятельств, в том числе отсутствия серьезных последствий, не являются актами агрессии. Совету Безопасности принадлежит исключительное право выносить юридически значимое, общеобязательное решение о том, был или не был совершен акт агрессии. К таким актам он может отнести и действия, которые не предусмотрены в определении.
В ряде случаев сферы действия принципа неприменения силы и принципа невмешательства совпадают. Так, военная интервенция нарушает оба принципа.
Запрещено как прямое применение силы (например, вторжение регулярной армии одного государства на территорию другого, военная оккупация и т. п.), так и косвенное–засылка на территорию другого государства вооруженных банд, наемников, оказание помощи одной из сторон в гражданской войне, участие в гражданской войне, организация террористических актов на территории другого государства и т. д. Недопустимым считается также осуществление иных силовых актов, неимеющих военного характера (например, действия, посягающие на экономическую безопасность государства).
Однако ничто в вышеприведенных положениях не должно истолковываться как расширяющее или ограничивающее каким-либо образом масштабы действия положений Устава ООН, затрагивающих случаи, при которых применение силы является законным, в частности (гл.7 Устава ООН):
1. в целях самообороны (ст.51) при вооруженном нападении на государство. При этом прямо исключеноприменение вооруженной силы против государства в случае принятия им мер политического либо экономического характера. В подобных ситуациях, даже если налицо угроза нападения, государство может прибегнуть к ответным мерам лишь при соблюдении принципа соразмерности:не допускается применение ответных шагов, превышающих изначальные действия;
2. по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.42).
Таким образом, в лице ООН с учетом ее целей, функций и полномочий создана система коллективной международной безопасности, основанная на идее применения вооруженных сил «не иначе, как в общих интересах», исключительно для поддержания международного мира и только по решению ООН.
Принимать такие решения правомочен Совет Безопасности, на который государства-члены (практически все государства мира), возложили «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности» (ст. 24 Устава) и согласились «подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их» (ст. 25 Устава).
Совет Безопасности призван определять «существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» и решать «какие меры следует предпринять», не связанные с использованием вооруженных сил или с использованием таковых, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Устава).
В Совете Безопасности действует принцип единогласия великих держав –постоянных его членов, иначе говоря, право вето каждого из них при принятии решений, кроме процедурных. Политико-юридически это означает, что решение Совета о принудительных мерах против постоянного его члена не может быть принято.
Следовательно, законное использование вооруженных сил возможно только и исключительно по решению ООН в лице Совета Безопасности в общих интересах международного сообщества государств, а также в случае законной самообороны.
Однако в реальной международной действительности такой правопорядок существенно нарушается, свидетельством чему явились десятки вооруженных межгосударственных конфликтов в период после Второй мировой войны. В связи с этим получили хождение концепции неэффективности ООН и разного рода проекты ее реформы.