За кого посватана, с кем же ты повенчана
Александр Севастьянов
ЧЕГО ОТ НАС
ХОТЯТ ЕВРЕИ
М о с к в а
Вниманию читателя предлагается научное исследование, основанное на обширной базе документальных источников еврейского происхождения.
Цель публикации – инициировать общественную дискуссию по важной и непростой проблеме взаимоотношений русского и еврейского этносов на территории России.
Впервые данное исследование опубликовано под названием «Чего они от нас хотят» в наиболее полном виде в «Национальной газете» (спецвыпуски №№ 1 и 3 за 1999 год), затем в сокращении – в журнале «Молодая гвардия». Настоящее издание – исправленный и дополненный вариант.
Александр Никитич СЕВАСТЬЯНОВ (1954 г.р.) – кандидат филологических наук, член Союза литераторов России, президент Лиги защиты национального достояния, заместитель председателя Всеславянского союза журналистов, член Центрального совета движения «Спас», главный редактор «Национальной газеты». Автор книг «Национал-капитализм» (М., 1995), «Национал-демократия» (М., 1996), инициатор русской Конституции и законопроекта «О разделенном положении русской нации и ее праве на воссоединение» (см. в кн. «Русский проект». – М., 1998). Вы можете сообщить ему свое мнение о его новой книге, написав по адресу: 115142, Москва, а/я № 1, или позвонив по телефону 115-03-35.
ÓА.Н.Севастьянов, 2000 г.
ЧЕГО ОНИ ОТ НАС ХОТЯТ
За кого посватана, с кем же ты повенчана,
Милая Россиюшка моя?
Слова из песни
ВСТУПЛЕНИЕ
ПОСЛЕДНИЕ годы мое внимание как социолога и политолога приковано к еврейской проблеме. Она кажется мне важнейшей, ключевой для ориентации в современной российской жизни.
Да и не только мне. Надо быть слепоглухонемым от рождения, чтобы заявить, подобно неким авторам “Манифеста возрождения России”, будто для русских еврейский вопрос - третьестепенен. Но такие в политике не выживают. И не им возрождать Россию. Сегодня все наиболее чуткие и дальновидные общественные деятели, играющие на “русском поле”, не только осознают значение еврейской проблематики, но и сделали уже ряд принципиальных манифестаций по ее поводу. “Сожгли корабли”. Не только потому, что этого требует трезвое понимание реального положения вещей, но и потому, что таково в данный момент одно из главных условий доверия широких масс. Очень многим ясно, как Божий день: у политика-юдофила в России шансов для настоящей карьеры сегодня нет. Больше того: любому политику, любой партии, если они почему-либо уклоняются от рассмотрения еврейского вопроса, если минуют в нем острые углы и ориентируются на поиск пресловутого “консенсуса”, - уже не дано заслужить доверия большинства русского народа.
Еврейский вопрос стал в России своего рода политическим квалификационным тестом. Причина этого проста. Все, кто одарен пониманием, поняли, а остальные - почувствовали, что еврейский вопрос в ХХ столетии стал неотъемлемой частью русского вопроса. Спору нет: хорошо бы нам заниматься только обустройством собственной нации и не совать свой нос в дела других народов. Да только не выходит так: слишком глубоко уже засунуты носы и руки других народов в русские дела. А глубже всех - еврейские. Скрытое, а порой и открытое столкновение национальных интересов евреев и русских на территории нашей страны есть один из определяющих факторов русской жизни - такова видимая всем истина.
Именно поэтому любой русский - не только национал-патриот, но и просто мыслящий человек - вынужден нынче оценивать общественных лидеров и общественные движения в том числе по неосязаемому, но чрезвычайно весомому критерию: сожгли ли они за собой мосты, которые еврейство усердно наводит со всеми сколько-нибудь значительными политическими силами России? Так велит обострившийся в годину потрясений инстинкт самосохранения.
ИТАК, для политических лидеров и политических движений, да и для всех, кто интересуется современной политикой, анализ еврейской проблемы - насущная необходимость. Не осознав вполне, не решив для себя еврейскую проблему принципиально, мы, русские, не найдем верных подходов и к решению собственно русской проблемы. По мере своих сил я хочу помочь в этом деле.
В любом противостоянии, будь то диспут, шахматная партия или битва народов, важнее всего - разгадать замыслы соперника, понять, чего он хочет. Проникнуть в его стратегию, осознать его главные движущие мотивы. Без этого не получить интеллектуального перевеса, а значит - не победить.
Поэтому свои исследования еврейской темы я постарался направить в одно русло: выяснить, чего евреи в мире и в России хотят от России и русских. Каковы их цели, установки и желания (в том числе неафишируемые). И заставить читателя подумать о том, насколько все это совместимо с нашими, русскими целями, задачами и чаяниями. Объективно, спокойно, без гнева и пристрастия.
Понимание ситуации - само по себе достойная самоцель. Но данное исследование имеет и прикладное значение. На вихревой поверхности политической жизни России то и дело возникают проекты, концепции, теории и конкретные варианты, истинный смысл и мотивация которых далеко не всегда понятны массам, зашифрованы. В результате порой оказывается общественная поддержка предложениям и действиям, за которыми стоят интересы, чуждые русскому большинству населения. В этой связи я вижу свою роль как дешифровщика, занятого поиском секретных кодов и нашедшего многое, хотя наверняка не все. Внимательно изучив, чего хочет от нас еврейство, нам легче будет разобраться, чей интерес - русский или нерусский скрывается за тем или иным лозунгом, тем или иным решением. Зная основные цели, установки и желания еврейской общины (мировой и российской) - то есть, имея ключ к пониманию множества событий - мы, русские, всегда сможем по достоинству оценить, во-первых, различные общественные проекты, будоражащие людское море России; а во-вторых - тех верных слуг Дома Яакова, которые частенько рядятся в личину русских патриотов-государственников, а то и националистов - и говорят очень “правильные” слова. Словом, мы получим новые важные ориентиры для прокладки собственного курса. Что, собственно, и является сверхзадачей любого современного русского идеолога.
БЫТУЕТ мнение, что “антисемит” - это тот, кто знает правду о евреях и не скрывает ее. Предвижу шквал обвинений в антисемитизме в свой адрес и спешу разуверить читателя: я не антисемит и никогда им не был. Вместе с тем, я - не слепой. Я вполне отдаю должное многим положительным качествам евреев (оптом и в розницу). Больше того, изучая этот в полном смысле слова уникальный народ, я параллельно с настоящей работой подготовил серию статей под общим названием “Уроки евреев”, небесполезную, на мой взгляд, для русских. Однако я понимаю и заявляю: положительные свойства и приемы любого другого народа, от которых проистекает ущерб нашему, русскому народу, каждый из нас обязан расценивать как отрицательные. И противодействовать им по мере сил и разумения, используя, в том числе, перенятые у этого народа свойства и приемы.
Вышеописанная диалектика позволяет исследователю подняться над примитивным осуждением еврейства. С одной стороны, надо понимать, что евреи действуют, движимые сильнейшим - обостренным, отточенным, закаленным - инстинктом самосохранения. Который за долгие века давно уже преобразовался в абсолютный, не имеющий себе равных на земле этноэгоцентризм, впитываемый с молоком матери. Я не только не упрекаю за это евреев: я призываю русских следовать их примеру. Помня при этом, с другой стороны, что Россия слишком тесна для двух этноэгоцентрических народов.
Итак, перед читателем - отнюдь не обвинительный акт по адресу еврейства, а лишь попытка непредвзято понять того, с кем волей-неволей постоянно имеешь дело, и сообразовать еврейские требования и запросы с нашими собственными интересами. Именно в таком подходе я вижу самую суть цивилизованных взаимоотношений народов.
Предвижу вопрос: а вдруг интересы “мирового еврейства” и “страны проживания евреев” (в данном случае России) объективно совпадают? Что тогда? Разве тому не бывало примеров?
Такая точка зрения встречается даже в среде так называемой оппозиции. К примеру, главный редактор “Дуэли” Юрий Мухин (вообще-то занесенный евреями в черный список “антисемитов”), однажды разразился панегириком в честь евреев, поддержавших Октябрьскую революцию и большевиков и внесших огромный, решающий вклад в триумф Советской власти. По его мнению, это послужило на пользу обеим сторонам. Сей автор, чей ведущий метод как газетчика - эпатаж, заявил даже, что “то, что в этот момент с большевиками оказалась еврейская интеллигенция, - это позорный факт русской. Евреи по крови оказались более русскими, чем те, кто числит свой род от Рюрика или Нестора-летописца”. Ниже я постараюсь подробнее осветить тему “евреи и революция”, здесь же скажу только, что на мой вкус мухины, восхваляющие евреев за вклад в державное советское строительство, - это чистые национал-мазохисты. Выдрали такого, как сидорову козу, засекли чуть не до смерти, все имущество отобрали, а потом попку кремом смазали, чтоб не так болела, погладили, конфетку в ротик сунули, игрушку подарили, да еще и расцеловали от души сопливую мордочку, - ну, натурально, он и счастлив! И хочет еще.
От меня такого взгляда на вещи ждать не нужно. В отличие от Мухина и Фейхтвангера, я не считаю наличие евреев залогом процветания страны. В частности, создание Руси и ее восхождение в XVIII-XIX вв. к вершинам могущества совершилось без их участия. Скажу больше, вся проделанная работа позволяет мне утверждать: никакого плодотворного стратегического союза с евреями (за исключением области науки) быть не может в принципе. А значит - и не должно. “Боюсь данайцев, даже дары приносящих”, - говорят в подобных случаях. Основательность этих слов я постараюсь в дальнейшем доказать.
ОБ ИСТОЧНИКАХ. Библиография иудаики поистине необозрима, даже если иметь в виду только область науки. Но существует еще и колоссальная индустрия фильмов, текстов, публичных мероприятий, работающая для того, чтобы навязать неевреям благожелательное мнение о евреях, в том числе о роли евреев в жизни неевреев. С удивительной настойчивостью евреи используют все доступные возможности, чтобы заставить нас на них смотреть, их слушать, вникать в их проблемы, о них думать. Чтобы адаптировать нас - к себе, евреям. В ход ради этого идет все - пресса, литература, искусство, экран!
Что ж, в какой-то мере они этого добились. Только пусть не рассчитывают, что мы ограничимся навязываемой нам трактовкой. Именно поэтому особенно важно обратиться к тем СМИ, которые предназначены не для всех вообще и не для нас специально, а в первую очередь для самих евреев. Мои основные источники - это книги, журналы и газеты, подготовленные евреями преимущественно для своих. К примеру, “Международная еврейская газета” (далее: “МЕГ”) или журнал “Русский еврей”, издаваемые без какой-либо цензуры для “внутреннего” еврейского пользования. Конечно, они по-своему тоже тенденциозны (тенденция определяется спонсорством Российского еврейского конгресса). Но в целом, на мой взгляд, это - настоящая и наиболее актуальная информация, а не дезинформация. Кроме того, я использовал несколько широковещательных манифестов еврейских авторов, прямо обращенных к “россиянам” и к властям. Откровенность надо ценить. Наконец, есть отдельные публикации, как специальные, так и выбранные из потока прессы, позволяющие подчеркнуть тот или иной нюанс исследования. Содержательными в этом смысле являются пять редких сборников “Перестройка и еврейский вопрос”, выпущенных в 1989-1992 гг. Антисионистским комитетом советской общественности, любезно предоставленные мне бывшими сотрудниками АКСО.
Цитаты иногда содержат в себе мой комментарий, помещенный в квадратные скобки.
В конце некоторых главок я поместил вопросы для заочного референдума. Таким способом русским читателям предлагается выразить свое отношение к тому или иному еврейскому императиву. Мне кажется, изложенный материал будет при этом лучше усвоен.
Для краткости вместо слова “евреи” в дальнейшем иногда употребляется слово “они”.
СТРАТЕГИЯ ОСВОЕНИЯ
Теперь у евреев возникли новые большие проблемы с “репатриацией на историческую родину”, хотя и совсем противоположного свойства. Они вновь готовы решать их обычным для себя образом: не задумываясь об окружающих.
Разве не так?
- Да. Нет. (Нужное подчеркнуть.)
ЕВРЕЙСКИЕ РЕШЕНИЯ
“Мы возвращаемся в Россию победителями”.
Натан Щаранский
(“Русская мысль” № 4160 февраль 1997)
С полуторатысячелетней мечтой трудно расстаться. А сделать это публично и широковещательно - и вовсе невозможно. К тому же, определенный приток людей в Израиль все-таки необходим хотя бы потому, что налицо определенный же отток их оттуда. Поэтому ни одна еврейская официальная инстанция никогда не заявит: мол, евреи, хватит ездить в Израиль, там своих девать некуда! Поэтому же в России продолжают действовать так называемые сионистские организации, возглавляемые энтузиастами репатриации, - тот же Сохнут или, к примеру, еврейская организация Фонд “Эксодус”, выполняющий “широчайший спектр услуг для репатриантов - от тех же консультаций до отправки багажа морем” (Н.Пропирный. Отъезд - не потоп, или на выезд с вещами. - “МЕГ” № 3/97). Продолжается даже - хотя не слишком навязчиво - пропаганда и агитация в СМИ за “возвращение евреев в Эрец-Исраэль” (как уже отмечалось, косвенная агитация против возвращения приняла характер кампании).
Однако внимательный взгляд исследователя видит, как своевременно и четко изменилось направление и пафос деятельности многочисленных еврейских организаций. Для начала познакомимся с некоторыми старейшими и главнейшими из них, прямо или через посредников действующими в России, а также с их целями и задачами, изложенными евреями для евреев.
1. “Всемирная сионистская организация (ВСО) представляет мировое сионистское движение, созданное Теодором Герцлем на Первом сионистском конгрессе в Базеле (Швейцария) в 1897 году...
Идеологической базой ВСО является в настоящее время “Иерусалимская программа”, которая формулирует цели сионизма следующим образом: достижение национального единства еврейского народа, его воссоединение в Эрец-Исраэль, развитие государства Израиль, базирующееся на принципах справедливости и мира, развитие еврейской культуры, еврейского образования и еврейских культурных ценностей, защита прав евреев, где бы они ни находились.
Вместе с Еврейским Агентством и Керен Каемет (“Еврей-ским Национальным Фондом”), владельцем всех национальных земель в Израиле, ВСО составляет комплекс Национальных Организаций еврейского народа...
Высшим законодательным органом ВСО является Сионистский Конгресс, созываемый раз в четыре года” (“Шолэм” [газета, издающаяся в Крыму на деньги Сохнута] № 7(73)/97, июль).
В настоящее время ВСО представляет третью часть в исполкоме Всемирного еврейского конгресса и возмещает треть его бюджета.
2. “Существует международная организация “Международ-ное агентство для Израиля” [Сохнут]. В ее руководство входят представители разных еврейских общин мира - около 50% и другие 50% - от Израиля. В основном это агентство занимается обеспечением контактов между Израилем и диаспорой. В 1929 году агентство было создано для создания национального очага в Палестине и помощи новым переселенцам. Также осуществлялась помощь еврейским беженцам и их спасение. Не только во время Катастрофы, не только в Европе. Например, из Ирака, из Сирии, из Эфиопии” (Д.Стахов. Идеи “возвращения” были рождены в России. Государству Израиль - 50 лет, сионизму гораздо больше, и оба неплохо себя чувствуют. - “НГ” 08.05.98).
“На развитие деятельности Еврейского агентства мировое еврейство жертвует колоссальные средства, поэтому их интерес к тому, как и на что расходуются эти пожертвования, вполне естественен” (“МЕГ” № 14/97).
Закон о статусе Еврейского агентства (ЕА) принят кнессетом в 1952 году. Координацию ЕА и Израиля осуществляет Координационный центр, состоящий из представителей ЕА и правительства Израиля во главе с премьер-министром.
Председатель Еврейского агентства для Израиля одновременно является председателем Всемирной сионистской организации и избирается Сионистским конгрессом.
3. “Группой физических лиц - граждан России и Израиля, а также юридическим лицом - Еврейским агентством для Израиля создается российская общественная организация - Еврейское агентство для России... От России учредителями новой организации стали Главный раввин России А.Шаевич и известный юрист и общественный деятель Д.Аксельбант” (“МЕГ” № 14/96).
4. Существуют и другие могущественные, богатые еврейские организации, например - Джойнт, ХАМАС, занимающиеся гуманитарными проблемами, благотворительностью, Бнай-Брит, осуществляющая информационные и правозащитные программы, Европейский Совет Еврейских Общин (ECJC). И так далее.
Было время, когда все эти и подобные им организации работали практически только ради обеспечения максимальной алии. Однако полное осознание того простого факта, что максимальная алия грозит лишить мировой сионизм такого гигантского плацдарма, как Россия, привело их к переориентации. И что же теперь?
Еще в 1989 году на Национальной конференции по проблемам советских евреев (Париж) Еврейская культурная ассоциация распространила документ, в котором говорилось: «Проблемы советских евреев переплетены одна с другой. Эмиграционное движение не может быть отделено от движения, которое направлено на создание еврейского образа жизни в пределах СССР» (Перестройка и еврейский вопрос. – Вып. 1, с. 32. – М., 1989). В дальнейшем эта идея плодотворно развивалась.
Свидетельствуют наиболее активные функционеры.
- Исаак Зелингер, глава московского отделения Еврейского агентства в России:
“- Г-н Зелингер, какие изменения произошли в Москве после создания общественной организациии “Еврейское агентство в России”?
- С середины прошлого года [в действительности - гораздо раньше, но не все это признавали] стало очевидно, что заниматься только репатриацией не совсем правильно. Наша организация стала активно содействовать оживлению и развитию еврейской общинной жизни в Москве, чтобы люди могли прикоснуться к своим корням, возродить в своей семье еврейские праздники, узнать историю и культуру еврейского народа. Конечно, тем, кто захочет репатриироваться в Израиль, мы поможем осуществить их желание и постараемся облегчить путь [так уж и быть]” (Интервью... - “МЕГ” № 6/97);
- руководитель московского бюро Еврейского агентства Алла Леви:
“Существует крайний подход, что все евреи должны вернуться в Израиль, существует и значительно более умеренный. Религиозный сионизм связан с теорией божественной поддержки этой идеи и основан на том, что в Библии много раз говорится, что народ должен вернуться. Однако есть религиозные евреи, которые отрицают саму теорию “человеческого” сионизма, поскольку только Мессия, посланный Богом, может восстановить еврейское государство... Есть очень многое из того, что Израиль может сделать для диаспоры. А именно- способствовать еврейскому образованию.
- Что вы имеете в виду?
- Еврейский народ очень обеспокоен ассимиляцией или, если хотите, исчезновением. Это одна из насущных проблем. В ее решении Израиль больше помогает самой диаспоре. И эта помощь идет через наше агентство. Для нашей работы здесь, в России... мы создали общественную организацию, которая называется Еврейское агентство в России.
- И каковы ее задачи?
- Они совпадают с задачами [новыми] Еврейского агентства для Израиля: укрепление связей между диаспорой и Израилем, развитие еврейского образования, распространение знаний о еврейской истории и традиции, распространение иврита, который уже не запрещен, содействие тем, кто желает переехать в Израиль [это, как видим, уже на последнем месте]” (Д.Стахов. Идеи “возвращения”... - “НГ” 08.05.98);
- ежегодно в Москве проходит рабочее совещание посланников Сохнута, выполняющих свою миссию во всех странах бывщего Союза. Ури Гордон, глава отдела репатриации и абсорбции Еврейского агентства, заявляет: “Сотрудники Сохнута сделают все возможное, чтобы в 1996 году репатриация евреев осталась, по крайней мере, на прежнем уровне [т.е. примерно 60 тыс. человек]”, но при этом выражает увереность, что “каждый еврей, его дети и внуки, даже если они не репатриируются в Израиль, останутся евреями” (“МЕГ” № 1/96);
- Александр Маркович Мордухович - профессор, академик РАЕН, ученый секретарь секции “Проблемы образования и поддержки молодых ученых”, президент центра межнационального образования “Поколение XXI века”, заместитель генерального директора Института новых технологий образования. Активно сотрудничает с Еврейским агентством в России, основное направление деятельности - разработка и внедрение образовательных программ (что сегодня важнее всего для евреев). Известен как “мастер праздника”, в свободное от науки время занимается организацией массовых еврейских праздников и гуляний:
“Мы пришли сюда по приглашению Еврейского агентства в России (ЕАР). Я много знаю об этой организации. Сегодня ситуация изменилась, ЕАР повернулась лицом к российскому еврейству. Надо, чтобы мы поняли, кто мы, и передали ниточку последующим поколениям. Пора говорить о конкретных действиях. Нам не хватает общения. Надо помнить, что у нас есть много общего, это наш город - Москва [честное признание, но от этого - не легче]” (“МЕГ” № 8/97);
- он же:
“В середине 90-х годов... попытка создать совместные образовательные программы с Сохнутом не дала результатов, так как главной задачей Еврейского агентства была организация алии...
Следующим этапом деятельности Еврейского агентства в Москве, на мой взгляд, должно стать его активное участие в общественной жизни российской столицы, тесное взаимодействие со структурами образования с целью распространения знаний и привлечения внимания евреев к своей истории, культуре...
Развитие еврейской жизни должно идти по нескольким направлениям. Например, значение еврейских праздников для общественной жизни трудно переоценить. В этом направлении у нас имеется определенный опыт: Ханука в киноконцертном зале “Октябрь” [да что там - в зале: в самом Кремле! Это невозможно забыть!], Пурим в цирке на Ленинских горах. Для проведения таких широкомасштабных мероприятий понадобились совместные усилия различных еврейских организаций (Еврейского агентства в России, Джойнта, РЕК, Еврейского агентства для Израиля и других)...
Создание почвы для возрождения интереса к еврейской культуре связано, кроме всего прочего, с воспитанием еврейских лидеров. Гораздо выгоднее не привозить таких людей из Израиля, а готовить здесь (выделено мной. - А.С.)...
Создание мотивации на основе современных высокоэффективных образовательных программ - единственный путь возрождения еврейства в России” (Образовательные программы Еврейского Агентства в России глазами российского академика. - “МЕГ” № 7/97).
Свидетельств достаточно, чтобы с полным правом утверждать: основные международные еврейские организации согласованно и дружно поменяли курс с форсированной “репатриации” на укоренение еврейской общины в России, на возрождение и укрепление ее еврейской идентичности. Это - признанный факт, а не чьи-то домыслы. Следствием подобного стратегического поворота (у моряков есть на такой случай термин: “поворот все вдруг”) явились изменения в структуре и судьбе российских еврейских организаций.
ЕВРЕЙСКАЯ «ТАБЛИЦА РАЗМНОЖЕНИЯ»
Сколько евреев в России? Непростой вопрос.
С одной стороны, вроде бы все ясно: “Еврейская община бывшего Союза... продолжает оставаться третьей в мире по величине. Здесь проживает более двух миллионов евреев (из них в России - более миллиона, в Украине - около 600 тысяч, в Беларуси - около 120 тысяч)... ” (“МЕГ” № 13/96). Но, например, социолог Розалина Рывкина указывает, что евреев в России к началу 1996 г. осталось 345 тысяч» (Евреи в постсоветской России – кто они? – М., 1996. – С. 5). А видный еврейский публицист Леонид Радзиховский в статье “Еврейское счастье” ведет счет по-другому: “Из 150 миллионов жителей России примерно тысяч 600 - евреи по паспорту. Еще свыше миллиона - “полукровки”. Если добавить членов их семей, то мы получаем не менее трех миллионов человек, находящихся в “еврейской сфере” (“Новое русское слово” 17.01.96). Между этими данными есть существенные расхождения, но так или иначе есть и относительная определеность.
Однако, с другой стороны, наблюдается интересный феномен: “По данным переписи 1989 г. еврейское население Новосибирска составляло 9000 человек. Общие демографические процессы, связанные со снижением рождаемости, естественная убыль, а также влияние эмиграции, казалось бы, должны были привести к уменьшению еврейского населения. Однако его численность остается неизменной, поскольку появившиеся в последние десять лет возможности приобщения к национальной культуре выявили скрытую в прошлом часть еврейского населения, обеспечив свободную самоидентификацию в контексте мировых исторических процессов” (“МЕГ” № 15/97).
Этот феномен наблюдается не только в Новосибирске, но и в масштабах всего бывшего СССР, где к миллионам дореволюционного еврейства добавились в годы Второй мировой войны многие сотни тысяч, если не миллионы польских евреев. (Всего в Российской империи, вместе с Польшей, в 1897 году евреев насчитывалось пять миллионов с четвертью; к 1939 году выросло еще два поколения.) В своем большинстве они в той или иной мере растворились или мимикрировали к 1980-м годам. Но втайне мимикрией тяготились и теперь выходят наружу изо всех щелей, демонстрируя живучесть еврейской идеи, еврейской натуры. Характерен пример комика Хазанова, который при Советской власти всегда писался осетином, но, как только “стало можно”, во весь голос заговорил о своем еврействе.
Антиассимиляция: вот чего мы дождались! Под воздействием целенаправленной воли еврейских вождей, стимулируемый денежными премиями, пошел активный процесс выявления латентного еврейства, его переидентификации и дерусификации. Так растворенные в резервуаре частицы металла, стоит только сунуть в раствор катод и анод, начинают стекаться в одно место и образуют чистый гомогенный слиток. И если не вытащить из раствора электроды (в рамках данной метафоры - РЕК и КЕРООР), этот процесс пойдет до конца, пока данный металл не воссоединит все свои молекулы...
И если бы только свои! Авраам Бург, председатель правления Сохнута, точно выразил одну из установок современного еврейства: “Принимая во внимание растущую ассимиляцию евреев во всем мире, отталкивание нами смешанных семей и “полукровок” и разрыв между ними и всем народом Израиля станет тяжкой ошибкой. Если члены семьи еврея - его дети, супруг - готовы идентифицировать себя с еврейским народом, связать с ним свою судьбу и присоединиться к нему, решение проблемы необходимо искать в облегчении процесса гиюра этих людей и их окончательного присоединения к еврейскому народу, а не в жертвовании огромной частью евреев диаспоры” (“МЕГ” № 12/96). Как это ни обидно, приходится иногда констатировать иудеизацию представителей иных этносов бывшего СССР, в том числе и русских. Парадокс! Малый народ ассимилирует большие... Понятно, впрочем, что этот процесс имеет границы и не столько радует, сколько беспокоит обе стороны.
ИТАК, точно ответить сегодня, сколько же в России евреев, - невозможно. Но есть репрезентативные данные о еврейских организациях, позволяющие косвенно судить о представленности евреев в нашей стране. Назовем некоторые их них выборочно.
В России вообще: ХАМА, “Хава”, Джойнт, Ваад, Бнай Брит, Бейтар, Бейт-Гилель, Сохнут, ВСО, РЕК, Иргун Циони - и мн. др. “Всего же в России действуют около пятисот еврейских объединений разной направленности - молодежных, женских, спортивных, религиозных и т.д.” (Евреи объединяются. - “Русский телеграф” 30.09.97).
В прошлом году создано новое значительное объединение - Еврейская национально-культурная автономия РФ “Еврейская община России” (ЕНКА). Тремя ее сопредседателями избраны главный раввин России Адольф Шаевич, исполнительный вице-президент РЕК Александр Осовцов и президент Федерации еврейских организаций и общин - Ваад - Михаил Членов (Ваад смирился, примирился с РЕКом - и допущен в “сонм”). Учредителями нового объединения стали восемь региональных еврейских национально-культурных автономий - Москвы, Кабардино-Балкарии, Свердловской, Пермской, Ростовской, Костромской, Пензенской и Новосибирской областей. Число региональных ЕНКА быстро растет.
В Москве: Еврейский научный центр РАН, Израильский киноклуб в Музее кино на Красной Пресне, Еврейская академия им. Маймонида, Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, пять синагог, благотворительный центр “ХАМА”, ярмарка трудоустройства, детские подмосковные лагеря “Кристалл”, “Менделеево” и “Пушкино”, ульпаны - “Кинерет” и другие, молодежный клуб “Гилель”, НПЦ “Холокост”, клуб “Ковчег”, Школа консервативного иудаизма и др.
В городах(не считая общин): - Астрахань: Еврейский дом, объединяющий общинные организации, Еврейский лекторий;- Барнаул: Алтайский центр еврейской культуры, еврейская школа, молодежный клуб; - Брянск: воскресная еврейская школа, молодежный клуб, благотворительная организация “Хесед Тиква”, клуб знакомств; - Казань: вокальный квартет “Лехаим”, танцевальный ансамбль “Симха”. Все организации города решили объединиться, избран совет объединенной общины - под эгидой РЕК; - Калуга: еврейское культурно-просветительное общество “Шемеш”, клуб “Наале”; - Кемерово: Общество еврейской культуры, служба милосердия “Хесед” (от Джойнта), молодежный клуб; - Кинешма: Общество еврейской культуры “Встреча”, молодежный клуб; - Кострома: клуб “Зеленый чай”, ассоциация евреев-инвалидов “Хэврот-Хасаад”, областная ЕНКА; - Краснодар: Общество еврейской культуры “Шалом”; - Нальчик: “В общинной жизни наметилась тенденция к консолидации: к горским евреям в последнее время потянулись “ашкеназийские”. Этому способствует действенная работа благотворительного центра “Хэсед”... Спонсирует работу благотворительного центра в Нальчике Джойнт” (“МЕГ” № 1/97); - Нижний Новгород: благотворительный фонд “Хесед Сара”, филиал РЕК, Открытый еврейский университет; - Новокузнецк: Общество еврейской культуры; - Новосибирск: благотворительный фонд “Эстер”, Региональная ЕНКА, отделение Сохнута, Израильский информационно-культурный центр; - Орел: еврейский культурный центр “Шофар” объединяет все еврейские организации города: еврейскую воскресную школу, женскую организацию “Кешер”, молодежный центр; - Оренбург: Центр еврейской культуры, молодежный театр, своя газета в виде вкладыша в областной (!) газете; - Пермь: Пермская муниципальная община, “Общество прогрессивного иудаизма”, спортклуб “Маккаби”, “Яд-Эзра”, Еврейский культурный центр “Менора”. Организуют Пермскую еврейскую культурную автономию; - Саратов: городская ЕНКА, благотворительная организация “Хесед” (от Джойнта), еврейская школа, клуб еврейского кино; - Смоленск: в Еврейском общественно-культурном центре успешно работают воскресная школа, отделение Сохнута, отделение молодежного “Бейт Гилель”, молодежный клуб Сохнута, благотворительный фонд “Хесед Акива”; - Таганрог: Общество еврейской культуры “Леха-им”, молодежный клуб, воскресная еврейская школа, еврейская община города. От городских властей получено помещение для еврейской библиотеки; - Ульяновск: культурно-просветительное общество “Шалом”; - Хабаровск: светская детская воскресная школа. Финансирование общинной жизни осуществляется Джойнтом и местными благотворителями - набирает силу региональное отделение РЕК; - Ярославль: благотворительный центр “Хесед Рахель”, при нем - клуб пожилых людей, видеоклуб, шахматный клуб, хор “Поем на идиш”, кружок национальной еврейской кухни, молодежный клуб, детская воскресная школа, библиотека, синагога, Музей истории еврейской общины Ярославля.
Вышеприведенная выборка позволяет представить себе, насколько активная, оживленная еврейская деятельность ведется в русских городах, независимо от размера общины (к примеру, в Хабаровске - 12 тыс. евреев, а в Костроме - всего 700; в 650-тысячном Ярославле - всего 2,5 тыс. евреев, т.е. 0,38% населения, - а шуму!).
Практически в каждом номере “МЕГ” идет информация о многочисленных мероприятиях различных еврейских организаций. Все мероприятия - с национальной еврейской спецификой, все направлены на воскрешение и закрепление еврейских традиций. На вовлечение в круг своего народа, в свое “стадо” все новых “заблудших овец Дома Израилева” - и даже прозелитов.
ГЛАВНОЕ направление всей этой деятельности это система еврейского образования. Именно здесь - в древнем (и новом!) еврейском языке иврите, в еврейской истории, намертво сплавленной с еврейской религией - кроется самый важный ключ к воссозданию еврейской идентичности, самый основной механизм ее воспитания. Именно особая система образования есть “кузница еврейских кадров”.
Вы знаете, читатель, как делают евреем? Отнюдь не в день обрезания младенца - ведь его сознание еще спит и не принимает участия в происходящем. Нет: в три годика, когда маленькое существо уже начинает сознавать себя человеком, на день рождения к мальчику в гости приходят все родственники, все самые уважаемые знакомые семьи, приходит раввин. В торжественной обстановке проводится ритуал особой первой стрижки детских волос. В этот день ребенку впервые объясняют, что он - еврей (потом это продолжают объяснять всю жизнь). И в этот же день с ним начинают разучивать еврейский алфавит, столь непохожий на другие. Отныне и навсегда еврейская наука, еврейская особая ментальность и еврейское самоощущение личности обретают неразрывную связь.
Приведу пару примеров, подчеркивающие то исключительное значение, которое евреи придают системе национального образования.
“В Москве сегодня успешно работают семь национальных еврейских школ. В каждой школе, будь она светская или с религиозным уклоном, государственная или частная, дети изучают иврит. Соблюдают вековую традицию своего народа - шабат. Познают Тору. Торжественно отмечают памятные даты и праздники...
Дети здесь все “свои” - “вростают” из своего же детского садика “Ган Хама”...
Одна из традиций школы Куравского - широко отмечать любые памятные даты своего народа...
Учеба в религиозной еврейской среде создает уникальную атмосферу взаимопонимания” (Н.Койфман. С 1 сентября! - “МЕГ” № 21/97).
“Москва. Мемориальный фонд еврейской культуры при участии Министерства образования Израиля и Израильского фонда культуры и просвещения в диаспоре организовали и провели в дни весенних школьных каникул семинар директоров еврейских школ СНГ и стран Балтии. Семинар проходил в помещении московской еврейской школы № 1311. На семинаре присутствовали тридцать семь руководителей общеобразовательных еврейских школ из Бишкека, Бухары, Вильнюса, Житомира, Запорожья, Днепропетровска, Донецка, Львова, Киева, Кишенева, Минска, Москвы, Одессы, Пятигорска, Ростова, Самары, Санкт-Петербурга, Таллина, Харькова, Херсона... В работе семинара приняли участие заместитель министра образования России Александр Асмолов, советник посоль