Власть: понятие, принципы, функции, субъекты.
Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или классаосуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.
Признаки:
1. Власть – это волевое отношение между людьми. Различают две стороны этого отношения – субъект и объект власти, или властную и подчиненную воли. Властная воля обращена к другой стороне с требованием подчиниться, совершить то или иное действие или, наоборот, воздержаться от него. Т.е. она доминирует, носит характер определяющего воздействия, ее предписания имеют императивный (долженствующий, обязательный) характер.
2. Отсюда – вторая характеристика власти: власть представляет отношение зависимости между людьми в обществе.
3. Власть осуществляется с помощью особых властных методов.
Функции власти: Коммуникативная, Координационная, Управленческая, Контрольная.
Субъект власти — это лицо или коллегиальный орган, которые оказывают воздействие на деятельность и поведение индивидов, групп, на социальные и политические институты и отношения с помощью различных средств. К субъектам власти относятся государство и его институты, политические партии, политические элиты и лидеры.
48) Тоталитарный политический режим— это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
51) Политика и экономика. |
Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает важным фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В. Лениным . Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономическогодетерминизма , выраженная в марксизме, не позволила определить относительную автономность политики и объяснить определенное количество исторических примеров, не вмещаются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, которые находятся на одном уровне развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь различные темы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Напоследок политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития. Вместе с тем влияние экономических отношений на политику существует, хотя это не всегда бывает заметным в повседневной жизни. Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в уменьшении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно различные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономические интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений. Экономическая нестабильность и кризисы рождают кризиса доверия к существующей власти, а причинами ее изменения, роста неконвенциональных форм активности и даже революций. Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует практика давления западных правительств на правительства стран-экспортеров нефти с целью снижения цен на сырье или практика обеспечения в других регионах интересов собственных транснациональных корпораций. Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:
|
52. Учение Аристотеля о государстве. Государство, по Аристотелю это политическое общение, оно обнимает и включает в себя другие формы общения, которые генетически предшествуют ему. Аристотель считает, что наилучший метод научного объяснения политического общения сочетание своего рода структурного анализа и генетического подхода. Говоря об общностях, предшествующих государству, Аристотель называет семью и селение. Это же - изначальные элементы государства, которое представляет собой по отношению к двум первым более широкий и более высокий (более свободный) круг общения. Естественная необходимость, прежде всего, побуждает попарно сочетаться мужчину и женщину в целях продолжения рода. Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться существу, властвующему в силу своей природы (способному к предвидению), и существу, подвластному и рабствующему (способному лишь физически исполнять полученные указания). Все это создает семью как общение, возникшее для удовлетворения повседневных нужд. При этом женщина не находится в рабском положении, как у варваров, у которых «отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию» и в силу этого «бывает только одна форма общения - общение раба и рабыни». Общение, состоящее из нескольких семей и обслуживающее не только текущие нужды, - это селение; оно представляет собой колонию разросшейся и расселившейся семьи. Если семья - это «едящие из одного ларя», то селение - «молочные братья», «сыновья», «внуки». Греческие государства, говорит Аристотель, первоначально управлялись патриархальными царями (а в настоящее время мы видим это у негреческих племен), так как они состояли из элементов, которые признавали над собой власть старшего как нечто само собой разумеющееся. Но власть как явление политическое отличается от власти патриарха; Аристотель различает власть господскую и политическую следующим образом: «Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж»; «...власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. Одна - власть над свободными по природе, другая - власть над рабами. Власть господина в семье - монархия (ибо всякая семья управляется своим господином монархически), власть же государственного мужа - это власть над свободными и равными». В семье патриарх тоже властвует над свободными - женой и детьми, - но они не равны ему. Несколько селений образуют общество, которое представляет собой завершенное государство, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа. В состав «человечности» (признаков «завершенного» человека).
Государство представляет собой определенное единство, а то, что делает людей «общниками одного государства»- это гражданство, которое является важнейшим элементом государства. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.
2. Человек в государстве. По Аристотелю, человек -- политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи -- муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя» . Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими . Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества
3. Отношение к общей и частной собственности. По Аристотелю, общность имущества противоестественна, а частная собственность соответствует природе. Человек больше всего любит себя. В разумных пределах это нормально. Частная собственность следствие себялюбия. Частная собственность является стимулом к труду, производству и обогащению. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису. Когда граждане богаты, это соответствует общему благу. Общая собственность противоестественна. Общий интерес ничейный интерес. Общее имущество не дает стимулов к производству, она содействует лени, ею трудно управлять, она развивает стремление воспользоваться результатами чужого труда. Аристотелевская критика коммунистической идеи и апология частной собственности сохраняет значение и по сей день. Защита частной собственности не мешала Аристотелю осуждать корыстолюбие и чрезмерное обогащение
4. Общественные отношения. Аристотель, в отличие от Демокрита и софистов, стоит за «природное» происхождение и устройство государства, в отличие от Платона, он выводит его из «природы человека», а не из божественного установления. С особой силой сказывается эта его установка в трактовке рабства. Аристотель считает, что рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать, а другие - подчиняться и следовать указаниям первых.
5. Формы правления в политическом учении Аристотеля. Основной классификационной сеткой у Аристотеля является классификация видов государственного строя (форм правления). Многообразие форм политического устройства государства определяется множественностью частей, из которых слагается всякий полис. Согласно Аристотелю, - а он в данном случае апеллирует к реальному опыту, - в одних формах правления все части государства участвуют в управлении, в других только некоторые, в одних - большинство, в других - меньшинство. При этом в каждой форме полит устройства возможны внутренние модификации. В целом формы правления Аристотель подразделяет на правильные и неправильные. К первым он относит царство (монархическое правление), аристократию и политию. Вторые - тирания, олигархия и демократия соответственно. Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов. Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.
6. Политическое право и закон. В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. «Понятие справедливости, -- отмечает Аристотель, -- связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения».
В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в непотических (деспотических) формах правления.
Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное). «Что касается политического права, -- пишет он, -- то оно частью естественное, частью условное. Естественное право -- то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, (это безразличие прекращается)».
7. Идеальное государство в понимании Аристотеля
Государство, по Аристотелю, должно быть фактическим осуществлением добродетели. Добродетель и красоту философ понимает как серединную гармонию между двумя крайностями.
Высокая мораль и разум свойственны у Аристотеля только высшему классу. Она не свойственна ни ремесленникам, ни рыночным торговцам. У рабов вообще не существует рассудка. Наиболее разумным и максимально доступным государственным строем является, по мнению Аристотеля, не тот, в котором господствуют только разумные и моральные люди, но и не тот, который создается хамами. В идеальном государстве, по Аристотелю, есть существенные и несущественные части государства. Существенные части - законодательные, исполнительные (административную), судебные, воинские и жреческие. Другими видами трудовой деятельности (земледелием, ремесленничеством и торговлей) свободные греки заниматься не должны. Это дело рабов.
С точки зрения Аристотеля, все народы мира, кроме греков - потенциальные рабы. С рабами не воют - на них следует охотиться, как на зверей. Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. Гражданских прав лишены ремесленники, «толпа матросов», торговцы. Земля делится на две части: одна часть находится в общем пользовании всего государства, другая - в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных началах предоставляются в общее пользование других граждан). Законодатель лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам досуг и мир. Таково в общих чертах должно быть, по мнению Аристотеля, идеальное государство «полития».
53. Демократический режим.
Демократический режим - («democratia: - народовластие) - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.
Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (непосредственно принимает участие в решении вопросов) и представительной (народ реализует власть через выбираемые им представительные органы).
В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.
Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону.
Разделение властей – один из основных принципов демократического режима. Гласность деятельности государства – один из принципов, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного ознакомления.
Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.
В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Плебисцитарная демократия является другим каналом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение.
В представительной демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив доверие от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.
54. Понятием «политическая элита» обозначают высший, привилегированный слой, осу-
ществляющий функции управления и влияния в обществе. Существуют различные подходы к
пониманию элит. В соответствии с одним из них – властным – элитой являются те, кто облада-
ет в данном обществе решающей властью. В соответствии с другим – репутационным – кто об-
ладает некими особыми достоинствами и личными качествами.
Х. Лассуэлл считает, что «политическая элита – это верхушка правящего класса».
Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует
в своих руках значительный объем государственной и информационной власти, ее отличают
высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отра-
жение в политических установках интересов различных социальных групп и [1, c. 619] создает
механизм воплощения политических замыслов.
В данном контексте термин «бизнес-элита» будет использоваться для обозначения груп-
пы крупных бизнесменов, вовлеченных в политический процесс и получивших доступ к приня-
тию общегосударственных решений. В отличие от экономической элиты советских
времен, которая являлась непосредственной составляющей номенклатуры, бизнес-элита отно-
сительно более независима. Ее члены не назначаются органами государственного управления
и не отстраняются ими. Бизнес-элита – это верхушка крупных предпринимателей, которые, бла-
годаря своему финансовому могуществу и наличию экономических ресурсов, оказывают суще-
ственное влияние на политику страны.
Все попытки участия бизнес-элиты в политике России сводились к следующим формам:
личное и открытое участие предпринимателей в выборах; инициирование создания политиче-
ских партий и общественных движений и их дальнейшее спонсирование; приобретение и акти-
вация своих политических связей для влияния на процесс принятия политических решений;
подкуп чиновников и развитие целой агентурной сети «своих людей во власти»; покупка постов
в структурах исполнительной власти; организация политических акций. Кроме форм политиче-
ского участия, бизнес-элита оказывала немалое влияние на принятие общегосударственных
решений.
Большое значение для понимания структуры и функций административно-политических элит,
а также их роли и места в политико-административном и социальном управлении имеют характери-
стики их взаимодействия с другими элитными группами и прежде всего с бизнес-элитой. Основные
типологические
формы: патронажно-клиентальная, симбиозно-олигархическая, партнерская, конфликтная, при-
ватизация власти. Лишь в симбиозно-олигархической и приватизационно-властной формах
бизнес имеет возможности прямого влияния на политический процесс. Однако значительно бо-
лее распространенными выступают иные формы взаимодействия и влияния, имеющие косвен-
ный или опосредованный характер. Российский бизнес, как и в прошлые исторические периоды,
предоставлявшие ему возможность развития, подчинен бюрократическим структурам, опасает-
ся их, по преимуществу придерживается дистанто-отстраненного отношения к власти. Бизнес
рассматривает власть не как партнера, а как товар-услуги. Некоторая часть крупных и деятель-
ных бизнесменов, предпринявших попытки «хождения во власть», создания общественно-
политических движений, отражающих интересы предпринимательства, убеждается в том, что
их влияние на политический процесс существенно в том случае, когда совпадает с основными
интересами политической элиты.
При анализе регионов России можно наблюдать несколько примеров перехода из бизнес-
элиты в политическую или тесное взаимодействие между бизнесом и властью. Такой переход
в большей части осуществляется на стадии выборов, поскольку бизнес-элита стала обоснованно
считаться одним из важных кадровых инкубаторов для пополнения элиты властной. Другой
распространенной практикой является косвенное, лоббистское влияние на регио-
нальную исполнительную власть, имеющую основную ценность для бизнес-элиты. Именно кос-
венное, поскольку переход из бизнеса во власть остается относительно редким явлением в связи
с формированием и даже укреплением в 2000-е гг. профессиональной бюрократии. Местной
власти по отношению к актерам рынка. «Патронаж» властей по отношению к экономи-
ческим агентам принимает более или менее жесткие формы, но суть его сводится к сохранению
командных методов управления экономикой.
Активная поддержка со стороны губернатора, использование его покровительства вплоть
до фактического сращивания бизнеса и власти. Система патронажа властей над бизнесом вы-
нуждает последнего быть полностью лояльным в таких жестко управляемых регионах.
Модель «партнерства», взаимодействия бизнеса и власти сформировалась в регионах,
где экономическим и политическим деятелям удается вести диалог, помогая друг другу. «Парт-
нерство» получило распространение в регионах, где осуществляются рыночные преобразова-
ния и развивается предпринимательство.
Модель «приватизации власти» возникла в регионах, где группа или группы бизнеса взя-
ли власть в свои руки или установили контроль над ней. «Приватизация власти» получила рас-
пространение как в богатых регионах, так и в бедных провинциях и республиках. Основным
условием появления этой модели являются наличие консолидированной экономической элиты,
которая самостоятельно формирует элиту властную.
Конфликт с властями и попытки давления на власть со стороны бизнеса. К подобной такти-
ке крупные бизнес-группы прибегают редко, поскольку редки случаи, когда недружественный
губернатор способен нанести большой ущерб действительно крупной бизнес-группе.
Конфликтные тактики более характерны для регионального и местного бизнеса – в той его
части, которая не получает поддержки со стороны региональной власти или подвергается пре-
следованиям. В целом, однако, открыто враждовать с региональными властями не решается и не
считает рациональным практически ни одна серьезная бизнес-группа.
Модель «подавления» возникла в регионах с ограниченными экономическими ресурсами,
жизнедеятельность которых всецело зависит от получения трансфертов из федерального бюд-
жета. Отличительной чертой этих регионов является слабость местной властной элиты, не су-
мевшей создать консолидированную команду, предложить эффективную программу развития
и выдвинуть авторитетного лидера.
55. Политическая власть - это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.
Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть - своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.
К существенным характеристикам политической власти относятся ее функции, которые иногда называют формами проявления власти. Речь идет о таких функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и другие. Среди них приоритетное значение имеют господство и руководство, разное соотношение которых в той или иной стране выражается в формировании различных политических режимов.
Принуждение как метод властвования предполагает, что субъект власти заставляет подвластных выполнить его волю, прибегая к использованию силы или к угрозе ее применения. В таких случаях подвластные практически лишены выбора между подчинением и неподчинением. Принуждение может быть физическим и психическим. При физическом принуждении властвующий воздействует на личную или материальную сторону бытия подвластного.
Способы реализации физического принуждения разнообразны: репрессии, лишение жизни и/или свободы, исключение из организации, штрафы, увольнения и т.п. Психическое принуждение представляет собой такое властное воздействие, при котором объект власти подчиняется субъекту, чтобы предотвратить негативные последствия, которые неминуемо будут претворены в жизнь в случае неповиновения. Распространенным видом психического принуждения является воздействие общественного мнения, которое осуждает, порицает и даже подвергает остракизму людей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе норм. На ранних этапах развития общества преобладал метод принуждения, а в настоящее время с ростом политической активности масс, с развитием партийных систем, групп давления политическая власть чаще использует убеждение.
Убеждение - это такой метод властвования, при котором субъект власти с помощью рациональных доводов объясняет подвластным, что предлагаемые им варианты действий в данных конкретных ситуациях являются наиболее оптимальными. Подвластные в таких случаях имеют право выбора различных вариантов поведения. Рационально организованная политическая власть управляет обществом, учитывая интересы всех субъектов властных отношений. При этом в демократическом обществе превалирует не навязывание одной и подавление другой воли, а согласие и компромисс.
Социальное предназначение политической власти состоит в ведении общих дел, регулировании отношений между государством и обществом, между социальными группами с целью обеспечения общественного порядка и стабильности, прогрессивного развития. Это находит свое выражение в функциях политической власти. Наиболее важными из них являются следующие: управление делами государства и общества; поддержание гражданского мира и общественного порядка; выявление, локализация и разрешение конфликтов в обществе; обеспечение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности. Это осуществляется путем следующих форм проявления политической власти: господства, руководства, управлении, организации и контроля, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм. От того, как функционирует власть, во многом зависят открытость или закрытость общества, тип политического режима, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение властей, роль оппозиции.
Эффективное функционирование политической власти в современном обществе невозможно без проведения в жизнь принципа разделения властей, предусматривающего распределение труда и разделение функций между институтами власти. В классическом виде идею разделения властей сформулировал Ш.Монтескье. Он обосновал, что в государстве должны существовать независимо друг от друга законодательная власть (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей, закрепляющее за каждой ветвью власти выполнение строго определенных функций, невмешательство в работу других ветвей власти, создающее систему сдержек и противовесов, предотвращает монополизацию власти одной из сторон. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих современных государств, в том числе и в РФ.
В обществе существует разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали -- на общенациональную (центральную), региональную и местную. Такое разделение властей также способствует оптимизации управления обществом. Это обусловлено тем, что нередко именно местная власть обеспечивает эффективный механизм реализации политических решений, публично декларируемых центральным государственным аппаратом.
Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество.
Субъект и объект политической власти. Политическая власть реализуется посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Политическая власть обладает рядом особенностей:
- верховенство, обязательность решений политической власти для всякой иной власти;
- право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;
- публичность (всеобщность и безличность). Политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
- наличие единого центра принятия решений;
- выполнение роли арбитра в конфликтах между представителями различных социальных групп;
- многообразие используемых ресурсов;
- обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции. В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.
Конечно, указанные понятия — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.
Можно говорить, что государственная власть — всегда политиче<