Военные реформы 1860–1870-х гг.

Военные реформы начались с назначения в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина. 15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала:

· сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны,

· реорганизацию, подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией.

В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7—8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции — полковой, военно-окружной и главный военный суды. В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Новой армии не нужна была рекрутская повинность. 1 января 1874 г. Александр П утвердил "Устав о воинской повинности" и специальный Манифест о нем.Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20 летнего возраста, без различия сословий, т. е. она приобретала всесословный характер. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Находившихся на действительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте. С 60-х годов началось перевооружение русской армии.(нарезное оружие). В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2—4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также для вольноопределяющихся. Военные реформы 1861—1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

25. Политика самодержавия в области народного просвещения во второй половине XIX в.

Реформы Александра в области народного просвещения. Реформы были необходимы, так как происходил рост промышленности, торговли, с/х, внедрение новой машинной техники – нужно расширение образования

Школьная реформа:

28 июля 1861 г. был учрежден Комитет для разработки школьной реформы 14 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Школы могли открываться частными лицами и общественными учреждениями. НО! С разрешения власти. Руководство учебной частью – уездные и губернские училищные советы, материальное обеспечение школ – учредители. Программа: чтение, письмо, арифметика, закон Божий и церковное пение.

В пореформенной России существовали четыре вида начальных школ:

· учрежденные частными лицами (таких школ было немного),

· Министерством народного просвещения (министерские),

· земствами (земские)

· церковноприходские, которые подчинили себе создаваемые по инициативе крестьян сельские "школы грамоты".

19 ноября 1864 г. был утвержден "Устав гимназий и прогимназий". Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий.

По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные):

· Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних ("классических") языков — латинского и греческого. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов.

· В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднен: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения.

Уставом 1864 г. учреждались прогимназии — четырехклассные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии: окончившие прогимназию могли поступить в 5-й класс классической гимназии. Вводились медленно (мало преподавателей и денег).

+ Стали открываться женские училища для девочек и для Непривилегированных сословий.

9 января 1862 г. эти училища получили новый устав, а 10 ноября того же года переименованы в женские гимназии с более сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой. 7 классов, 8 для подготовки новых учительниц.

Университетский устав 1863 г.:

18 июня 1863 г. был принят Университетский устав — самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России.

По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета:

· историко-филологический,

· физико-математический,

· юридический,

· медицинский

В Петербургском университете вместо медицинского учреждался восточный факультет. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании, открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табели о рангах повышался на два класса.

Университеты получали широкую автономию. Вопросы науки, административно-финансовые решал Совет университета (распределение госсредств, присуждение степеней и званий). Таким образом, они руководили жизнью факультета. + Могли выписывать книги из-за рубежа.

Студенты, как и ранее, делились на своекоштных и казеннокоштных.

Своекоштные жили дома или в снимаемых ими квартирах и вносили плату за обучение. По окончании университета они могли свободно выбрать себе род занятий или службы.

Казеннокоштные студенты жили при университете и на его содержании. По окончании учебы они обязывались отслужить 6 лет по назначению. Их значительно меньше.

Университетский суд – дисциплинарный, избирался из состава профессоров университетским советом, студенты не могли создавать свои объединения.

Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам. НО! Было разрешено открывать частные высшие женские курсы.

Реформа цензуры

Уже в самом начале царствования Александра II были сделаны некоторые послабления печати. В 1855 г. был упразднен учрежденный в 1848 г. Николаем для усиления надзора за печатью "бутурлинский" Комитет с его карательной цензурой. В 1857 г. был поставлен вопрос о подготовке нового цензурного устава, для чего была создана особая Комиссия. Однако работка цензурного устава затянулась: правительство проявляло в этом деле особую осторожность.

Наши рекомендации