Общественная мысль 2/4 XIX в.: западники и славянофилы.
(лекции + уч. Фёдорова)
Для идейной жизни России 30-40-х гг. XIX в. хар-но увлечение философией, особенно классической немецкой. Труды знаменитых философов — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха — были также хорошо известны в России, как и в Германии.
На рубеже 30-40-х. гг. заметно оживляется идейна жизнь рус.общества. К этому времени уже чётко обозначились такие направления русской общественно-политической мысли, как охранительное, Либерально-оппозиционное и леворадикальное.
Либерализм. Начинается формирование либерализма (труды Гегеля). Очень важную роль играет кружок Станкевича. Главное, чем занимаются в этих кружках — чтение трудов Гегеля и др. и их обсуждение. Появляется ряд работ:
● 1ое Философическое письмо Чаадаева (1декабря 1829-36). Опубликовал Надеждин. Журнал — закрыт; Надеждин — отправлен в ссылку; цензор — уволен; Чаадаев — объявлен сумасшедшим. Но общество заинтересовалось письмом.
● Ф. Яковлев — настроен пессимистически: «У России нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Это лишь слабое отражение Европы». Сам он назвал себя христианским мыслителем. В основе хода истории лежат религиозные события — Православие явилось тупиком России. Бог избрал Россию для выполнения особой миссии: Россия — отрицательный пример для всего человечества.
● Теория официальной народности (сформулировал Уваров). Осн. принципы — православие, самодержавие, народность. Положительная оценка России; прямой антипод Чаадаева.
|=>появляются западники и славянофилы — 2 группы либерально настроенного общ-ва. Славянофилы, как и западники выступали за отмену крепостного права сверху и проведения ряда реформ — в области суда, администрации и др., буржуазных по своей сущности, хотя они и были против буржуазного строя, особенно западно-европейского образца. Они вступают в конфликт с Теор. офиц. народности и с Чаадаевым. Буржуазия отрицает крепостное право. Возникает вопрос: почему 2 группы? Потому что видят разные методы ликвидации крепостного права.
Западники: Россия — в хвосте европейских стран. Идея другого пути развития России, но это представление смягчено, т.к. признают, что с Петром I Россия встала на путь развития Европы. Придём к отмене крепостного права ненасильственным путём. Некоторые даже утверждают, что будет конституционная монархия (идеалы — парламентарный строй Англии и Франции).
Западничество возникло на рубеже 30-40-х гг. Было представлено «двумя столицами» - Москвой и Петербургом (здесь есть, но мало — даже не сложилось единого кружка). Известные западники: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, Ф.И. Буслаев, И.И. Панаев, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.И. Герцен и т.д. Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся в «Московском наблюдателе», «Московских ведомостях», «Отечественных записках», позже — в «Русском вестнике» и «Атенне».
Славянофилы: у России свой путь развития (жёстко) — это тот «камушек» на котором держится вся их теория. Отличия от Европы: 1) у нас есть самодержавие; 2) единение народа и гос-ва (община); 3) есть православие. Пётр I совершил грандиозные ошибки: они уверяют, что это Пётр ввёл крепостное право; это он приобщил дворянство к европейскому строю; это он отменил Земские соборы. Теперь эти ошибки надо исправить. Надо отменить крепостное право; возобновить Земские соборы и вернуться на свой путь. Но НЕ к состоянию России XVII века!!! Надо развиваться (ж/д и всё такое). Необходимо лишь вернуться на путь развития.
Славянофильство заявило о себе в 1839 г., когда Хомяков и Кириевский выступили со статьями, кот.легли потом в основу славянофильской доктрины. Как идейное течение оформилось к 1845 г. - ко времени выпуска трёх, славянофильских по своему содержанию статей, книжек журнала «Москвитянин». Славянофильство как идейно-политическое течение сошло со сцены в 70-х гг. Славянофильский кружок составляли высокообразованные люди: А.С. Хомяков, А.И. Герцен, братья И.В. и П.В. Кириевские, семья Аксаковых (сначала братья Константин и Иван, а затем и их отец — Сергей Тимофеевич), публицисты А.И. Кошелев и Ю.Ф. Самарин, учёные-публицисты Ф.В. Чижиков и Д.А.Валуев.
Все 40-е годы - развитие салонной жизни — писать нельзя, значит будем обсуждать: ходят друг к другу в гости. Особенно гос-во опасается славянофилов, т.к. те, защищая самодержавие, выступали против николаевской политической системы. Так, в 1847 г. был арестован Чижиков; в 1849 были арестованы и посажены на несколько месяцев в Петропавловскую крепость И.С. Аксаков и Ю.Ф. Самарин.