Значение движения декабристов
"Не пропадет ваш скорбный труд", — писал декабристам в Сибирь А.С. Пушкин. Декабристские традиции и сам высоконравственный подвиг декабристов вдохновляли последующие поколения борцов за свободу. А.И. Герцен, Н.П. Огарев, петрашевцы, многие демократы-шестидесятники видели в декабристах своих духовных наставников, а себя считали продолжателями их дела. Даже славянофилы, не разделявшие взгляды декабристов, отзывались о них как о "достойных, воспитанных и благородных людях" (А.С. Хомяков).
Значителен вклад декабристов в развитие русской культуры. Идеи декабристов оказали влияние на творчество А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, П.А. Вяземского, А.И. Полежаева. Среди самих декабристов были известные писатели и поэты (К.Ф. Рылеев, А.А.Бестужев-Марлинский, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский), ученые и художники (Н.И. Тургенев, Н.А. Бестужев, А.О. Корнилович, Ф.П. Толстой).
Сосланные на каторгу и в ссылку декабристы не изменили своим убеждениям. Поставленные карающей властью вне политического бытия, они вопреки всяким запретам многими нитями были связаны с Россией, находились в курсе российских и зарубежных политических событий.
13. Консервативная мысль первой половины XIX в. (по лекции).
Первым рождается именно консервативное направление, с ним связано имя Карамзина. На возникновение этого направления повлияла Французская революция, в ее событиях чрезвычайно важную роль играли народные массы, такое произошло впервые; на глазах современников родилось новое буржуазное государство. Таким образом, возник вопрос о роли народа (при этом в России помнят о Пугачеве), как к этому относится? Если общество развивается, то в каком направлении?
Первая реакция – отрицание событий, необходимы постепенные, медленные эволюционные перемены, как раз из этого отрицания рождается консерватизм. Отрицание свойственно всем, но у всех своя форма отрицания европейского опыта. Карамзин через защиту самодержавия создал консервативную идею. «Записка» была составлена Карамзиным по просьбе великой княгини Екатерины Павловны, младшей сестры Александра I и представлена императору в марте 1811 года в Твери. Государство незыблемо, оно существует со времен Киевской Руси, и должно существует вечно. Карамзин выступал против тирании. Идеальное время – Просвещенный абсолютизм, т.е. время Екатерины. Он видит прогресс, но под прогрессом понимает развитие просвещения (именно поэтому екатерининская эпоха – идеал), с развитием просвещения – развивается государство и общество вместе с идеей самодержавия и его незыблемости. Он ставит еще одну идею – идею традиционализма (еще одна черта консерватизма). + Третий тезис – идея православия.
Эти идеи легли в основу консерватизма, под его влиянием появляются новые молодые представители консерватизма – С.Н. Глинка. Карамзин представлял интересы узкого круга дворянства, т.е. просвещенной грамотной дворянской России (аристократия духа).НО! Глинка – другое дворянство, вырос в глубинке, в провинции, представляет иной класс – менее образованное и начитанное дворянство. Яро защищал самодержавие, но! Самодержавие представлял совершенно в другом виде, нежели Карамзин.
Глинка – идеи патриархальной России (вырос в провинциальном дворянстве – представляет их интересы). Он пишет о своем детстве, вспоминая о жизни в имении, рассказывает об одном интересном эпизоде: о том, как будучи ребенком, наблюдал проезд Екатерины II по западным губерниям. Сидит Екатерина за столом и через плечо у нее орденская лента, маленький брат забрался на колени и игрался с лентой – это и есть просвещенная монархия и русский народ. В этой идиллии и есть русская Россия, отсюда отрицание Французской революции. У Глинки первые националистские идеи, некие оттенки этих настроений.
Идея легитимизма – Жозеф де Местр, он родоначальник европейского консерватизма, отрицает французскую революцию. В основе отрицание просвещения, в отличие от Карамзина противопоставляет Россию Европе. И сам Александр I формирует свои идеи о консерватизме и самодержавии, для него европейский источник – богатейший опыт для строительства новой администрации.
ИТОГ:широкий спектр консервативных идей, распространенных среди дворян.
Конец 30 – 40-х годов.В идейной жизни России характерны увлечения философией, особенно классической немецкой, каждый из русских мыслителей искал в трудах немецких философов теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. àТеория официальной народности. Ее принципы были сформулированы в 1832 г. Уваровым С.С. (с 1833 – министр просвещения) – «православие, самодержавие, народность». За народность были все, но вкладывали в это понятие разное содержание, консервативное направление в условиях роста национального самосознания трактовали народность как приверженность народных масс к православию и самодержавию (леворадикальное направление – опору в борьбе за социальные преобразования).
Теория стремилась доказать «исконность» и «законность» самодержавно-монархической формы правления в России и существующего в ней крепостничества. Крепостное право было объявлено нормальным и естественным состоянием, более того, для теории характерно противопоставление патриархальной России мятежному Западу.
Еще одним теоретиком теории был Погодин, профессор русской истории, в журнале «Москвитянин» он исторически и теоретически обосновывал принципы теории, выводил их из особенностей исторического развития России, национального характера русского народа – «единение царя и народа». + Хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они могли бы это сделать сами, и положение русского крестьянина лучше, чем положение западноевропейского рабочего.