Политический консультант и фандрайзинг.

Оптимизация финансовых ресурсов в политическом консалтинге определяется термином "фандрайзинг"

Финансирование кампании в рамках политического консалтинга может проводиться двумя основными способами: при помощи сбора средств в специальные фонды и способом, подразумевающим использование средств тех или иных субъектов политического консалтинга в обмен на лоббирование тех или иных интересов данного субъекта. Чаще всего принятие клиентом политического консалтинга предложения финансовой помощи от тех или иных групп давления подразумевает его согласие на представление таких интересов.

Группами давления называют организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т.д.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов.

Финансирование политической кампании, естественно, за исключением теневого, опирается на действующее законодательство территории воздействия политического консалтинга. Традиционно законодательство накладывает некоторые ограничения на формирование фондов для выделенных категорий вкладчиков, на сумму, а также на круг лиц, способных распоряжаться данными средствами, и другие ограничения (в выборном и, в некоторых случаях, сопровождающем типе политического консалтинга).

Среди средств, служащих источниками открытого финансирования политической кампании, можно выделить следующие основные позиции:

• собственные средства клиента;

• средства, выделенные избирательной комиссией (в выборном типе политического консалтинга);

• добровольные пожертвования от физических лиц в массовом порядке (в выборном типе политического консалтинга);

• добровольные пожертвования юридических и физических лиц в индивидуальном порядке (в выборном типе политического консалтинга).

Роль "просителей" в данном случае выполняют следующие субъекты политического консалтинга:

клиент — ошибочно полагать, что пользование услугами специальных консалтинговых и узкоспециальных фанд-райзинговьгх структур избавит клиента от необходимости лично принимать участие в кампании по сбору финансовой и материальной помощи; обычно фандрайзинговые структуры ставят целью профессиональную оптимизацию процесса сбора средств, при которой в большинстве случаев присутствует обращение от лица клиента;

доверенные лица клиента;

лица, авторитетные для той или иной адресной группы.

В некоторых случаях в роли просителя может выступить политический консультант, являющийся руководителем кампании или ру­ководителем консалтинговой компании.

Для эффективного проведения переговоров и организации дальнейшего взаимодействия с лицами, предоставляющими в распоряжение команды клиента материальные и другие средства поддержки, очень важно не отступать от первоначального плана кампании и следовать определенным правилам, среди которых основными являются следующие.

• Цели, на которые необходимы запрашиваемые материальные и другие средства поддержки, должны быть четко выстроены и отличаться конкретикой и обоснованностью.

• Сумма или ее эквивалент в необходимых ресурсах должны быть также четкими и конкретными.

• Система учета полученных средств и ресурсов должна быть не только отработана, но и прозрачна.

• Выбор потенциальных спонсоров кампании должен осуществляться рабочей группой с учетом стратегических и тактических целей и задач политического консалтинга в выделенной и глобальной политической ситуации, а также с учетом возможного общественно-политического резонанса наличия или отсутствия такой поддержки.

• Первоначальная поддержка имиджа клиента с целью позиционирования его в качестве надежного обеспечения вложенных в его кампанию средств (по совокупности параметров).

Методы фандрайзинга отличаются определенной спецификой применения: в процессе развития ситуации возможно проведение повторных переговоров и других мероприятий, способных утвердить сотрудничество даже после первых неудачных попыток.

Добровольные пожертвования от физических лиц в массовом порядке

Сбор денежных средств у населения — один из самых демократичных методов фандрайзинга, популярный в развитых странах. Данный метод в некоторых случаях является показателем уровня популярности кандидата на ту или иную должность при выборном типе политического консалтинга и практически во всех случаях — показателем политической активности населения.

При данном методе фанд-рейзинга необходимо учитывать контекстуальные особенности выделенной политической ситуации, возможные информационные, политические и социальные последствия.

Механизмами фанд-рейзинга в случае сбора денежных средств у населения являются:

обращения;

обращения через средства массовой информации и пропаганды. В настоящее время в ряде государств является достаточно развитой практика обращений, в том числе через Интернет. Существует масса работающих программ, позволяющих на законных основаниях собирать денежные средства при помощи операций с банковским счетом частного лица, его дебетовой или кредитной карточкой и т.п. Пример такого взаимодействия с субъектами политического консалтинга через глобальную сеть Интернет можно увидеть на сайте http://www.campaignadvantage.com/fundraising.html;

адресные обращения;

директ-мейл (прямая рассылка) по месту жительства, по месту работы;

пикетирование ;

митинги;

интегрированные методы;

специализированные методы торговли (благотворительные базары, распродажи, лотереи);

зрелищные мероприятия.

Добровольные пожертвования юридических и физических лиц в индивидуальном порядке

Сбор денежных средств у юридических лиц и физических лиц, обладающих возможностью выделить крупные суммы в индивидуальном порядке, является основным методом фанд-рейзинга на территории России и некоторых зарубежных государств, где по каким-либо при­чинам фанд-рейзинг посредством сбора денежных средств у населения невозможен.

В некоторых случаях при использовании данной методики фанд-рейзинга лоббирование соответствующих интересов (причем не всегда политических, поэтому не стоит отказываться от помощи неполитических организаций) лица, предоставляющего в распоряжение

клиента материальные средства, может не быть обязательным атрибутом данного вида сотрудничества. Параметры сотрудничества оп­ределяются в результате индивидуального подхода к каждому из потенциальных спонсоров и корректного составления предложений, проведения переговоров с учетом интересов обеих сторон.

Грамотное проведение переговоров и профессиональные исследования могут обнаружить возможности оптимизации, не только финансовых, но и целого ряда других материальных ресурсов.

Например, в качестве помощи могут быть выделены ресурсы социальной поддержки или некоторые силовые, коммуникационные и организационные ресурсы. Средства, высвободившиеся при этом, можно будет перераспределить между другими статьями расходов.

Направление апелляций в процессе переговоров об оказании материальной помощи клиенту в рамках его политической кампании ставит целью сближение и совмещение целей обеих сторон для наиболее продуктивного сотрудничества. Для апелляций, наиболее рас­пространенных, по мнению практикующих политконсультантов1, можно выделить следующую классификацию:

политические вопросы;

внутриполитические вопросы;

внешнеполитические вопросы (например, апелляции к патриотизму);

экономические вопросы;

вопросы макроэкономики (например, вопросы приватизации);

вопросы микроэкономики (например, вопросы приобретения будущих заказов в том случае, когда руководителем рекламного агентства бесплатно предоставляется в пользование производственно-техническая база его предприятия);

социальные вопросы (например, проблема занятости населения и социальной безопасности).

26) Медиапланирование.

Интернет:

Медиапланирование (media planning) — составление медиапланов (расписаний показов рекламных материалов), планирование рекламных кампаний, основа которого заключается в выборе медианосителей (ТВ, пресса, радио, наружная реклама,интернет ) для доставки рекламного сообщения, а также оптимизации размещения по охватным, стоимостным и прочим характеристикам.

(а теперь немного рекламы =))

Наши рекомендации