Диагностика политической ситуации.

ДИАГНОСТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - учение о политологических методах и принципах познания политических явлений и процессов, ведущих к "постановке диагноза", квалифицированной оценке политической ситуации. Диагностика политическая - это, во-первых, анализ состояния субъектов и процессов политики, выявление проблем их функционирования и тенденций развития. Во-вторых, это совокупность принципов и методов установления политического диагноза, исследования политических процессов. Диагностика политическая бывает общая и частная. Результатом первой является проблемное поле диагностируемого объекта, т.е. схема выявленных проблем с учетом их иерархической значимости. В этой схеме выделяется стартовая политическая проблема, под которую подводится частная диагностика. Для диагностики политической используются самые разнообразные приемы и методы, заимствованные из разных общественных наук: тестирование, опросы, наблюдение, экспериментальное исследование, анализ документов и т.д. В арсенале диагностики политической находятся и специальные методы отдельных общественных наук (психологическая диагностика, социальная психология, социометрия) и естественных наук (нетематическое моделирование, программирование, статистические выборки, компьютерная графика и т.д.).

Этапы проведения диагностики.

Из тетради

Этапы диагностики:

1. Обнаружение очагов кризиса

2. Анализ причин

3. Мероприятия против кризиса

4. Прогноз будущего развития

Из интернета

1. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Комплексная диагностика избирательной кампании позволяет оценить электоральные ресурсы Кандидата, его шансы на успех в данном округе, и, исходя из этого, - разработать стратегию избирательной кампании и создать основу для ее реализации.

Этап диагностики и выработки стратегии подразумевает:

- Создание комплексного электорального портрета округа (на основе экспертных интервью, анализа СМИ и предыдущих голосований), в котором дается анализ социально-демографического состава населения, обзор социально-политической ситуации (основные экономические проблемы и интересы, «болевые точки»), анализ устойчивых тенденций по прошлым голосованиям с разбивкой по ТИКам и группам участков. Составляется «Справочник округа», исходя из потребностей избирательной кампании (региональные газеты, многотиражки, радио, эфирное и кабельное ТВ, общественные организации, промышленные предприятия, учебные заведения, крупные магазины и рынки, культмассовые объекты). Составляются "Политические портреты" Кандидата и его соперников.

- Качественное социально-психологическое исследование электората (серия из 8 фокус-групп и 30 глубинных интервью), где оцениваются политическое настроение и психологическое состояние значимых групп избирателей, мотивация голосования и особенности принятия электорального решения, оценка шансов Кандидата в данном округе. Исследование методом фокус-групп проводится по схеме: 2ФГ (участники до 30 лет), 2ФГ (участники 30-50 лет), 1ФГ (только женщины), 1ФГ (только мужчины), 2ФГ (участники старше 50 лет).

- Количественное социологическое исследование электората (опрос по репрезентативной выборке 1000 респондентов): оценка политических предпочтений, популярности основных кандидатов и региональных лидеров, иерархия проблем, которые должен решать депутат - по социальным группам, портрет качеств "идеального кандидата" по основным социальным группам, предпочтения федеральных и местных СМИ среди значимых групп избирателей, партийные предпочтения и т.д.

Применяемый комплекс методов позволяет выработать эффективную стратегию кампании. Продолжительность работ этапа диагностики - 15 дней. Для выполнения работ «» предоставляет команду в составе пяти исследователей-консультантов, а также необходимое число интервьюеров и технических работников.

Политический аудит.

Это комплексная система (технология) анализа и прогноза социально-экономической и политической ситуации

Что дает политический аудит?

Объективную информацию для (принятия) ответственного решения (например, стоит ли принимать участие в выборах и каковы шансы на успех).

Целостное видение, как всей кампании так и ее основных частей (концептуальное представление о кампании, включающее в себя основные стратегические и технологические направления, определение имеющихся ресурсов и ресурсов необходимых для победы, примерное планирование, оценка затрат на проведение кампании, стержневые идеи и наброски программы и основной речи кандидата, предполагаемую структуру штаба…)

Видение проблем, с которыми придется столкнуться в ходе кампании и возможности их разрешения…

Какой бывает политический аудит?

до принятия решения – участвовать (ли) в выборах (когда вы думаете принимать ли участие в выборах?) –

аудит даст Вам развернутую объективную картину о Ваших шансах и что нужно чтобы победить…

когда выборы уже идут, штаб начинает работать и Вам необходима уверенность в том, что штаб и ваша работа идет в

правильном направлении… Аудитор (или группа аудиторов) находясь вне штаба, дает объективную оценку ситуации,

подсказывает что необходимо сделать, – это позволяет вовремя принимать нужные решения.

На финишной прямой избирательной кампании, когда работа идет полным ходом, известны все кандидаты-конкуренты,

когда «заела» предвыборная «текучка»… Аудит подскажет вам, где у Вас проблемы, а где Ваши действия (будут) эффективны,

как перераспределить ресурсы и что необходимо сделать, чтобы победить…

Что включает в себя политический аудит (из чего он состоит)?

Матрица исследования округа.

Комплексное исследование, в которое входит: выявление стратегических точек развития (продвижения) кампании,

мониторинг СМИ, собственные опросы и исследования, проходившие на данной территории ранее, изучение истории округа,

электоральная статистика за несколько лет, экспертная оценка ресурсной базы кандидатов, статистическое исследование

социально-экономического состояния и паспортизация региона, исследование имиджа кандидата и т.д…

Система базовых показателей (реперных точек), являющихся ориентирами по времени и затраты ресурсов именно

Вашей избирательной кампании (с учетом специфических особенностей и возможностей) в конкретных условиях

социально-политических условиях региона. Это позволяют определить основные количественные показатели кампании

ориентирующие вас во времени, пространстве, ресурсам и т.д.

В итоговом документе (отчете) по организационно-политическому аудиту заказчику предоставляются материалы в которых,

отражены основные выводы и предложения по проведению кампании.

Кто проводит организационно-политический аудит избирательной кампании?

В работе по аудиту принимают участие:

аудитор (руководитель, который сводит поступающую информацию в единый документ и делает основные выводы по итогам работы),

группа экспертов-технологов специализирующихся на конкретных направлениях исследования,

«агенты», выполняющие полевые работы - численность зависит от задач и специфики условий работы на территории,

группа технического сопровождения исследования (водитель, охрана, секретарь-референт и т.д.)

Фактически группа, работающая по аудиту кампании, представляет из себя «мини-штаб», которая по задачам сопоставима с работой группы стратегического планирования – ключевого подразделения избирательной кампании.

Политический мониторинг.

Тетрадь:

Мониторинг – систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для информирования общественности и улучшения ситуации и т.д.

Интернет:

Политический мониторинг – наблюдение, оценка, прогноз состояния и развития какого-либо политического явления.

Мониторинг предполагает не разовое исследование, а некоторую последовательность отслеживания, позволяющую изучать объект анализа в развитии.

На первом этапе выбирается объект исследования, уточняются цели, определяются хронологические рамки отслеживания. Очень важно правильно обозначить гипотезу исследования – предполагаемые результаты. Гипотеза с самого начала дает политологу материал для сравнительного анализа и отсекает массу второстепенной, опосредованной информации.

Далее необходимо определить и классифицировать источники получения информации, методы ее систематизации и обработки. Большое значение имеет так же выбор оптимального варианта формы, содержания и периодичности итоговых материалов.

Наши рекомендации