Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.,1982.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1992.
Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. -Л., 1989.
2. Каменский А.Б. "Под сению Екатерины". - СПб., 1992.
3. Омельченко О.А. "Законная монархия" Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России. - М., 1993.
Иоффе Г.З. Белое дело. Генерал Корнилов. - М., 1989.
2. Михутина И.В. Польско-советская война 1919-1920 гг.
- М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1994.
3. Пайпс Р. Русская революция: Пер. с англ. - М.:
Российская политическая энциклопедия,1994.
4. Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне в
России. - М., 1968.
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.,1982.
3. Фроянов И.Я. К истории зарождения Русского
государства// Из истории Византии и византиноведения/
Отв. ред. ГЛ.Курбатов. - Л., 1991.
4. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-
политической истории. Л., 1980.
2. ДРЕВНЕРУССКИЕ ЗЕМЛИ ПЕРИОДА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ XII - ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XV ВВ.)
Итак, в чем же основные причины упадка Киевской Руси и начала политической раздробленности? Во-первых, не было единой политической власти, как указывал в свое время академик С.Ф.Платонов, во-2-х, между отдельными землями отсутствовали прочные экономические связи, что было вполне естественно в условиях господства натурального хозяйства, в-3-х, наличие неблагоприятных внешнеполитических факторов, которые усугубили ситуацию внутриполитической раздробленности, сначала в лице половцев, затем в лице монголо-татар и немецко-шведских феодалов.
Отметим, что некоторыми современными историками для характеристик иданногоисторическогопроцессане употребляется термин "феодальная раздробленность" для конца Х1-ХПвв. Согласно концепции школы И.Я.Фроянова, суперсоюз во главе с Киевом распался на ряд городов-государств. Именно эти города-государства и стали центрами земель - волостей, образовавшихся на месте прежних племенных союзов. Своеобразным ядром этих государств были древнерусские города, к которым тяготели и подчинялись меньшие по значимости города или пригороды. Внутри этого конгломерата города и волости существовали тесные экономические, военные и культурные связи.
Для этого периода - периода становления отдельных государственных центров были характерны по крайней мере 3 важнейших и крупнейших центра - Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская республика.
Владимиро – Суздальское княжество располагалось географически на северо-востоке Руси и стало фактически независимым в период правления сына Владимира Мономаха - Юрия Долгорукого (1132-1157). Историки отмечают обычно выгодное положение этих земель - удаленность от степи, где обитали кочевники, а также наличие труднопроходимых лесов защищало жителей княжества от постоянных набегов. Кроме того, привлекательное расположение и относительная безопасность притягивала сюда жителей прочих территорий. Наконец, важным моментом было наличие водной артерии и ее притоков - Волги, благодаря чему можно было развивать торговлю. Владимиро-Суздальские князья всячески поощряли внутреннюю колонизацию, поскольку чем больше жителей, тем больше княжеских слуг. Вся земля рассматривалась ими уже в качестве собственности, а за службу князю население, в том числе и боярство, получали вотчину. Так постепенно на северо-востоке Руси развиваются не вассально-дружинные, а княжеско-подданические отношения, вотчинные отношения, составившие базу для развития русского феодализма.
После боярского заговора и гибели Андрея Юрьевича Боголюбского завязывается борьба между Ростовом и Суздалем, жители же Владимира посадили у себя на стол Всеволода, получившего за огромное и многочисленное семейство, прозвище "Большое Гнездо". Вскоре именно Всеволод становится победителем внутриполитической борьбы во Владимиро-Суздальском княжестве и тем самым демонстрирует силу Владимира (1176-1212). Время его правления - это время расцвета Владимиро-Суздальской земли. Именно про этот период создатель "Слова о полку Игореве" писал, что воины Всеволода Большое Гнездо "могут шеломами вычерпать Дон, а Волгу расплескать веслами".
В нач. XIII в. Северо-Восточная Русь уже представляла собой множество уделов - Ростовскую, Переяславскую, Владимирскую, Угличскую. Ярославскую, Юрьевскую, Муромскую земли. Во всех этих удельных княжествах правили потомки Всеволода. Подчеркнем то, что именно эти княжества станут в XIV-XV вв. основой для формирования Московской Руси, Московского государства.
Галицко-Волынское княжество располагалось территориально на юго-западе русских земель и возникло как итог объединения некогда сильных Галицкого и Волынского княжеств. Важными особенностями этого объединения стало то, что здесь всегда было сильным и могущественным местное боярство, стремившееся к самостоятельности. Бояре вели борьбу не только между собой, но и со своими князьями. Кроме того, по сравнению с северо-восточными землями, на юго-западе важным моментом стало постоянное соседство с более развитыми и прочными государственными объединениями - Польшей и Венгрией. Фактор внешнеполитический приобрел в будущем первостепенное значение для этого региона.
У истоков княжеской династии Юго-Западной Руси стоит внук Владимира Мономаха - Изяслав Мстиславович, который добивается независимости Владимирской волоти и стольного города Волынщины - Владимира - от Киева (к сер. XII в.). Несколько позднее к Волыни присоединяется Галицкая земля с центром в Галиче (основан после 1141 г.), которая добивается своей независимости от Киева при Владимире Володаревиче (1141-1152 гг.). Наконец, галицкие земли расцветают при Ярославе Владимировиче Осмомысле (1152-1187). Огромную роль в жизни Галичской земли играла городская община и бояре. Так, в 1199 г. лишь на короткое время происходит объединение Галицкой и Волынской земель, а в нач. XIII в. после гибели в 1205 г. Романа Мстиславича в княжестве с новой силой вспыхивает междуусобица, и в ней огромную роль играют иноземцы -венгры и поляки. Сын Романа Мстиславича - Даниил Галицкий (1221-1264) сломил боярское сопротивление и вновь объединил Юго-Западную Русь. Эта часть некогда единого древнерусского государства, раздираемая противоречиями, в конечном итоге, в XIV в. распадается на отдельные княжества и их большая часть переходит под власть Литвы и Польши.
Особое место в этот период занимала Новгородская земля, представлявшая собой Северо-Западную Русь. Новгород -один из старейших центров русской государственности, уже на протяжении XI в. формирует вокруг себя волость. В 30-е гг. XII в. Новгород стал независим от Киева. Многими учеными та система политической власти, которая сложилась в Новгороде, характеризуется как боярская олигархическая республика (так считал Б.Д.Греков и его последователи, которые даже рассматривали события 1132-36 гг. как революцию, которая привела к падению княжеской власти и возникновению боярской республики). Тем не менее, власть князя - новгородского князя - продолжала входить в систему органов власти - вече, князь, посадник, тысяцкий. Прерогативы княжеской власти становятся вполне конкретными и его сила зависит от расположения к нему веча. Известно, что на протяжении ХП-ХШ вв. князья менялись 58 раз. То же самое примерно было и в отношении посадника - его меняли не менее часто, чем и князя. Высший орган власти - вече - по одной версии, собрание всего свободного населения, а по другой, только владельцев городских усадеб -принимало законы, избирало городские власти: главу судебной и исполнительной власти, т.е. посадника, а также главу военного ополчения - тысяцкого, церковного иерарха - архиепископа, который представлял Новгород в международных делах. Наконец, вече приглашало князя, который возглавлял дружину. Он принимал присягу на верность новгородским традициям при помощи крестоцелования. Права городской общины со временем становятся все шире и шире. С течением времени вечевые формы власти в Новгородской земле лишь усиливаются и главным противником этого политического объединения стало Владимиро-Суздальское княжество. Свидетельством борьбы этих двух объединений периода политической раздробленности стала Липицкая битва 1216 г. Тогда новгородцы смогли одолеть военную рать Северо-Восточной Руси и даже посадить своего ставленника на владимирский стол.
Иноземные нашествия ХШ столетия (прежде всего монголо-татарское нашествие 1237-1240 гг.) ознаменовали рубеж, отделивший древнерусский период от последующих эпох отечественной истории. Общеизвестно, что одной из причин, обусловивших поражение Руси, были противоречия между различными ее политическими центрами и различными князьями. Но даже если допустить, что все города- государства Древней Руси в 1237 г. вдруг объединились бы под единой властью и выступили против монголов, все равно, численное превосходство осталось бы у последних, поскольку Батый привел на Русь около 140 тыс. воинов, что намного превосходило силы любой тогдашней европейской страны. Разгром Руси, таким образом, был предопределен историческими обстоятельствами.
Материалы письменных источников и данные археологии позволяют опротестовать иногда встречающиеся в литературе оценки, преуменьшающие степень и масштабы разорения Руси в результате монгольского нашествия. Археологические материалы демонстрируют нам картину настоящей катастрофы, поразившей Русь в 1237-1240 гг. И батыево нашествие было не единственным татарским вторжением в русские земли. За одну только вторую половину ХШ в. монголы не менее 15 раз вторгались в Северо-Восточную Русь, производя обширные опустошения. Многократно повторялись нападения кочевников и в X1У-ХУ вв. Относительно финансовых повинностей, определенных ханами для русских земель, следует сказать, что они были весьма велики. Источники упоминают 14 видов ордынских "тягостей". Важнейшие из них: "выход" ("царева дань"), торговые сборы "мыт" и "тамга", извозные повинности ("ям" и "подводы"), "корм" на содержание ордынских послов, "дары" и "почестья" хану и его окружению. Кроме того, имели место еще и единовременные "запросы".
Культура Древней Руси периода политической раздробленности не менее самобытна и значима, чем вся культура раннего средневековья. Ощепризнанным шедевром мировой литературы считается "Слово о полку Игореве", для основы сюжета которого послужили реальные события - поход на половцев новгорд-северского князя Игоря Святославича весной 1185 г. Хотя высказывалась и точка зрения о том, что этот памятник - искусная подделка XVIII в. (Зимин). Среди памятников архитектуры было немало шедевров, сооруженных в этот период -Успенский (1185 г.) и Дмитровский (1197 г.) соборы во Владимире, церковь Спаса на Нередице близ Новгорода (1198 г.). В отличие от Юрьева монастыря на северо-западе тем самым стал культивироваться самобытный камерный стиль архитектуры. Он был отличен от пышной и строгой архитектуры Владимиро-Суздальской земли.
Уровень культуры домонгольской Руси ярко отразился и в развитии народных ремесел - было до 60-ти ремесленных специальностей, когда распространяются по-настоящему шедевры техники - филигранные виды работ с металлом : зернь (напаивание на изделие узора из шариков) и скань (нанесение узора тонкой золотой или серебряной проволокой), чернь -особый вид чеканки по серебру, перегородчатая эмаль. Причем изделия русских мастеров ценились не только в самой Руси, но и за ее пределами. Несомненно, что древнерусская культура по своему уровню развития не уступала западно-европейской культуре того периода.
Монгольское нашествие и 240-летнее иго значительно ослабили жизненные силы Руси, надолго задержали ее историческое развитие в эпоху, когда страны Западной Европы в целом успешно и всесторонне развивались, "Россия, терзаемая монголами, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!" (Н. М. Карамзин). Духовный подъем связан с деятельностью величайших русских святых XIV в. — Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Стефана Пермского и митрополита Алексия — вдохновителей созидательных сил народа. Сергий Радонежский не оставил после себя философских трактатов, способ его философствования был иным: он являлся духовным наставником народа и примером всей своей жизни оказывал влияние на нравственную атмосферу общества. Горячий приверженец идеи мирообъемлюшего храма, он в то же время не мог освятить "неправду не противленства", Допустить мысль об осквернении русских святынь, о татарском насилии над Россией. Поэтому, он "благословил Дмитрия Донского на брань, а вокруг его обители собралась и выросла могучая русская государственность».
В 1480 г. формирующееся Русское государство свергло ордынское иго, но тяжелая борьба с татарами будет продолжаться еще 300 лет, вплоть до ликвидации Крымского ханства, заставляя тратить огромные силы и средства на оборону степных рубежей, но решающее событие многовекового противоборства Руси и Степи — "Стояние на реке Угре" в октябре 1480 г. Каждому изучающему русскую историю надлежит помнить, что Русь с древнейших времен вплоть до XVIII в. жила в режиме мощного внешнего давления. Но если до середины XIII в. она в целом успешно оборонялась и сохраняла свою свободу, то в X11I-XV вв. она была вынуждена подчиниться иноземным завоевателям. И даже в течение XVI - XVIII вв. были события, заполненные тяжелой борьбой, в значительной мере связанной с ликвидацией последствий монголо-татарского ига. Степень давления извне на русские земли намного превосходила те военные угрозы и невзгоды, которые приходилось переживать в средние века западноевропейским странам. Это не могло самым серьезным образом не сказаться на особенностях русского исторического процесса.
Дополнительная литература: