Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.

Западное направление как источник новых технологий и инвести­ций, сбыта традиционных товаров оказалось главным во внешнеэко­номической стратегии России. На Западную Европу приходилось 73% нашей задолженности и 80% полученной извне помощи. Кроме того, 40% российской внешней торговли падает на Европейский Со­юз — главного партнера по модернизации страны.

В 1994г. году было принято решение о расширении «семерки» ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Россия стала полноправным членом Международного ва­лютного фонда (МВФ), обсуждается вопрос о ее вступлении во Все­мирную торговую организацию (ВТО).

РОССИЯ И СТРАНЫ АЗИИ

Еще одним стратегически важным направлением внешнеполити­ческого курса Российской Федерации является дальневосточный и тихоокеанский регионы.

В 1998 г. Россия вступила в международную организацию «Азиатско-Тихоокеан­ское экономическое сотрудничество», что давало ей значитель­ные преимущества в торговле с государствами этого огромного

региона.

1. Восточное направлениевыступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятель­ности РФ, хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основ­ные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. Су­ществуют серьезные перспективы для развития традиционного со­трудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). В одного из ос­новных торговых партнеров России в этом регионе превратился Ки­тай.

2. Россия и Китайотвергли политику взаимного противостоя­ния, их экономические и иные отношения стали более тесными. Москва и Пекин выступают против любых проявлений политическо­го силового диктата и утверждения однополюсного мира. Наблюда­ется совпадение позиций двух стран по вопросам об агрессии НАТО на Балканах, об одностороннем выходе США из договора по ПРО, во­енной операции США против Ирака.

К декабрю 1997 г. было завершено разграничение спорных участков российско-китайской государственной гра­ницы на ее восточном участке протяженностью около 4300 км. В том же году в Москве принимается совместная деклара­ция, где две великие державы выступили за многополярный мир

Китай — третий по значению торговый партнер России, однако в общем товарообороте РФ доля КНР составляла до 1999 г. лишь 5% . В настоящее время Россия участвует в сооружении в соседней стране ряда крупных промышленных объектов.

3. Российско-японские отношения,имеющие особую важность для положения в регионе, отставали в своем развитии от уровня от­ношений Москвы со странами ЕС и США, но развивались все 90-е гг.

Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о «кон­цепции новой дипломатии» в отношении России, в основу которой легли принципы «доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перс­пективы». Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отноше­ний. Конкретными шагами в реализации нового курса стали нефор­мальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совмест­ная Российско-японская комиссия но экономическому сотрудничест­ву, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры по подписанию Мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен со времен Второй мировой войны.

РОССИЯ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Важнейшим регионом, на который распространяются стратеги­ческие интересы России, являются бывшие республики СССР, в пер­вую очередь страны СНГ.

1. Трудности на пути сотрудничества.

В отношениях со стра­нами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтегра­ция, проблема формирования национальных армий и раздела собст­венности СССР, создания границ. Не без проблем происходил вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. В отношениях с Украиной остается дискуссионной про­блема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота, частично оговоренная в российско-украинском договоре от 31 мая 1997 г.

Ситуация в области взаимоотношений с бывшими республиками СССР усугублялась также тем, что в первой половине 90-х гг. (ми­нистр иностранных дел А. В. Козырев) приоритет во внешнеполити­ческой доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зару­бежья. Лишь с приходом в 1995 г. в МИД нового министра иностран­ных дел Е. М. Примакова наметились видимые изменения во внешнеполитических ориентирах.

Пути и формы интеграции.

• В долговременной перспективе с учетом российских стратеги­ческих интересов экономический союз России и стран ближнего за­рубежья оказывается более выгоден, чем сепаратизм. В 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Затем перед государствами СНГ встала задача этапного формирования рынка то­варов, Услуг, капитала, труда. С этой целью был заключен ряд согла­шений: Договор о создании экономического союза (1993), соглаше­ние о формировании Межнационального экономического комитета стран СНГ (1994), Договор об углублении интеграции в экономиче­ской и гуманитарной сферах (1996). • Во второй половине 1990-х гг. возникла концепция «разноско-ростной интеграции». Сформировались три уровня интеграцион­ных отношений: в рамках Союзного государства России и Белорус­сии, в рамках Таможенного союза и созданного в 2000 г. на его основе Евразийского экономического сообщества пяти стран (Россия, Белорус­сия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и в рамках зоны свободной торговли, объединяющей все 12 стран СНГ.

• Большое значение для укрепления национальной обороны и безопасности придается членами СНГ расширению военной интег­рации, что было зафиксировано Договором о коллективной безопас­ности 1992 г. На его основе между Россией и Казахстаном достигну­та договоренность о формировании единого оборонного пространства (1993) и создании объединенной группировки ВС РФ и Республики Казахстан (1995). Договоры о военном сотрудничестве Россия имеет также с Киргизией и Грузией. В последние годы сохранялись напряженные отношения России с Грузией, которая явно избрала проамериканскую ориентацию в своей внешней политике.

• Политическая интеграция в рамках СНГ развивается край­не медленно, что в принципе соответствует объективным тенденци­ям. СНГ так и не стал прочным стабильным союзом. В рамках кон­цепции «разноскоростной интеграции» наибольших результатов на этом пути добились Россия и Белоруссия.

В апреле 1997 г. был подписан договор об образовании Сообщест­ва Белоруссии и России (преобразованного в 1998 г. в Союз).

В обеих странах прошла дискуссия по Уставу Союза. В декабре 1999 г. в Москве президентами двух республик был подписан дого­вор о Союзном образовании России и Белоруссии, в рамках которого в будущем должны появиться союзный парламент, правительство, Суд, Высший Совет. В будущем должна стать общей денежная еди­ница — российский рубль,

3. Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом.

После распада СССР одной из проблем российской дипломатии стало положение русскоязычного населения в бывших советских респуб­ликах. В 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция, появилась проблема беженцев и вынужденных переселен­цев. Процесс реэмиграции русских с территории бывшего СССР стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). Осо­бенно остро вопрос о положении русскоязычного населения стоит в отношениях России со странами Прибалтики, в последнее время и Туркмении. Президент В. В. Путин провозгласил защиту прав сооте­чественников основным приоритетом российской внешней политики в СНГ и Прибалтике.

Наши рекомендации