Словарь основных терминов

Адрес праздничного действия –Организатору праздничного действия необходимо свои субъективные представления привести в соответствие с объективными условиями, продиктованными особенностями конкретной аудитории. Для наиболее полноценного воплощения сверхзадачи праздничного действия необходимо всестороннее, основательное знание аудитории, которой адресовано мероприятие. Аудитория – это объект воздействия. Для наиболее эффективного воздействия необходимо определить может ли аудитория быть дифференцирована по следующим параметрам:

  1. возраст,
  2. социальный состав и положение,
  3. профессиональная принадлежность,
  4. политические или религиозные убеждения,
  5. образовательный и культурный уровень,
  6. вкусовые пристрастия,
  7. опыт участия в подобных мероприятиях.

Наличие подобной информации позволяет отобрать наиболее подходящие способы и формы воздействия, найти художественно-образную систему понятную и эмоционально воспринимаемую аудиторией.

Воображение - воскрешение пережитых или увиденных фактов или обстоятельств. Воображение может воспроизводить образы пережитые раньше или комбинировать всё испытанное, прочувствованное в действительности в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их. Воображение должно быть активным (т. е. толкать на внутренние и внешние действия). К. С. Станиславский определял термин «Я есмь» как способность поставить себя в центр вымышленных условий, умение существовать в гуще воображаемой жизни и целесообразно, продуктивно и логично действовать там от своего имени.

Развитие творческого воображения проходит несколько качественных этапов:

1. Воображение и фантазия в реальной и воображаемой плоскостях.

2. Видения внутреннего зрения.

3. Воображение как помощник для обновления уже созданного, но заносившегося.

Выразительные средства – художественные действия различных видов искусств, которые используются организатором праздничного мероприятия. В.с. условно можно поделить на традиционные (живое слово, музыка, свет, хореография, пантомима, театр, динамическая и статическая проекция, цирк, эстрада, спорт, и т.п.); нетрадиционные (ландшафт, огонь, вода, животные, транспортные средства) и иносказательные (аллегория, метафора, символ, олицетворение).

Заявка на проведение мероприятия – документ, дающий представление об организационно-творческих усилиях и материально-технических затратах при подготовке и проведении праздника. В заявке обязательно должны быть отражена следующая информация:

1. Идейно-тематическая направленность

2. Жанрово-стилистические особенности.

3. Методы вовлечения аудитории в действие.

4. Определён комплекс выразительных средств.

5. Определён комплекс мер по созданию праздничной ситуации.

6. Определён состав аудитории, место и время действия, метраж, форма.

Сценарийлитературно-драматическое произведение, написанное как основа для организации праздничного действия.

Сюжетный ход – драматургический ход, отображающий порядок построения эпизодов, логику развития действия праздника.

Праздник -форма эстетической и художественной деятельности,включённая непосредственно в ткань социокультурной реальности. Праздничное действие переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни. В ходе праздника в различных формах – зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической, реалистической – должно отображаться как прошлое народа, мифическое и историческое, так и современность, нынешняя ситуация. Разумное соединение фольклора с современностью будет способствовать художественному осмыслению сегодняшнего дня с позиций исторических, как бы синтезируя прошлое и настоящее, старое и новое.

Праздничное действие – творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления или пристрастия художественными, театральными средствами, направленное к достижению цели, имеющей культурную и духовную ценность.

Праздничная ситуация– это комплекс обстоятельств, формирующий у населения восприятие предстоящего праздника, как важного события в общественной или личной жизни, эмоционально-позитивный настрой социальной группы в связи и по отношению к предстоящему празднику.

Презентациярекламно-пропагандистская акция, представление фирмы, товара, общественно-политического движения, культурно-массового мероприятия и т.п., целью которого является: привлечение внимания к представляемому объекту,формирование положительного имиджа,приобретение союзников (партнёров).

Фантазия – мысленное представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы ещё не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

Вопросы к экзамену для дисциплины «Народные праздники»

1. Ключевые точки солярного годового цикла.

  1. Композиционное построение праздничного мероприятия.
  2. Языческие божества и праздничная образность.
  3. Сверхзадача праздника.
  4. Условно-символические действия в празднике Рождества Христова.
  5. Создание заявки на праздничной мероприятия.
  6. Условно-символические действия в празднике Сретенья.
  7. Праздничное событие как основа праздник.
  8. Условно-символические действия в празднике Масленицы.
  9. Адрес праздника как основа отбора документального материала.
  10. Условно-символические действия в праздниках зимнего цикла.
  11. Событийный ряд в праздничном действии.
  12. Народный праздничный календарь
  13. Создание праздничной ситуации
  14. Условно-символические действия в празднике Пасхи
  15. Методика подготовки и проведения презентации этноцентра
  16. Условно-символические действия в летних аграрных праздниках.
  17. Методика подготовки и проведения церемонии открытия выставки.
  18. Условно-символические действия в осенних аграрных праздниках.
  19. Методика подготовки и проведения конкурсной программы.
  20. Основные формы народной семейно-бытовой обрядности.
  21. Композиционное построение праздничного действия.
  22. Выразительные средства обряда народного обряда.
  23. Методика создания заявки на проведение праздничного действия.
  24. Условно-символические действия в Зелёных святках.
  25. Методика разработки рекламной компании.
  26. Ряженье как элемент традиционного праздника.
  27. Методика подбора художественного и документального материала к театрализованному празднику.
  28. Символика народного праздника.
  29. Методика подготовки и проведения театрализованной экскурсии.
  30. Гражданский, церковный и аграрный календари Древней Руси.
  31. Художественная образность в праздника.
  32. Праздники разных национальностей – общие черты и различие (на примере 2-3 праздников).
  33. Экспликация праздничного действия.
  34. Условно-символические действия в весенних аграрных праздниках.
  35. Методика подготовки и проведения детской развлекательной программы.
  36. Мероприятия и праздничные даты, провозглашенные Организацией объединённых наций.
  37. Методика подготовки и проведения развлекательной программы для молодёжной аудитории.
  38. Ритуалы в праздничном действии.
  39. Методика подготовки и проведения театрализованной концертной программы.

Литература по русским традиционным праздникам и обрядам:

1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /М. Забылин, – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. – 608 с.

2. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. /С. В. Максимов. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 512 с.

3. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. /А. Ф. Некрылова. – СПб: Азбука-классика, 2007. – 768 с.

4. Николаев Н. А., Сафронов В. А. Истоки славянской мифологии./ Н. Николаев.. – М.: «Белый волк», 1999. – 312 с.

5. Пропп В. Я. Руссакие аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования) /В.Я.Пропп. – М.: Лабиринт-К, 2004. – 176 с.

6. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Энциклопедия. 672 стр. СПб.: Искусство.

7. Снегирёв И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. 260 стр. М.: Советская Россия 1990 г.

8. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. / Сост. С.Д. Ошевский. – Тула: Приок. Кн. Изд-во, 2000. – 480 с.

9. Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев., Наука, М..1983,218 с.

10. Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники., Наука, М.,1978,292 с.

11. Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского. / вступ. Ст. В. П. Аникина. – М.: Издательство АСТ, 1997. – 240 с.

12. Шуклин В. В. Мифы русского народа. / В. Шуклин. – Екатеринбург. Банк Культурной Информации. 1995. – 334 с.

13. Словарь всемирной мифологии. (Сост. Грушко Е. А. И Медведев Ю. М.) Нижний Новгород. «Братья славяне». 1997. – 496 с.

Литература по организации праздничного действия:

1. Жигульский К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые. Размышления социолога). М.: Прогресс. 1985 г. 336 стр.

2. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /А. А. Конович. – М.:Высшая школа, 1990. – 208 с.

3. Максютин Н. Ф. Культурологические аспекты праздника /Н.Ф. Максютин. – Казань: Медицина, 1999. – 140 с.

4. Орлов О. Л. Праздничная культура России /О. Л. Орлов. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2001. – 160 с.

5. Силин А. На главной площади с оркестром. Сценарии, режиссёрские и методические рекомендации, статьи /А. Д. Силин. – М.: Шанс, 1997. – 110 с.

6. Силин А. Д. Площади – наши палитры: Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках /А. Д. Силин. – М.: Советская Россия, 1982. – 184 с.

7. Черняк Ю. М.Режиссура праздников и зрелищ: учебное пособие/ Ю.М.Черняк. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.ethnomuseum.ru/ - раздел «Календарные народные праздники и обряды».

2. http://bibliotekar.ru/mif/index.htm - Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского.

3. http://www.iea.ras.ru/books/dostupno.html - Русские: народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. Отв. ред. И.В. Власова. М.: ИЭА РАН, 2000. - 244 с.: илл. ISBN 5-201-13720-2 (512 Kb).

Наши рекомендации