Словарь основных терминов
Адрес праздничного действия –Организатору праздничного действия необходимо свои субъективные представления привести в соответствие с объективными условиями, продиктованными особенностями конкретной аудитории. Для наиболее полноценного воплощения сверхзадачи праздничного действия необходимо всестороннее, основательное знание аудитории, которой адресовано мероприятие. Аудитория – это объект воздействия. Для наиболее эффективного воздействия необходимо определить может ли аудитория быть дифференцирована по следующим параметрам:
- возраст,
- социальный состав и положение,
- профессиональная принадлежность,
- политические или религиозные убеждения,
- образовательный и культурный уровень,
- вкусовые пристрастия,
- опыт участия в подобных мероприятиях.
Наличие подобной информации позволяет отобрать наиболее подходящие способы и формы воздействия, найти художественно-образную систему понятную и эмоционально воспринимаемую аудиторией.
Воображение - воскрешение пережитых или увиденных фактов или обстоятельств. Воображение может воспроизводить образы пережитые раньше или комбинировать всё испытанное, прочувствованное в действительности в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их. Воображение должно быть активным (т. е. толкать на внутренние и внешние действия). К. С. Станиславский определял термин «Я есмь» как способность поставить себя в центр вымышленных условий, умение существовать в гуще воображаемой жизни и целесообразно, продуктивно и логично действовать там от своего имени.
Развитие творческого воображения проходит несколько качественных этапов:
1. Воображение и фантазия в реальной и воображаемой плоскостях.
2. Видения внутреннего зрения.
3. Воображение как помощник для обновления уже созданного, но заносившегося.
Выразительные средства – художественные действия различных видов искусств, которые используются организатором праздничного мероприятия. В.с. условно можно поделить на традиционные (живое слово, музыка, свет, хореография, пантомима, театр, динамическая и статическая проекция, цирк, эстрада, спорт, и т.п.); нетрадиционные (ландшафт, огонь, вода, животные, транспортные средства) и иносказательные (аллегория, метафора, символ, олицетворение).
Заявка на проведение мероприятия – документ, дающий представление об организационно-творческих усилиях и материально-технических затратах при подготовке и проведении праздника. В заявке обязательно должны быть отражена следующая информация:
1. Идейно-тематическая направленность
2. Жанрово-стилистические особенности.
3. Методы вовлечения аудитории в действие.
4. Определён комплекс выразительных средств.
5. Определён комплекс мер по созданию праздничной ситуации.
6. Определён состав аудитории, место и время действия, метраж, форма.
Сценарий –литературно-драматическое произведение, написанное как основа для организации праздничного действия.
Сюжетный ход – драматургический ход, отображающий порядок построения эпизодов, логику развития действия праздника.
Праздник -форма эстетической и художественной деятельности,включённая непосредственно в ткань социокультурной реальности. Праздничное действие переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни. В ходе праздника в различных формах – зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической, реалистической – должно отображаться как прошлое народа, мифическое и историческое, так и современность, нынешняя ситуация. Разумное соединение фольклора с современностью будет способствовать художественному осмыслению сегодняшнего дня с позиций исторических, как бы синтезируя прошлое и настоящее, старое и новое.
Праздничное действие – творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления или пристрастия художественными, театральными средствами, направленное к достижению цели, имеющей культурную и духовную ценность.
Праздничная ситуация– это комплекс обстоятельств, формирующий у населения восприятие предстоящего праздника, как важного события в общественной или личной жизни, эмоционально-позитивный настрой социальной группы в связи и по отношению к предстоящему празднику.
Презентация –рекламно-пропагандистская акция, представление фирмы, товара, общественно-политического движения, культурно-массового мероприятия и т.п., целью которого является: привлечение внимания к представляемому объекту,формирование положительного имиджа,приобретение союзников (партнёров).
Фантазия – мысленное представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы ещё не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.
Вопросы к экзамену для дисциплины «Народные праздники»
1. Ключевые точки солярного годового цикла.
- Композиционное построение праздничного мероприятия.
- Языческие божества и праздничная образность.
- Сверхзадача праздника.
- Условно-символические действия в празднике Рождества Христова.
- Создание заявки на праздничной мероприятия.
- Условно-символические действия в празднике Сретенья.
- Праздничное событие как основа праздник.
- Условно-символические действия в празднике Масленицы.
- Адрес праздника как основа отбора документального материала.
- Условно-символические действия в праздниках зимнего цикла.
- Событийный ряд в праздничном действии.
- Народный праздничный календарь
- Создание праздничной ситуации
- Условно-символические действия в празднике Пасхи
- Методика подготовки и проведения презентации этноцентра
- Условно-символические действия в летних аграрных праздниках.
- Методика подготовки и проведения церемонии открытия выставки.
- Условно-символические действия в осенних аграрных праздниках.
- Методика подготовки и проведения конкурсной программы.
- Основные формы народной семейно-бытовой обрядности.
- Композиционное построение праздничного действия.
- Выразительные средства обряда народного обряда.
- Методика создания заявки на проведение праздничного действия.
- Условно-символические действия в Зелёных святках.
- Методика разработки рекламной компании.
- Ряженье как элемент традиционного праздника.
- Методика подбора художественного и документального материала к театрализованному празднику.
- Символика народного праздника.
- Методика подготовки и проведения театрализованной экскурсии.
- Гражданский, церковный и аграрный календари Древней Руси.
- Художественная образность в праздника.
- Праздники разных национальностей – общие черты и различие (на примере 2-3 праздников).
- Экспликация праздничного действия.
- Условно-символические действия в весенних аграрных праздниках.
- Методика подготовки и проведения детской развлекательной программы.
- Мероприятия и праздничные даты, провозглашенные Организацией объединённых наций.
- Методика подготовки и проведения развлекательной программы для молодёжной аудитории.
- Ритуалы в праздничном действии.
- Методика подготовки и проведения театрализованной концертной программы.
Литература по русским традиционным праздникам и обрядам:
1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /М. Забылин, – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. – 608 с.
2. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. /С. В. Максимов. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 512 с.
3. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. /А. Ф. Некрылова. – СПб: Азбука-классика, 2007. – 768 с.
4. Николаев Н. А., Сафронов В. А. Истоки славянской мифологии./ Н. Николаев.. – М.: «Белый волк», 1999. – 312 с.
5. Пропп В. Я. Руссакие аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования) /В.Я.Пропп. – М.: Лабиринт-К, 2004. – 176 с.
6. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Энциклопедия. 672 стр. СПб.: Искусство.
7. Снегирёв И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. 260 стр. М.: Советская Россия 1990 г.
8. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. / Сост. С.Д. Ошевский. – Тула: Приок. Кн. Изд-во, 2000. – 480 с.
9. Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев., Наука, М..1983,218 с.
10. Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники., Наука, М.,1978,292 с.
11. Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского. / вступ. Ст. В. П. Аникина. – М.: Издательство АСТ, 1997. – 240 с.
12. Шуклин В. В. Мифы русского народа. / В. Шуклин. – Екатеринбург. Банк Культурной Информации. 1995. – 334 с.
13. Словарь всемирной мифологии. (Сост. Грушко Е. А. И Медведев Ю. М.) Нижний Новгород. «Братья славяне». 1997. – 496 с.
Литература по организации праздничного действия:
1. Жигульский К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые. Размышления социолога). М.: Прогресс. 1985 г. 336 стр.
2. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /А. А. Конович. – М.:Высшая школа, 1990. – 208 с.
3. Максютин Н. Ф. Культурологические аспекты праздника /Н.Ф. Максютин. – Казань: Медицина, 1999. – 140 с.
4. Орлов О. Л. Праздничная культура России /О. Л. Орлов. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2001. – 160 с.
5. Силин А. На главной площади с оркестром. Сценарии, режиссёрские и методические рекомендации, статьи /А. Д. Силин. – М.: Шанс, 1997. – 110 с.
6. Силин А. Д. Площади – наши палитры: Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках /А. Д. Силин. – М.: Советская Россия, 1982. – 184 с.
7. Черняк Ю. М.Режиссура праздников и зрелищ: учебное пособие/ Ю.М.Черняк. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ethnomuseum.ru/ - раздел «Календарные народные праздники и обряды».
2. http://bibliotekar.ru/mif/index.htm - Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского.
3. http://www.iea.ras.ru/books/dostupno.html - Русские: народная культура (история и современность). Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. Отв. ред. И.В. Власова. М.: ИЭА РАН, 2000. - 244 с.: илл. ISBN 5-201-13720-2 (512 Kb).