Новая экономическая политика» как вторая модель строительства социализма (1921-1928 гг.). Причина его краха.

Новая экономическая политика (НЭП): это комплекс мероприятий экономического, политического, социального, идеологического характера (1921-1929 гг.).

Причины появления новой экономической политики (НЭП):

- с окончанием гражданской войны политика «военного коммунизма» зашла в тупик;

- страна находилась в глубоком экономическом и политическом кризисе;

- возникла необходимость в принятии нового курса в экономике так и в политике.

Основные направления новой экономической политики:

1) замена продовольственной разверстки натуральным продовольственным налогом;

2) отмена трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;

3) прекращение бесплатных услуг населению;

4) перевод гос. предприятий на хозяйственный расчет, замена натуральной зарплаты на денежную;

5) материальное стимулирование работы;

6) возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники частными лицами;

7) возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство;

8) развитие кооперации: сельскохозяйственной, кредитной, потребительской;

9) заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий, привлечение иностранного капитала в экономику;

10) денежная реформа;

11) гибкие государственные регулирование через систему налогов, займов, кредитов;

12) государственная монополия внешней торговли;

13) создание банка акций, ценных бумаг;

14) налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.

При политике НЭП экономика получила самостоятельность, но аппарат управления перестраивался медленно и тормозил развитие товарно-денежных отношений. НЭП предполагала одновременное существование социалистического и не социалистического уклада производства. НЭП был временная мера и при его проведении стали возникать кризисы: 1923 , 1925 год, 1928 гг. После смерти Ленина Сталин свернул политику НЭП и установил жесткую авторитарно - бюрократическую систему.

Итоги проведения НЭП:

- стабилизация сельского хозяйства;

- достижения 75% тяжелой промышленности, в 1,5 раза рост производительности труда, выпуск новой техники, постройка 200 электростанций, рост мелкой и кустарной промышленности.

Причины свертывания НЭП и его противоречия:

а) стартовая основа НЭП была слабая: народное хозяйство было разрушено что создавало «эффект быстрого восстановления»;

б) отсутствие нормальных экономических отношений с мировой экономикой: вмешательство государства в дела совместных предприятий, отсутствие иностранных инвестиций;

в) резкий разрыв между городом и деревней;

г) одновременное хозяйствование и структурные противоречия между социалистическим и несоциалистическим укладом экономики и производства;

д) непродуманная налоговая система: большой рост дробления у крестьянства;

е) недостаток капитала: вмешательство государства в перераспределение доходов и командные методы в экономике.

Сталинская «революция сверху» как третья модель строительства социализма (1929-1939 гг.). Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Формирование режима личной диктатуры вождя, массовые репрессии и их смысл.

Основные направления индустриализации в 1930-1940 гг.:

- принятие пятилетних планов развития народного хозяйства СССР («пятилетка»). Задача: «построить социализм в максимально короткие сроки»;

- НЭП заменяется административно-командной системой: политические процессы против старых специалистов, поиски и аресты «вредителей» и т.д;

- увеличение налогов с предпринимателей, уничтожение частного сектора в промышленности и торговле;

- повышение цен на промышленные товары и снижение на сельскохозяйственные;

- перекачка доходов от легкой промышленности в тяжелую;

- обязательные государственные займы: рост цен на товары и обесценивание денег;

- народный энтузиазм, духовная энергия народа: социалистическое соревнование, массовое ударничество, стахановское движение («Пятилетку за 4 года!»).

Индустриализация проводилась «путем штурма и натиска».

Итоги индустриализации:

- в развитии промышленности произошел большой скачок;

- исчезли безработица, строились новые города;

- по объему промышленного производства СССР вышел на 2 место в мире после США;

- прекратился ввоз из за рубежа 100 видов промышленной продукции, обеспечена полная технико-экономическая независимость СССР от капиталистического мира;

- образовались серьезные диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью, промышленностью и сельским хозяйством;

- в конце 1930 гг. Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

Основные направления коллективизация сельского хозяйства в 1930-1940 гг.:

- насильственная коллективизации в деревне: с 1930 г. массовое насаждение колхозов, куда посильно сгоняли всех крестьян;

- ликвидация кулачества как класса: высылки, аресты, расстрелы зажиточных крестьян и тех, кто не хотел вступать в колхоз;

- рост числа волнений и мятежей в деревне: массовые отправки крестьян в лагеря и трудовые поселения Сибири и Севера;

- сокрытие голода и эпидемий тифа в стране 1932-1933 гг. и отказ от международной помощи голодающим: политика террора властей, изъятие хлеба, обыски, аресты, высылки;

- последний этап коллективизации 1937-1939 гг.: крестьянских хозяйств объединены в колхозы. Постоянный подъем сельского хозяйства, но колхозы находятся под постоянным контролем партийных органов.

Итоги коллективизации:

- страна обеспечена сельскохозяйственной продукцией;

- в стране организованы новые хозяйства - колхозы;

- коллективизация серьезно подорвала производительные силы сельского хозяйства (доходы от сельского хозяйства уходили на развитие промышленности);

- обеспечение деревни необходимой техникой: машинно - тракторные станции (МТС);

- резкое снижение мясомолочного производства.

В ходе коллективизации властями не были достигнуты результаты и показатели, что планировались.

Культурная революция в России: это комплекс мероприятий, осуществлённых в СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.

Цель культурной революции: формирование нового типа культуры как части строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

Основные направления проведения «культурной революции» в СССР:

1. Культурная революция предполагала борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития. Всеобщее начальное образование в СССР было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

2. Были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Развёрнута сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы. Учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры.

3. Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С 1920 гг. проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии».

Итоги «культурной революции»:

1). Повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (1939 г.), создание системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства.

2). Сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, это необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

3). Традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным

В 1930-1940 гг. в СССР сложилась тоталитарная система власти:

- после 1929 г. партия Сталина избрала «казарменную модель построения социализма»;

- монополия на власть большевистской партии;

- диктатура пролетариата (рабочих) превратилась в диктатуру партии (коммунистической);

- в СССР сложилась пирамида власти: политическое руководство выносит решение, государственный аппарат отдает приказы исполнителям;

- стержень тоталитарной власти: коммунистическая партия соединила в себе партийный и государственный аппарат («партия-государство»).

Культ личности Сталина и его идеология.

Культ личности: это чрезмерное возвеличивание и признание особых достоинств одного человека, что приводит в определенных условиях к личной диктатуре.

Идеология сталинизма:

- люди: простые «винтики» государственной машины;

- всякое инакомыслие в обществе и партии жестоко преследуется;

- Сталин: главный теоретик по всем проблемам политического, экономического и культурного развития общества;

- по мере развития социализма борьба в обществе и в идеологии обостряется;

- проведение компаний против «врагов» и система идейного террора;

- построение идеологии на лжи: искажение истории партии, статистики и т.д;

- отсутствие гласности и господство секретности (капитализм, «паразитирующее», «загнивающее» общество);

- средства массовой информации поставлены под партийный контроль;

- закрытие и уничтожение оппозиционной литературы из библиотек, цензура за периодической печатью.

Культ личности Сталина, его идеологический партийный и бюрократический аппарат стал основой тоталитарного государства.

Вторая мировая война и участие в ней СССР (1939-1945 гг.). Цели воюющих сторон, изменения в характере войны. Причины победы антигитлеровской коалиции. Глобальные последствия войны.

Просчеты правительства и неготовность ВС СССР к войне:

1). Убеждение что СССР будет вести наступательные бои на чужой территории («наступательная стратегия»). Половина стратегических запасов были сосредоточенны вблизи границы и в первые дни войны попало в руки врага или было взорвано при отступлении.

2). Сталинские массовые репрессии среди высшего офицерского состава ВС СССР.

3). Пограничные округа не были приведены в боевую готовность: Сталин не верил, что Германия нарушит договор о не нападении.

4). Не было законченно мобилизационное развертывание войск для ведения боевых действий. Не было налажено производство для перевооружения ВС СССР и выпуска новой техники.

5). 14.06.1941 г.: сообщение ТАСС «Германия не имеет намерения начать войну против СССР»: это сообщения дезорганизовало народ и Армию.

Начало ВО войны, характер войны , планы немецкого командования и этапы ВО войны:

22.06.1941 г.: Германия нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на СССР. Немецкая авиация нанесла удары по города и аэродромам Белоруссии, Украины, Прибалтики. Были уничтожены многие пограничные заставы.

Характер и цели войны:

* СССР: война была освободительной, отечественной, за свободу и независимость страны;

* Германия: война была грабительской и захватнической.

Цели Германии:

- уничтожение СССР;

- уничтожить 120 миллионов русских, а оставшихся выселить за Урал;

- после разгрома СССР захват Англии и ее колоний;

- захват США, Ирана, Египта, Индии;

- превращение СССР в сырьевой придаток Германии.

План ведения войны фашистской Германии:

План «Барбаросса»: молниеносный разгром СССР в течении 6-8 недель (блицкриг). Немецкая армия сведена в мощные наступательные группы: группа армии «Север», группа армии «Центр»: (самая мощная), группа армии «Юг».

По плану «Барбаросса» до зимы немецкие войска должны полностью уничтожить РККА и промышленный комплекс до Урала. Соотношение сил на момент нападения было не в пользу ВС СССР: противник превосходил советские войска в 3-4 раза, а на главных направлениях и того больше.

Процесс создания антигитлеровской коалиции:

- июль 1941 г.: заключение в Москве совместного договора СССР и Англии о совместных действиях в войне против Германии;

- сентябрь 1941 г.: США и Англия обязались поставлять в СССР оружие и военный материал, СССР обязалась снабжать их необходимым сырьем;

- декабрь 1941 г.: разгром японцами американской военной базы в Тихом океане Перл-Харбор и вступление США в войну;

- май 1942 г.: английско - советский договор о союзе стран в войне против Германии;

- июль 1942 г.: заключение советско - американского соглашения о принципах взаимопомощи в войне.

Договор с Англией и соглашение с США оформили антигитлеровскую коалицию, в состав которой за годы войны вошли более 40 государств.

Основные периоды ВО войны:

I. Этап июнь 1941 г. - ноябрь 1942 г.: РККА оставила большую территорию, тяжелые оборонительные бои, первые крупные поражения немцев под Москвой , срыв молниеносной войны против СССР;

II. Этап ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.: период коренного перелома в войне. Разгром фашистов под Сталинградом, на Курской Дуге, на Северном Кавказе и Днепре;

III. Этап январь 1944 г. - май 1945 г.: завершающий период. Освобождение Украины, Белоруссии, Молдавии, Крыма, Прибалтики, восстановление государственной границы, освобождение народов Европы от фашизма, разгром гитлеровской Германии;

IV этап особый период август 1945 г. - сентябрь 1945 г.: война с Японией. Окончание второй мировой войны.

Причины победы СССР и ВОВ войне:

- главная причина: война со стороны СССР была справедливою, освободительной, отечественной и приобрела для страны народный характер;

- массовое мужество, героизм всего личного состава ВС СССР;

- мудрость, умение планировать и проводить крупные военные операции великими советскими военачальниками, их военное мастерство;

- массовое партизанское движение;

- перестройка (успешная) экономики и сельского хозяйства на военный лад;

- роль советской культуры: воспитание людей в духе патриотизма и на борьбу с фашизмом;

- успешная внешняя политика СССР: в начале войны антигитлеровская коалиция -28 стран, а в конце войны более 50 стран, но главную роль играет СССР, США, Англия.

Значение победы СССР в ВОВ войне:

- СССР спас народы мировой системы от агрессии фашизма и их порабощения Германией;

- победа СССР оказала огромное внимание на все послевоенное развитие человечества;

- оказание помощи народам Европы в освобождении от фашисткой тирании;

- СССР сыграл главную роль в разгроме Германии и Японии;

- резкое возрастание роли СССР на международной арене (СССР стал одним из лидеров мирового

развития);

- укрепление внутриполитической и экономической системы СССР;

- увеличение территории СССР за счет присоединения: Западная Украина, часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, Курильские острова, Тува.

Наши рекомендации