Итоги исторического развития России в XVIII в.
Семинар 2. Экономическое развитие России
В первой половине XVIII в.
План
1. Состояние и развитие сельскохозяйственного производства.
2. Процесс индустриализации в петровское время.
3. Внутренняя и внешняя торговля.
Понятийный аппарат
интенсивный и экстенсивный путь развития; «приписные крестьяне»; цех; мануфактура; протекционализм
Темы для сообщений
Денежная реформа первой половины XVIII в.
Литература
1. История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М., 2008.
1. Анисимов Е.В. Время Петровский реформ. - Л., 1986.
2. Боровой С.Я. Кредит и банки России (середина XVII - 1862 год). - М.,1958.
3. История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. - М., 1993. - Т.2.
4. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. - Челябинск, 2003.
5. Яцуновский В.К. Социально-экономическая история России XVIII - первая половина XIX века. - М., 1973.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Приступая к рассмотрению вопроса необходимо учитывать, что в условиях Европейской России стойкость и консерватизм традиционных приемов земледелия были усугублены рядом обстоятельств. Во-первых, функционирование российского аграрного сектора проходило в особых природных, почвенно-климатических условиях, обусловленных кратковременностью земледельческого цикла. Особенности российского климата не позволяли развивать на нашей территории характерные для западных стран формы хозяйствования. Во-вторых, низкая урожайность сельскохозяйственных культур в условиях холодного климата требовала привлечения к обработке гораздо больших площадей, чем в странах Западной Европы. Например, в средние века французский аграрий мог прокормить семью из четырех человек с 5 гектаров пашни, русскому же требовалось земли в шесть раз больше. Таким образом, земли нужно было обработать много, а сроки проведения сельскохозяйственных работ - коротки. Решением этой проблемы являлась концентрация значительных групп работников в общине, что позволяло экономить совокупные издержки. Убедительную аргументацию этого положения, со ссылкой на множество исторических свидетельств, приводит в своих работах известный историк Л.В. Милов. Это побуждало крестьянина к максимальной осторожности в «технологии» земледелия и заставляло его в стремлении к росту прибавочной продукции идти по пути постоянного расширения производственных площадей. В этом кроется объективная обусловленность преобладания экстенсивного пути в развитии земледелия.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в системе русской земледельческой культуры XVIII в. соотношение общих норм и местных особенностей уже определялось как старыми факторами, порождаемыми условиями натурального хозяйства, так и новыми, вызванными к жизни модернизацией государства, проводимого Петром I. Студентам необходимо, опираясь на документы, проанализировать те нововведения, которые появились в сельском хозяйстве: внедрение в практику вместо традиционного серпа литовской косы; разведение новых пород скота; организация конных заводов; расширение посадок тутовых деревьев и разведение шелковичных червей; расширение посевов льна и конопли и развитие садоводства. При Петре I были предприняты первые попытки государственной охраны лесов.
2. Обратите внимание, что в экономической области модернизация сопровождается: 1) заменой силы человека или животных неодушевленными источниками энергии; 2) отделением экономической деятельности от традиционного окружения; 3) разрастающейся заменой орудий труда машинами и сложными технологиями; 4) растущей специализацией экономических ролей и производства, потребления и распределения; 5) растущей индустриализацией.
В эпоху Петра I решение геополитических задач напрямую зависело от уровня развития экономики. Необходимо, прежде всего, рассмотреть роль государственной власти в формировании и развитии крупного производства, показать значение Мануфактур-коллегии и Берг-коллегиии (1719 г.) в руководстве промышленностью. Покажите, как в петровское время решались важные для развития производства проблемы: поиск денежных средств и обеспечение промышленных предприятий квалифицированными специалистами и рабочей силой. Уровень развития экономики зависел, прежде всего, от степени развития металлургической, текстильной, суконной и других отраслей промышленности, а также от соотношения государственных и частные заводов, функционирования мелкого производства и ремесла в петровской России.
3. Приступая к рассмотрению вопроса о внутренней торговле петровского времени, необходимо исходить из того, что она состояла из нескольких уровней: низший уровень – сельские ярмарки и уездные торжки, высший уровень – оптовая торговля крупного купечества, осуществляемая через общероссийские ярмарки. Кроме того, функционировала огромная сеть мелкой ярмарочной торговли по всей России. К числу принципов, которыми Петр хотел «возвысить» коммерцию, относят правило: торговать купецким людям, так как торгуют в других государствах, - компаниями. Это должно было привести к «распространению торгов» и «казны пополнение».
Однако следует учитывать, что внутренняя торговля находилась в руках крестьян, однодворцев, казаков и других групп преимущественно сельского населения. При этом они не ограничивались сбытом собственной сельскохозяйственной продукции, разъезжая по разным местам скупали лен, пеньку, сукна, овчины и т.д., а затем перепродавали.
Петровская эпоха стала новой исходной точкой в развитии внешней торговли России. Освещение вопроса необходимо начинать с характеристики главных центров внешней торговли: Архангельска и Петербурга, показав мероприятия переориентировавшие потоки внешней торговли.
Обратите внимание на покровительственную по отношению к русским купцам политику со стороны государства, которая завершилась созданием Таможенного тарифа 1724 г. Этот важный законодательный акт был гибким инструментом торговой и промышленной политики, который ставил заслон от проникновения даже высококачественный изделий западных стран, если отечественная промышленность вполне удовлетворяла внутренний спрос.
Итоги исторического развития России в XVIII в.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Аудиторных, час | ||
лекц. | сем. | срс | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Российская империя к началу XVIII в. Россия в первой четверти XVIII в. Модернизация Российского государства при Петре I Социальная политика правительства Петра Экономическое развитие России Внешняя политика в первой четверти XVIII в. Культура России в первой четверти XVIII в. Итоги петровских преобразований Россия с 1725 по 1762 гг. Россия в период правления Екатерины I и Петра II Принципы абсолютной власти Анны Иоанновны Елизаветинский период в истории России Россия при Петре III Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II Восстание под предводительством Е.И.Пугачева Внутренняя политика 1775-1796 гг. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Россия при Павле I Культура России второй половины XVIII в. Итоги развития России в XVIII в. Всего | - |
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
К ЭКЗАМЕНУ
1. Россия накануне модернизации (конец XVII - начало XVIII в.).
2. Петр I: исторический портрет.
3. Основы внешнеполитической деятельности Петра Великого.
4. Северная война: причины, ход, итоги.
5. Русско-турецкие отношения в первой четверти XVIII в.
6. Каспийский поход Петра I.
7. Модернизация государственного аппарата России империи.
8. Военная реформа. Создание военно-морского флота.
9. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.
10. Церковная реформа Петра Великого.
11. Сословная система России в первой четверти XVIII в.
12. Основные черты русской культуры первой половины XVIII в.
13. Регулярный город и градостроительство.
14. Исторические итоги петровских преобразований.
15. Историографические проблемы петровского периода истории России.
16. Российская историография о времени «дворцовых переворотов».
17. Социально-экономическая политика Екатерины I.
18. России в годы правления Петра II.
19. Анна Иоанновна и историческая обстановка в России.
20. Внутренняя и внешняя политика императрицы Елизаветы.
21. Внутриполитические реформы Петра III.
22. Политические взгляды и программа реформ Екатерины II.
23. Основные направления внешней политики России в30-60- гг.
24. Национальная политика Екатерины II.
25. Реформирование центральных органов управления при Екатерине II.
26. Секуляризационная реформа правительства Екатерины II.
27. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.).
28. Ход и значение губернской реформы 1775 г.
29. Пути развития сельского хозяйства во второй половине XVIII в.
30. Промышленное производство и торговля во второй половине XVIII в.
31. Итоги экономическое развитие России в годы правления Екатерины II.
32. Российское дворянство в годы правления Екатерины II.
33. Крестьянский вопрос в России второй половины XVIII в.
34. Реорганизация местных органов власти при Екатерине II.
35. Жалованная грамота городам 1785 г. и ее историческое значение.
36. Общественно-политическая мысль России во второй половине XVIII в.
37. Культура России во второй половине XVIII в.
38. Международное положение России во второй половине XVIII в.
39. Россия и Европа во второй половине XVIII в.
40. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.: причины, ход, итоги.
41. Политическая программа Павла I,
42. Внутренняя политика Павла I.
V. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ
И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
1. Петр I - царь-реформатор.
2. Историография о Петре I.
3. Петровские реформы в новейшей историографии.
4. Основные направления внешней политики России в первой четверти XVIII в.
5. Военная реформа Петре I.
6. История российского флота в первой четверти XVIII в.
7. Северная война и ее историческое значение.
8. Роль государства в развитии крупного промышленного производства в первой половине XVIII в.
9. Модернизация государственного аппарата при Петре Великом.
10. Социальная политика Петра I.
11. Крестьянский вопрос в петровское время.
12. Церковь и государство (первая четверть XVIII в.).
13. Реформы местного управления в XVIII в.
14. Восстание под предводительством К. Булавина (историографический аспект).
15. История некрасовских казаков.
16. Проблема престолонаследия в 30-60-х гг. XVIII в. в отечественной историографии.
17. Женщины на русском престоле (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна).
18. Южное направление внешней политики Петра I.
19. Типологическое своеобразие русской культуры первой половины XVIII в.
20. История регулярного города.
21. Трансформация придворного быта в петровское время.
22. «Эпоха дворцовых переворотов»: проблемы историографии.
23. Дворцовые перевороты 30-60-х гг. как историческое явление.
24. Внутренняя политика Екатерины I.
25. Исторический портрет А. Меншикова.
26. «Бироновщина»: историографический миф.
27. Дворцовый переворот 1730 г.
28. Внутренняя политика правительства Анны Иоанновны.
29. Исторический портрет Э.И. Бирона.
30. Политика самодержавия в елизаветинское время.
31. Реформаторская деятельность Петра III.
32. Крестьянский вопрос в 30-60-х гг. XVIII в.
33. Основные направления западноевропейской политики России первой четверти XVIII в.
34. Исторический портрет Екатерины II.
35. Политическая программа Екатерины II.
36. Идеология «просвещенного абсолютизма».
37. Крестьянский вопрос во второй половине XVIII в.
38. Деятельность Уложенной комиссии.
39. Вольное экономическое общество: историческое значение.
40. «Золотой век» русского дворянства.
41. Проблема крестьянских войн в отечественной историографии.
42. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева: проблемы историографии.
43. Национальная политика Екатерины II.
44. История Черноморского казачьего войска.
45. Россия и Северный Кавказ во второй половине XVIII в.
46. Реформы государственного аппарата во второй половине XVIII в.
47. Геополитическое положение России во второй половине XVIII в.
48. Россия и Европа во второй половине XVIII в.
49. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.: итоги и значение.
50. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.: проблемы историографии.
51. Русско-северокавказские отношения во второй половине XVIII в.
52. Павел I в новейшей историографии.
53. Политическая программа Павла I.
54. Российские реформы конца XVIII в.
55. Общественно-политические взгляды А.Н. Радищева.
56. Критика крепостного строя в трудах русских просветителей.
57. История русского просвещения (XVIII в.).
58. Человек нового времени в русской культуре XVIII в. (варианты - художественной литературе, живописи, скульптуре).
VI. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студентов предполагает более углубленное изучение отдельных проблем истории России XVIII в. При этом делается упор на формирование устойчивого интереса, расширение мотивационной сферы и творческого подхода к рассмотрению изучаемого материала. Самостоятельность и творческое начало должно реализоваться при подготовке к семинарским занятиям, которая предполагает изучение первоисточников и новейшей научной литературы. Итогом самостоятельной работы студента могут стать подготовленные рефераты и научные доклады на конференцию.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Династический кризис на рубеже столетий.
2. Становление личности Петра Великого.
3. «Великое посольство»: историческое значение.
4. История петровского флота.
5. Атрибутика царской власти.
6. Строительство русского флота в XVIII в.
7. Денежная реформа первой половины XVIII в.
8. «Табель о рангах»: источниковедческий анализ.
9. Принципы коллегиальной системы управления.
10. Нерегулярные части русской армии XVIII в.
11. Астраханский мятеж 1705 г.
12. Новый образ власти.
13. «Птенцы гнезда петрова».
14. Геополитическая ситуация на Северном Кавказе в первой половине XVIII в.
15. Донское казачество в XVIII в.
16. Переселение запорожских казаков и образование Черноморского казачьего войска.
17. Народы Северного Кавказа в XVIII в.
18. Российские землепроходцы первой половины XVIII в.
19. История Российской Академии наук.
20. Русский театр первой половины XVIII в.
21. Творчество русских художников первой половины XVIII в. (вариант: А.Матвеев, И.Никитин).
22. Стилевые направления в русской архитектуре.
23. Храмовая архитектура первой половины XVIII в.
24. Творчество архитекторов Ж.Леблона, В.Растрели, А.Захарова, И. Коробова (один из вариантов).
25. Придворная гвардия в дворцовых переворотах 30-60-х гг. XVIII в.
26. Исторический портрет Петра II.
27. Историческая судьба Ивана VI.
28. Загадка смерти Петра III .
29. Крестьянские промыслы XVIII в.
30. Башкирское восстание 1735-1736 гг.
31. «Дело Мировича»: историография вопроса.
32. Сравнительный анализ европейского и русского просвещения.
33. Явление фаворитизма в русской истории.
34. Сатирические журналы 60-х гг. XVIII в.
35. Исторический портрет Е.И. Пугачева.
36. Терское казачество в восстании Е.Пугачева.
37. Переселенческое движение во второй половине XVIII в.
38. Политика царского правительства в Прибалтике во второй половине XVIII в.
39. М.М. Щербатов - выдающийся представитель общественно-политической мысли России.
40. Творчество С.Е. Десницкого.
41. Открытие Московского университета.
42. М.В. Ломоносов - гениальный русский ученый.
43. Философская мысль второй половины XVIII в.
44. Н.М. Карамзин - выдающийся русский писатель и историк.
45. Театральное искусство второй половины XVIII в.
46. Русская национальная опера.
47. Русская народная культура.
48. Русские зодчие второй половины XVIII в.: В. Баженов, М. Казаков, И. Старов.
49. Дворцово-парковая архитектура XVIII в.
50. Русский живописный портрет второй половины
51. Русская скульптура XVIII в.
VII . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
VIII. ФОРМА ТЕУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль осуществляется в виде учета посещаемости аудиторных занятий и регулярным выполнением самостоятельной работы. Промежуточный контроль осуществляется по итогам изучения темы, раздела в форме рейтинговой оценки. Контроль осуществляется в устной, письменной форме, а также с помощью тестовых заданий.
Рейтинговая система контроля знаний:
1. На семинарском занятии:
- максимальное количество баллов от 25 - 30 баллов – «5»
- среднее количество баллов от 19 – 24 баллов – «4»
- минимальное количество баллов с 12 – 18 – «3».
2. Проверка знаний:
- контрольный срез — с 25 – 30 баллов – «5»
- тестирование — с 19 – 24 баллов – «4»
с 12 до 18 баллов – «3».
3. Конспектирование статей (4 статьи по «5» баллов максимально, среднее количество баллов «4», минимальное - «3»). Максимальное количество баллов - 20.
4. Конспектирование монографий, коллоквиум - 10 баллов - «5», 7 баллов - «4», 4 балла - «3».
Примечание: На основе полученных баллов по видам самостоятельных работ выводится средний арифметический балл:
1. семинарских занятий;
2. контроля знаний: контрольная работа, тестирование
3. конспектирование статей, монографии и коллоквиума.
Сумма средних арифметических баллов по видам деятельности и представляет собой итоговый рейтинг.
Высокий уровень усвоения («отлично») 25-30: студент свободно владеет теоретическим материалом, знает и хорошо анализирует первоисточники, в своем ответе широко раскрывает как предметные, так и межпредметные связи и зависимости; в практических вопросах студент демонстрирует общепедагогические и узко методические умения, проявляет самостоятельность, интерес, творчески подходит к решению поставленных задач.
Средний уровень усвоения («хорошо») 19–24: в своем ответе студент правильно воспроизводит теоретический материал, изучаемый в курсе данной дисциплины, раскрывая его связи и зависимости. Демонстрирует свое умение творчески использовать приобретенные знания. При решении практических задач студент проявляет заинтересованность, но недостаточно самостоятелен в учебной работе.
Минимальный уровень усвоения («удовлетворительно») 12–18: студент правильно воспроизводит основные вопросы курса, но затрудняется в установлении связей и зависимостей, его знания по главным разделам дисциплины недостаточно обобщены и систематизированы. Умения студента шаблонны. При выполнении практических заданий он не проявляет ни заинтересованности, ни самостоятельности.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Экзамен по курсу «История России XVIII в.» проводится в письменной форме. Являясь продолжением учебно-познавательного процесса, экзамен выступает одной форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов по всему учебному курсу.
В ходе экзамена студент должен продемонстрировать:
1. В области знаний и умений:
1) эмпирические и теоретические знания;
2) умения концептуализации, систематизации и формализации знаний, а также решения познавательных задач.
2. В области логики мышления:
1) умения логично выстраивать письменный текст;
2) умения оперировать базовыми понятиями учебного курса.
3. В области культуры русского языка:
1) умения стилистически грамотно оформлять письменный текст;
2) навыки владения лексикой профессиональной деятельности.
Экзамен проводится по билетам.
В каждом билете предусмотрены вопросы и задания, позволяющие выявить знания и умения студентов.
Для проверки эмпирических и теоретических знаний, а также умений их концептуализации и систематизации билет содержит вопрос, письменный ответ на который студент должен дать в соответствии с определенным алгоритмом.
Один из возможных алгоритмов ответа на вопрос по истории:
1. Хронология.
2. Историография.
3. Теория вопроса.
4. Причины (экономические, социальные, политические, духовные).
5. Ход события (основные этапы или направления).
6. Значение (роль, оценка, последствия).
VIII. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Учебная литература:
11.История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.
12.История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.
13.История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.
14.Зуев М.Н. История России: Учебник. - М., 2001.
15.Орлов А.С. и др. История России: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
16.Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. - М., 2004.
17.Павленко Н.И. История России: Учебник. - М., 2000.
18.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - В 2-х т. - СПб., 2000.
19.Семеникова Л.И. Отечественная история. – М., 2008.
20.Хрестоматия по истории России. - В 4-х т. М., 1998.
Дополнительная литература:
39. Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в.). – М., 2007.
40. Алиференко П.К. Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30-50-х гг. XVIII в. - М., 1958. - 231 с.
41. Андерсон М.С. Петр Великий. - Ростов-на-Дону, 1997.
42. Анисимов Е.В. Время петровских перемен. - Л.,1989. - 189 с.
43. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986. -296 с.
44. Анисимов Е.В. Россия без Петра. - СПб., 1994.
45. Анисимов Е.В. Смерть в конторке // Родина. - 1993. - №1. - С.125-149.
46. Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. - 1993. - № 4. - С.11-39.
47. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра великого в первой четверти XVIII в. - СПб., 1997.
48. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. - 1989. - №7. - С.7-20.
49. Анисимов Е.В. «Шведская модель» с русской «особенностью». Реформы власти и управления при Петре Великом // Звезда. - 1995. - №1. - С. 1-33.
50. Анисимов Е.В. Петербург времен Петра I . – СПб., 2003.
51. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1994.
52. Андреев И. Воспоминание о неслучившемся // Знание-сила. - 2003. - №5. - С.32-38.
53. Баггер Х. Реформы Петра великого: Обзор исследований. - М.,1985.
54. Безвременье и временщики. Воспоминания об «эпохи дворцовых переворотов» (1720-е - 1760-е годы). - Л., 1991.
55. Белоусов Н.И. Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в. // Вопросы истории. – 2008.- № 6. – С.147-151.
56. Белоусов Н.И. Русско-турецкие войны и миграционная политика России в первой половине XVIII в.// Вопросы истории. – 2008. - № 7. – С.141-145.
57. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. - М., 1968.
58. Богословский М.М. Петр I и его время. - В 5-ти т. М., 1940-1948.
59. Бойцов М.А. «...Клии страшный глас» // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России: 1725-1825. - М., 1991. - с. 5-46.
60. Брикнер А. История Екатерины Второй. - Т.2. - М., 1991.
61. Белявский В.С. Золушка на троне // На российском престоле. - М.,1993. - С.3-15.
62. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. - М., 1991.
63. Буганов В.И. Петр Великий и его время / Отв.ред. А.П. Новосельцев. - М., 1989.
64. Бурлака Д.К. и др. Петр Великий. – М., 2004.
65. Валишевский К. Дочь Петра Великого. - М., 1911.
66. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. - 2001. - №3. - С.131-142.
67. Возвания и переписка вожаков Пугачевского движения в Поволжье и Приуралье. - Казань, 1988.
68. Волков М.Я. Очерки истории промыслов России. Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. Винокуренное производство. - М., 1979.
69. Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. – 2006. - № 3.
70. Дворцовые перевороты в России. 1725-1825. - Ростов-на-Дону, 1998.
71. Дегоев Вл. Петровское внешнеполитическое наследие и его распорядители (1725-1762 гг.) // Россия XXI в. - 2002. - №5. - С.136-151.
72. Екатерина II. Сочинения. - М., 1990.
73. Золоторев В.А. и др. Во славу Отечества Российского (Развитие военной мысли и военного искусства в России во второй половине XVIII в.). - М., 1984.
74. История СССР с древнейших времен до наших дней. - Т.3. - М., 1967.
75. История отечества: люди, идеи, решения // Очерки истории России IX - начала XX в. - М., 1991.
76. Кабузан В.М. Изменения в размещении населения в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1971.
77. Каменский А.Б. Российское дворянство в 1767 г. (К проблеме консолидации) // История СССР. - 1990. - № 1. - С.58-77.
78. Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины II (Реформы 1765 - 1766 гг.) // Вопросы истории. - 1995. - №3. - С.29-43.
79. Кафенгауэ Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. - М., 1958.
80. Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России. - СПб., 1914.
81. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990.
82. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1989. - Ч.4.
83. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991.
84. Колесникова А. Бал в России . XVII-XIX вв. – СПб., 2005.
85. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. – М., 2003.
86. Курукин И.В. Тень Петра Великого // На российском престоле. - М., 1993. - С.63-85.
87. Лачаева М.Ю. Историография истории России. – В 2-х т. – М., 2004.
88. Мавродин В.В. Классовая борьба и общественно-политическая мысль в России XVIII в. - Л., 1964.
89. Мавродин В.В. Рождение новой России. - Л., 1988.
90. Миронов Б.Н. Социальная история России. - Т.2. - СПб., 1999.
91. Миронов Б.Н. Бремя величия. Военные победы и уровень жизни россиян в XVIII столетии // Родина. - 2001. - №9. - С.32-46.
92. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М., 1990.
93. Мустафазаде Т.Т. Из истории турецких отношений в 20-е годах XVIII в. //Отечественная история. - 2002. - №2. - С.15-27.
94. На российском престоле: Монархи российские после Петра Великого. - М., 1993. - 289 с.
95. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. - 1993. - №5. - С.41-75.
96. Новое в исторической науке. - М., 1984.
97. Очерки истории СССР. Россия во второй четверти XVIII в. - М., 1957.
98. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1988.
99. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII в. Заводы и заводовладельцы. - М., 1962.
100. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 2003.
101. Петрухинцев Н.И. Два флота Петра I: технологические возможности России // Вопросы истории. - 2003. - №4. - С.117-126.
102. Письма и бумаги императора Петра Великого. - Т.12. - Вып.2. - М., 1977.
103. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб., 1999.
104. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. - Новосибирск, 1974.
105. Протасов Г.А. Записка Татищева о «Произвольном рассуждении» дворянства о событиях 1730 г. // Проблемы источниковедения. - М., 1963. - Т.11. - С.237-265.
106. Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1989.
107. Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.,1991.
108. Семевский М.И. Царица Екатерина Алексеевна, Анна и Виллем Монс. Очерки из русской истории XVIII в. - Л., 1990.
109. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. - Кн.10.
110. Столетье безумно и мудро // История Отечества в романах, повестях документах. Век XVIII. - М., 1986.
111. Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. - В 2-х т. - М., 1954. - Т.1.
112. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России.1725-1825. - М., 1991.
113. Трепалов В.В. Непоколебимый столп: Образ России XVI-XVIII вв. в представлении ее народов //Вопросы истории. – 2005. - № 8. – С.45-51.
114. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. - М., 1966.
115. Троицкий С.М. Россия в XVIII в. - М., 1982.
116. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. - М., 1974.
117. Троицкий С.М. Историография дворцовых переворотов в России XVIII в. // Вопросы истории. - 1966. - №2. - С.38-53.
118. Соловьев В.М. Современники и потомки о восстании Степана Разина. - М.: Наука, 1991.
119. Строев Б. Бироновщина и кабинет министров. - М., 1909.
120. Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. - Т.1. - М., 1954.
121. Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.
122. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России XVIII-XIX веков и Вольная печать. - М., 1984.
123. Эриксон К. Екатерина Великая. - Смоленск, 1998.
IX. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
Семинар 1: Россия накануне петровских преобразований
План
1. Россия в конце XVII в.: социально-экономическое и политическое положение страны.
2. Борьба за власть в конце XVII в..
3. Личность Петра Великого.
Литература
1. История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.
2. История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.
3. История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.
4. Андерсон М.С. Петр Великий - Ростов-на-Дону, 1997.
5. Анисимов Е.П. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. - 1998. - №1. - С.3-20.
6. Володарский Я.Е. Петр I. Исторический портрет //Вопросы истории. - 1993. - № 6.
7. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990.
8. Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1990.
9. Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1988.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Главная цель рассмотрения вопроса о социально-экономическом и политическом положении России в конце XVII в. показать, что страна всем предшествующим периодом своего развития подготовила петровские преобразования. Студентам предстоит проанализировать материал, изученный ими в курсе истории России с древнейших времен до XVII в. В освещении вопроса они должны исходить из того, что в стране наблюдался кризис традиционализма, ситуации, при которой сложившиеся институты политической и социальной организации общества со специфической системой повинностей разных социальных групп в отношении друг друга и государства исчерпали свой потенциал, оказались неспособными обеспечить переход страны на новую стадию развития и требовали коренной реконструкции. Кризис традиционализма остро проявлялся и в духовной сфере.
2. Царь Алексей Михайлович оставил потомство по линиям Милославских и Нарышкиных, но к моменту его смерти старшему из сыновей, Федору, было всего 14 лет. В условиях вакуума власти начинается борьба различных придворных группировок вокруг малолетних наследников. Студентам необходимо рассмотреть сложную, постоянно меняющуюся политическую ситуацию вокруг российского престола. Показать, что к концу XVII в. утвердившаяся самодержавная власть подверглась серьезным испытаниям при малолетних или неспособных к правлению монархах. Как бы ни квалифицировались события августа 1689 г. (заговор Софьи или захват власти сторонниками Петра I), их вполне можно назвать дворцовым переворотом. То же определение применимо и к периоду апреля-сентября 1682 г., когда произошло несколько больших и малых переворотов. В это время отрабатывался «механизм» переворота, выделились движущие силы, которые не всегда умело разыгрывали свои роли; впервые обозначилась возможность «женского правления». Перевороты 1682 и 1689 гг. были невозможны без действовавшей военной силы, способной контролировать столицу и центральный аппарат управления.
3. Практически все исследователи сходятся во мнении о выдающейся роли Петра в истории России и разделяют убеждение, что это был незаурядный, гениальный человек. Его личность сформировалась под воздействием многих обстоятельств. Ненависть к Софье и всему московскому придворному миру, который она символизировала, постепенно вылилась у Петра в полное отрицание традиционного уклада жизни, с которым долгое время связывалась потенциальная угроза его существования. Личность Петра и его реформаторская деятельности нашли широкое отражение в российской историографии. Перед студентами стоит задача представить различные точки зрения на воспитание, особенности характера, реформаторскую деятельность. При этом следует учитывать, что на примере Петра I была сформулирована целая концепция «образцовой» службы императора на престоле. Впервые в русской политической мысли появились такие понятия, как «долг», «обязанность» монарха. В петровский период основной была тенденция отождествления власти и личности императора с российским государством. Петра Великого называют харизматической личностью, которая почиталась в силу своих исключительных способностей и дарований.