Характерные черты европейских монархий в 11-13 вв. Стиль правления и основные учреждения.

Аспект 1. В XI-XIII вв. в зрелой стадии будет представлена средневековая монархическая идеология. Она покоилась на 2-х важнейших принципах. С одной стороны монарх - это династ, он первый среди множества других представителей знати. И как династ, как властитель, он избирается обществом. Под обществом подразумевается знать, т.е. те люди, которые лучше всего информированы о мирских добродетелях этого человека. Поэтому подавляющее большинство, а точнее все европейские монархические дома на протяжении всей средневековой истории - это избираемые чины, их избирают. Выбор (элекция) монарха при всей подчас формальной стороне самой процедуры совершается всегда. Выборы монарха - это непременный атрибут законности власти.

Аспект 2. Монарх - сакральная персона, он часть христианского мира, он освещен церковью, считается помазанником божьим, она занимает место в ряду освещенной церковной иерархии, тесно связан с духовным миром. Поэтому, давая краткую характеристику европейских монархий, следует вести речь о двух ипостасях монархической персоны, одна ипостась – это светская, монарх возглавляет светскую пирамиду власти, светскую иерархию, он старший сеньор. Под ним располагаются ступени групп отдельных вассалов, т.е. феодальная иерархия. С другой стороны монарх связан с церковью. Процедура освящения церковью – это вторая необходимая процедура, которая делает властителя законной персоной.

Как помазанник божий монарх представлен прежде всего в монархической атрибутике. Он обладатель специфической монархической атрибутики. Эта атрибутику умножается, она растет и развивается в XI-XIII вв. Главный атрибут – корона, она признак высшей власти, но прежде всего в церковном понимании. Обладатель короны связан с небом, небесным царством, божественной волей.

Корона эпохи поздних Каролингов обретает привычную нам конфигурацию. Корона это сфера, в напоминание о ветхозаветных текстах, согласно которым монарх - это человек, освященный божественной благодатью. Ветхозаветные тексты дают нам наиболее последовательную, убедительную трактовку появления этой короны. Куда бы ни поворотил тело монарх – всюду ему сопутствует божественная благодать, отсюда идея сферы, универсума, абсолюта. Знак этого абсолюта будет представлен в виде короны.

Старейшие, древнейшие типы корон – это железные короны немецких королей, корона Генриха Птицелова, корона Оттона Великого. Корона святого Стефана.

Будучи помазанником божьим, монарх выступает главным слугой церкви в этом мире. Он главный защитник церкви. Эта защита проистекает из его прямых функций. Главная обязанность государя и монархии – прежде всего защищать интересы веры и церкви.

Религиозная реформа XI века узаконит и дополнительно акцентирует этот статус монарха как защитника церкви. Именно под таким углом зрения следует трактовать процедуру интронизации (общественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного епископа на его кафедру) и коронации, которая потихоньку формируется в XII-XIII вв.

Церковь будущий правопреемник совершают процедуру помазания непосредственно в стенах храма, главного кафедрального собора. Этот самый торжественный акт миропомазания отделен. отгорожен от простых глаз. Толпа знати, мирян присутствуют только лишь на соборной площади в ожидании когда новоявленного государя им представят непосредственно при выходе из церкви.

Эта идея - отделить таинство миропомазания, венчания короной от простых глаз - главный аргумент против того, что церковь рассматривает себя практически главным институтом, главным инструментом воспроизводства монархического начала. Церковь - это ведущий институт запада, христианского мира, церковь сама распоряжается процедурой миропомазания и венчания на царство.

Во время коронации германо-римских императоров в XII-XIII вв. мы наблюдаем еще более характерные перемены. Исчезает трон для светского государя. Зато есть трон для римского папы или для его легата, уполномоченного. Римский папа сам, либо через своего легата передает корону будущему государю в знак того, что даже монархический статус в этом мире, прежде всего исходит от церкви и узаконивается церковью. Процедура миропомазания совершается теперь уже не на чело, а на правую руку или междуплечье, в знак того, что христианский государь является символом защиты церковного здания. Правая рука - это то, что ассоциируется с главными функциями, главными обязанностями монарха. Голова – это сам папа, это глава церкви. Процедура миропомазания, которая теперь в XII-XIII вв. меняется.

Что касается стиля правления. Проводя параллели между отдельными монархиями, моделями, будь то Англия, Франция, земли Священной Римской империи,

Прежде всего власть средневекового монарха покоится на династической основе, на династических структурах, на родовом праве. Отсюда заметный, подчеркнутый, бросающийся в глаза патриархальный стиль правления или патернализм, который заключался прежде всего в решении династических вопросов. Монарх - глава клана, глава рода. Дело и правление этого монарха - родовое, общесемейное дело. Отсюда отношение к собственным землям, владениям. Это отношение как к семейной собственности. Эту собственность можно поделить, продать, заложить, можно образовать уделы. До XII-XIII веков сплошь и рядом мы наблюдаем приоритеты в родовых принципах наследования. Родовое наследование - когда страна делилась на отдельные части, отдельные уделы. Старшему сыну доставался самый большой. Но и младшие не оставались обделенными.

Во Франции это право получит наименование право апанажа (часть наследственных земельных владений или денежное содержание, которые передавались некоронованным членам королевской семьи). В Германии наблюдаются схожие модели.

Династическое общесемейное право, которое лежало в основе династической стратегии. Прямым следствием семейного патерналистского стиля правления выступает и идеология самого правления. Это идеология правящего отца семьи, главы рода, для которого подданные – дети одной большой семьи. Патернализм власти очень хорошо представлен в духовных завещаний, в тестах монархических молитв, в эпистолярном, канцелярском наследии. Династическое семейное начало, которое обеспечивало фундамент власти, принципы правления.

Учреждения, институты. Ближайшее к королю учреждение это двор. В XII в. этот двор совсем не похож на ренессансный двор XV-XVI века. Двор – это совокупность должностей и слуг, тесно связанных с государем, которые сопровождают его неотлучно во время всех бесчисленных поездок. Двор короля – кочующий. Двор европейских монархов, вплоть до появления более-менее постоянных резиденций в XIV-XV вв., это кочующий двор.

Долгое пребывание на одном и том же месте – это настоящее разорение для окрестных жителей. Во-вторых, чем чаще появляешься на глазах у подданных, тем больше шансов, что тебя не забудут, и что кто-нибудь из представителей региональной знати не выдвинет антикороля.

Важнейшая аксиома средневековых монархических институтов – все правительственные учреждения выросли из дворцового ведомства. Первоначально до XI-XII веков эти ведомства смешаны. Они смешаны по функциям. Трудно определить какие-либо определенные учреждения. Отдельные слуги, отдельные вельможи занимаются разными функциями. И только лишь с течением времени идет кристаллизация этих полномочий.

Во дворце хранится королевский гардероб, вооружение, сокровищница. Примитивнее и ярче всего это представлено на примерах франкских королей, когда эти короли разъезжают в сопровождении сундуков, набитых королевской сокровищницей, гардеробом и оружием.

В XI-XII вв. намечаются перемены. Считается, что эти перемены идут с севера, со стороны Нормандии и Фландрии. В практике у норманнских герцогов и фландрских графов впервые появится обычай отделять королевскую сокровищницу от публичных финансов, от той финансовой палаты, куда поступают текущие налоги. Отныне королевская сокровищница это королевская камера короля. А финансовая палата, т.е. казначейство – это так называемые публичные финансы, сюда стекаются текущие доходы.

Наиболее наглядно подобное разделение будет осуществлено в Англии. Это разделение будет осуществлено Вильгельмом Завоевателем, после того, как норманны завоюют Лондон в середине XI века.

В те же столетия кристаллизуется и главный совещательный орган при особе любого европейского монарха - королевская курия и королевский совет. Формально этот совет обнимал всех самых знатных вассалов королевства. Это прежде всего вассалы, которые пользовались наибольшим авторитетом.

Одна на стыке XI-XII веков в этой курии тоже происходят примечательные перемены. Выделяется большой и малый королевский совет. Большой – это время от времени созываемая большая курия, большое представительство вассалов. На этих сессиях решаются все наиболее крупные проблемы: начинать войну, заключать мир, бракосочетание старшей дочери или старшего сына, наследника престола.

Малый совет – это рабочий орган, он постоянно действующий. Представлен высшими чинами королевской канцелярии. Прежде всего канцлер – тот, кто вдет делопроизводство, а также его помощники, мелкие клерки. Чуть позже, к концу XIII века, выделяется суд. Суд чаще всего именовался королевским двором, потому что первоначально, в раннее средневековье все важнейшие судебные вердикты провозглашались в кругу собравшихся вассалов во дворе королевской резиденции. Королевский двор, королевский суд, суд королевского двора.

В Англии, во Франции, в немецких землях этот переворот мы наблюдаем на стыке XIII-XIV веков.

Социальный состав служащих: Что касается канцелярии и казначейства, т.е. тех учреждений, где необходима была письменная культура и грамотность, здесь целиком и полностью доминировали клирики.

Остальные должности – это либо ближайшие друзья короля, либо его младшие вассалы.

В XIII в. двор окончательно кристаллизуется как совокупность 3-х важнейших функций.

Функция 1 – хозяйственная служба государю, двор организует повседневную жизнь монарха, кормит его и обслуживает.

Функция 2 – административная. При дворе концентрируются высшие правительственные инстанции, учреждения.

Функция 3 – представительная. Двор, особенно двор в качестве королевской курии, это собрание знати, это форум наиболее представительных чинов королевства. Иными словами двор отражает достоинства и самого монарха и его вассалов.

На базе этой функциональной дифференциации в позднее средневековье, в XIV-XV вв. будут развернуты отдельные, более-менее автономные учреждения, возникнет то, что мы называем бюрократией.

На местах люди сидели на кормлении. Королевские чиновники – это кормленщики. Местная власть будет представлена графами, управляющими отдельными округами. Графами в городах, т.е. королевскими наместниками в городах.

В XIII в. особенными уполномоченными короля, которых во Франции называли байи (?), а в Англии – шерифами. В руках их концентрируется полнота административной и судебной власти. Они происходят из рядов низшего рыцарства.

Итоги. Меняли ли все эти процессы природу королевской власти и природу средневекового общества? Нет. Монархия и институт монархического управления целиком и полностью были основаны на семейном праве короля. Были интегрированы в родовое семейное право, были подвержены принципам семейных отношений. Поэтому говорить о том, что в средние века, в XII-XIII вв., возникнет так называемое протосовременное государство, так говорить нельзя. Не было гражданского общества. Общество было представлено лишь отдельными сословными чинами. Не было общегражданского права. Власть была неотторжима от общесемейных и родовых принципов. Поэтому говорить о том, что Киевская Русь – это государство, или Галицко-Волынская земля – это государство, или Бургундское герцогство в XV в. – это государство или же Королевство Франция в XIII в. – это государство, это полная чушь. Это не государственное образование. Это лишь совокупность определенных мотивов, определенных статусов, которые абсолютно не имеют ничего общество не с принципами современного государственного суверенитета, не с принципами современного разделения функций, отделения общества от государства.

№5. Франкское королевство Меровингов. (486-751 гг.)

Источники:

Нарративные, повествовательные источникиэто хроники. Важнейшими хрониками для нашего периода могут выступать 2 памятника. Это Хроника епископа Турского Григория. Главная его работа «История франков» (главнейшим источником для истории Меровингов до 591 г). Чуть позже, к началу 8 века источник другого рода, более упорядоченный, более регулярный. Это официоз Франкского королевства, Анналы королей франков, своего рода официальная хроника, которая подробно фиксировала все важнейшие события. Эта хроника несомненно цензированная, прошедшая соответствующую редактуру. В этой хронике отражены прежде всего успехи франкского оружия, а также духовные подвиги франкских королей.

Документальные источники. Важнейшие из них тексты варварских правд. Для нас самой важной является Салическая правда (нач. 6 в.), или правда так называемых салических франков. Это те франки, которые жили на берегу Северного моря. Это важнейший документальный источник по истории общественного быта франков, вообще по истории общественного быта варваров (так называемые «темные века»).

Помимо Салической правды встречается множество других варварских док. источников. Это Баварская правда, или закон Баваров, закон Алеманов, закон швабов и множество других.

Эдикты и капитулярии франкских королей. Эти капитулы, которые часто в позднейших списках дошли до нас, являются очень важным источником для реконструкции франкской социальной организации.

Внешняя история:

Самую большую роль из германских государств пришлось сыграть государству франков. В первый раз название франков встречается около половины III века. В IV веке франки жили к югу от устьев Рейна и нижнего Мааса, где с ними боролся император Юлиан, тогда еще начальник войск в Галлии. В половине V века франки уже распространились на юг до р. Соммы. На востоке граница их шла по нижнему и среднему Рейну. Франкское племя распадалось на две главных ветви: салических франков, или салиев, живших на северо-западе и имевших главное значение в истории франков, и рипуарских франков на юго-востоке, у среднего Рейна.

Вначале франки, как и другие германские народы, имели несколько правителей, конунгов. Мало-помалу среди салиев выделилась фамилия Меровингов. Основателем единого, сильного франкского государства явился Меровинг Хлодвиг (481—511).

Римские владения между Соммой и Луарой были отрезаны от императорских владений германскими племенами, наместник Сиагрий почти самостоятельно правил этой областью. Хлодвиг в битве при Суассоне (486 г. – основание Франского королевства) разбил Сиагрия и присоединил его область, т. е. страну на юг до Луары. Открыв затем военные действия на востоке против алеманов, живших по среднему и нижнему Рейну, Хлодвиг нанес и им сильное поражение, после которого часть алеманов признала свою зависимость от Хлодвига.

После победоносной войны с вестготским королевством, которое, как мы знаем, занимало юго-запад Галлии и часть Пиренейского полуострова, Хлодвиг присоединил область от Луары до Гаронны. После войны с бургундским королем на юго-востоке Галлии Бургундия также признала зависимость от Хлодвига.

Когда Хлодвиг производил свои завоевания, византийский император Анастасий I пожаловал его почетным званием консула и этим самым в глазах галльского населения как бы подтвердил власть Хлодвига во вновь завоеванных областях. 507 г. - Битва при Пуатье, разгром вестготов салическими франками. Завоевание Аквитании

К концу своего правления Хлодвигу удалось объединить под своею властью другие франкские племена, так что в момент своей смерти в 511 году он оставил своим наследникам обширное, сильное, объединенное христианское государство.

При приемниках Хлодвига Франкская держава распадалась на несколько кусков. Выделилось 4 области: Нейстрия на западе, по обеим сторонам Сены; Австразия на востоке, по обеим сторонам Рейна; Бургундия на юго-востоке, по Роне и Соне, и Аквитания на юго-западе, между Луарой и Пиренеями.

Королевский центр и последнее поколение Меравингских властителей очень часто именуются во франкской традиции поколением ленивых королей. Их авторитет невысок, реальная сила и полномочия переходят к начальникам провинций, тем людям, которые именуются майор-домы, т.е. старшие по дому, начальники королевского поместья.

Острое противостояние между Австразией, Нейстрией и Бургундией в конце 7 века. Победителем в этом противостоянии выступают майор-домы Австразии, представители новой династии знати, представители Каролингов. В середине 8 века наступают решающие перемена. Один из австразийских майордомов Карл в первой половине 8 века громит мусульманские полчища в южной Франции, он дает отпор марвитанскому вторжению. Так называемая первая битва при Пуатье. Позже за это в христианской традиции он получит прозвище Карл Молот. В середине 8 века при регентстве сына Карла Мартелла (молота) Пипина Короткого происходит форменный переворот. Пипин Короткий испрашивает у римского Папы права на Франкский престол, говоря о том, что реальным властителем во Франкской державе является именно он. Папа Стефан дает утвердительный ответ на запрос Пипина и в 50-е годы 8 века, 751 год, происходит смена династий. Меровинги уступают дорогу Каролингам.

Внутренняя история:

В земледелии, которое явл. основн. занятием(в 6в. ) господств. двухполье. В этот пер. у франков была развитая частная, свободно-отчужд. собственность на движ. им-во. Но такой собств. на землю не было. Фр. общины предст. собой разные по размеру поселения, состоявшие из родств. семей. В 9 главе Салической правды(об аллодах) говор., что земельное наследство, в отлич. от движ. им-ва наследовалось только по мужск. линии. Глава о переселенцах гласит, что перейти из одной деревни в др. можно лишь при полном согласии жителей последней. Община правды была в 5-6в. переходным этапом от большесемейной земледельческой (где была коллект. собственность рода на землю) к соседской общине-марке, в кот. гоподств. индивид. собств. малых семей на надельную пахотную землю и общины на поля, луга и т. п. Чел., желающий отказаться от родства долж. был публично отказаться от соприсяжничества, от вергельда, от наследства и др. отношений с родичами. Соц. расслоение проявляется в разных размерах вергельда: для простых свободн. франков-200с., для королев. дружинников(антрустионов)-600с., для полусвободн.(литов)-100с., для рабов-ничего. Франк.гос-во уже в VII в.приобрет.хар-р раннефеод. Органы управы, присущие родоплем. Строю уступили место власти воен. вождя, ставшего королем. Его власть основ. на том, что он был крупнейш. земельн. собственником и стоял во главе лично преданной ему дружины. Королевская власть при Хлодвиге очень усиливается; вместе с тем исчезают прежние народные собрания, которые не подходили уже к разросшимся размерам франкского государства. Король стал не только сильным своею властью, но и самым богатым человеком в государстве, так как новые завоеванные земли поступили в личное его владение, что сделало его самым крупным землевладельцем. Для совещания о делах король созывал собрания своих главных представителей (магнатов), светских и духовных; но созыв таких собраний для короля не был обязателен. При короле находились его дружинники - антрустионы; в духовенстве главное значение имели епископы. Для управления областями (графствами) королем назначались графы, которые всецело от него зависели. Для королевского двора, дворца (palatium), не было пока еще определенного места, и он переезжал из одного города в другой.

«Мартовские поля» – ежегодные военные смотры (не имели серьёз.полит.знач-я). Собрание виднейших магнатов. «Сотни» из подразделений племени у древн. франков превратились в террит. административные единицы. Управление графством наход. в руках королевск. долж. лица-графа. В сотнях же были еще собрания всех свободных людей во главе с выборным лицом – тунгином (или рахинбургом). Полнее всего сохранилось самоуправление в деревенской общине, кот. на сельских сходах выбирала должностных лиц, вела суд по мелким делам, следила за соблюдением обычаев. Стираются границы меж гало-рим.и герм.населением. При сын.Хлодвига-ослабл-е кор.власти(раздали все земли).Дробление Фр. гос-ва круп. землевладельцами. В 7в. в составе Фр. гос-ва выделяются: Нейстрия (сев.-зап. Галлия с центром в Париже); Австразия (сев.-вост. часть Фр. королевства); Бургундия (тер. бывшего кор-ва бургундов); Аквитания(юго-запад).Различие в этносе,соц.строе и степени феодализации. Обл.слабо связаны экономически. Короли из дома Меровингов соперничали. В конц. 7в. власть во всех сосредоточ. в руках майордомов (главы королевск. дворцовых управ, затем крупн. землевлад-цы).Короли смещались по их воле.

Закон:

При Хлодвиге Салическая правда. Четыре сословия: 1) свободные, 2) полусвободные (литы), 3) рабы и 4) римляне, т. е. вновь покоренное население Галлии. Главным наказанием за преступление служил денежный штраф, так называемая вира (вергельд);

Меровинги относятся к своему королевству как к личной собственности. Это домашняя собственность монарха, собственность королевской семьи. Франкские монархи относятся к своему королевству как к личному имуществу, которое подлежит семейному разделу, его можно разделить, обменять, заложить. Это чисто семейный взгляд на государственную собственность. Прямое следствие: частые династические разделы и наличие удельного права.

Одновременно с этим, отношение к территории, которой правишь, как к продукту личной добродетели, личной славы. Это то, что принадлежит роду, и то, что нельзя отнять у рода. Это родовая, исключительно частная принадлежность и собственность, в языке франкских терминов, записанных на поросячьей латыни, чаще всего начинает ___ровать под термином аллод. Аллод – безусловная частная, родовая собственность прежде всего на владение землей. То, что досталось по праву личной воинской отваги, и то, что принадлежит только лишь потомкам первого достойного мужа. Поэтому Франкское королевство выглядит исключительно персонифицированным, связанное с Галлией. Франкское королевство – это род Меровингов, он неотторжим от Галлии, Галлия неотторжима от Меровингов.

Крайне архаичная система управления. Множество придворных должностей. В источниках фигурирует термин палатиум – королевский дворец. По большому счету это всего лишь личные слуги самого короля. Им он дает разовые, а потом систематические поручения. Эти люди с течением времени становятся важными лицами структуры административного управления. Административное управление – громко сказано, двор короля кочевой. Сезонные кочевья. Обычно осень любили проводить в северной Галлии, зиму – в южной Галлии. В течение года странствовали между несколькими десятками крупных резиденций.

Образ жизни франкских королей, по большому счету, сельский образ жизни. Этот сельский мир будет еще долго доминировать в структурах средневекового общества.

Чиновники на местах, так называемые графы, это германский термин, его не знает римская традиция. Граф – начальник общинного суда. Первоначально это судебные приставы, судебные чиновники. Они председательствуют на общинных судах и следят за исполнением королевских эдиктов. Реальная власть на местах принадлежит знати. Это магнаты, принцепсы.

Главная задача короля – установить персональный контакт между собой и лидерами этой региональной знати. Отсюда кочевой образ жизни, чтоб его не забыли.

При приемниках Хлодвига кризис Франкского королевства (отсутствие харизмы у правителей, которая напрямую была связана с родовыми отношениями) и смена династии.

На низовом уровне это господство сельского хозяйства, господство аграрного сектора над городским. Этот мир вращался вокруг больших и малых аллодов, той частной земельной собственности, которая была в руках у местных магнатов, местных начальников, хозяев местной территории. Усадьбы иногда большие, иногда не очень, вбирала в себя абсолютно все функции общественной жизни. Это и религиозная сфера, рядом находится капелла, здесь можно справлять богослужения. Это хозяйственная сфера. Местный хозяин – аллодист, он прямо заинтересован в хороших доходах со своих аллодов, это мир большой семьи, той самой большой семьи, которой жило варварское общество и до этого и спустя столетия.

Салическая правда лучше всего показывает все эти структуры, все эти характерные элементы.

Наши рекомендации