Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.

Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.

После первой заокеанской экспедиции Христофора Колумба в 1492 года началось завоевание и колонизация Западного полушария европейцами. Основные территории Южной и Центральной Америки и Мексика в конце XV – первой половине XVI в. вошли в состав первых колониальных империй Испании и Португалии. Трехвековой колониальный период (до начала XIX в.) означала нарушение естественного хода развития традиционного индейского общества. Древние индейские цивилизации были уничтожены. Значительная часть местного индейского населения подверглась беспощадному истреблению.

В результате взаимодействия разнородных в расово-этническом и культурном отношении элементов латиноамериканское общество формировалось как смешанное, стало своеобразным этнокультурным симбиозом.

В Америке и Вест-Индии португальские, голландские, французские и особенно английские колонизаторы развернули плантационное хозяйство. Африка превратилась в кровавую арену охоты на чернокожих рабов, которых миллионами вывозили через Атлантический океан для работы на хлопковых полях.

Работорговля в Африке была известна еще в глубокой древности. Из Тропической Африки, с острова Занзибар небольшие партии рабов вывозили в страны Ближнего и Среднего Востока, Египет, Индию. С VIII в. работорговля оказалась в руках арабских купцов. Рабами становились военнопленные, жертвы долговой зависимости и др. Рабы занимались сельским хозяйством, ремеслом, использовались на тяжелых строительных работах. По некоторым данным, около миллиона белых людей в разное время оказывались в рабстве.

В эпоху колониализма, «первоначального накопления капитала» размер и характер работорговли резко изменились. Первыми на лиссабонский рынок вывезли рабов португальцы в 1442 году, но до открытия Нового Света работорговля носила еще ограниченный характер. Под покровительством папы римского Александра IV было подписано в 1494 году Тардесильясское соглашение. Португалии «досталась» огромная территория от Бразилии до Юго-Восточной Азии, Испании – Америка и бассейн Тихого океана. Работорговлей занимались испанские дворяне и церковь. В XVII в. основными участниками атлантической работорговли становятся англичане, французы, а также голландцы, датчане и ганзейские купцы германских городов. «Золотым веком» европейской работорговли стал XVIII век.

Рабов вывозили в основном из внутренних районов Западной Африки, бассейна реки Конго, Анголы, Мозамбика. Миллионы умирали от голода и нечеловеческого обращения во время длительных перевозок на невольничьих кораблях, в перевалочных пунктах и тюрьмах, под ударами надсмотрщиков. Сами европейцы обычно не занимались поимкой будущих рабов. Их работорговцы скупали у местных африканских правителей в обмен на оружие, алкогольные напитки и разный хлам. Для Америки работорговля была важнейшим источником плантационного хозяйства, дававшего на экспорт сахарный тростник, кофе, табак и другие товары в Европу.

Европейская и арабская работорговля нанесла Африке невосполнимый урон. Нарушался демографический баланс, так как вывозилась наиболее работоспособная часть мужского и женского населения. Изъятие рабочей силы сказывалось на нормальном историческом и социально-экономическом развитии континента. По оценкам ученых, из Африки было вывезено около 100 млн. человек.

Реформа высших органов управления

Негласный комитет

Негласный комитет - неофициальный совещательный орган 1801-1803 при Александре I из его сподвижников-членов бывшего Кружка молодых друзей (Строганов П.А., Чарторыйский Е.А., Кочубей В.П., Новосильцев Н.Н.). Потерпев неудачу в проведении реформ через Непременный совет, царь решил опираться при подготовке реформ не на высших сановников, а лишь на своих молодых друзей. Комитет не имел статуса официального государственного органа, но на него возлагалась задача составления проекта реформ в России, подготовки законопроектов.

Государственный совет

Государственный совет состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарём был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

Сенат

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

Святейший Синод

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

Министерская реформа

8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:

· иностранных дел,

· военных сухопутных сил,

· морских сил,

· внутренних дел,

· финансов,

· юстиции,

· коммерции,

· и народного просвещения.

Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года — «Общее учреждение министерств».

Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:

· внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;

· устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;

· государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;

· устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;

· устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.

Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.

Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба

В конце 1808 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору.

Задача плана — модернизировать и европеизировать государственное управление путём введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Сословия:

1. дворянство имеет гражданские и политические права;

2. «среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.

3. «народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

Разделение властей:

· законодательные органы:

· Государственная дума

· губернские думы

· окружные думы

· волостные думы

исполнительные органы:

· Министерства

· губернские

· окружные

· волостные

судебные органы:

· Сенат

· губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)

· окружные (гражданские и уголовные дела).

Выборы — четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии.

При императоре создаётся Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти:

сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре.

министры назначаются императором.

состав Сената назначается императором.

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

Однако 1 января 1810 года был учреждён Государственный совет по плану Сперанского.

12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года были преобразованы министерства.

К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената, а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет.

Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.

2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Таким образом из трёх отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

Финансовая реформа

По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций.

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные).

2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года — увеличение всех налогов.

Реформа в области образования

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования:

· бессословность учебных заведений;

· бесплатность обучения на низших его ступенях;

· преемственность учебных программ.

· Уровни системы образования:

· университет

· гимназия в губернском городе

· уездные училища

· одноклассное приходское училище.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.

Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.

В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

Внутренняя политика

Самые первые его шаги после коронации были весьма либеральными. Из ссылки был возвращён поэт А. С. Пушкин.

Важнейшим направлением его внутренней политики стала централизация власти. Для осуществления задач политического сыска в июле 1826 года был создан постоянный орган — Третье отделение личной канцелярии — секретная служба, обладавшая значительными полномочиями, начальник которой (с 1827 года) одновременно был шефом жандармов.

Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй — невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество; были воссоединены с православием униаты Белоруссии и Волыни (1839).

Крестьянский вопрос

В его царствование проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан «указ об обязанных крестьянах», ставшие фундаментом отмены крепостного права. Однако полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось.

Впервые была начата программа массового крестьянского образования. Число крестьянских школ в стране увеличилось со всего лишь 60 школ, где училось 1500 учеников, в 1838 году, до 2551 школы, где училось 111 000 учеников, в 1856 г. [31]. В этот же период было открыто много технических училищ и вузов — по существу, была создана система профессионального начального и среднего образования страны.

Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы. По мнению экономических историков, этому способствовала протекционистская политика, проводившаяся в течение всего царствования Николая I.

Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава.

Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза.

Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию, пытавшуюся освободиться от гнёта со стороны Австрии; в результате был спасён трон Франца Иосифа.

Россия при Николае I отказалась от планов по разделу Османской империи, которые обсуждались при предыдущих царях (Екатерине II и Павле I), и начала проводить совершенно иную политику на Балканах — политику защиты православного населения и обеспечение его религиозных и гражданских прав, вплоть до политической независимости.

В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817—1864, Русско-персидской войне 1826—1828, Русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-1856.

Земская реформа

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления . Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.

После первой заокеанской экспедиции Христофора Колумба в 1492 года началось завоевание и колонизация Западного полушария европейцами. Основные территории Южной и Центральной Америки и Мексика в конце XV – первой половине XVI в. вошли в состав первых колониальных империй Испании и Португалии. Трехвековой колониальный период (до начала XIX в.) означала нарушение естественного хода развития традиционного индейского общества. Древние индейские цивилизации были уничтожены. Значительная часть местного индейского населения подверглась беспощадному истреблению.

В результате взаимодействия разнородных в расово-этническом и культурном отношении элементов латиноамериканское общество формировалось как смешанное, стало своеобразным этнокультурным симбиозом.

В Америке и Вест-Индии португальские, голландские, французские и особенно английские колонизаторы развернули плантационное хозяйство. Африка превратилась в кровавую арену охоты на чернокожих рабов, которых миллионами вывозили через Атлантический океан для работы на хлопковых полях.

Работорговля в Африке была известна еще в глубокой древности. Из Тропической Африки, с острова Занзибар небольшие партии рабов вывозили в страны Ближнего и Среднего Востока, Египет, Индию. С VIII в. работорговля оказалась в руках арабских купцов. Рабами становились военнопленные, жертвы долговой зависимости и др. Рабы занимались сельским хозяйством, ремеслом, использовались на тяжелых строительных работах. По некоторым данным, около миллиона белых людей в разное время оказывались в рабстве.

В эпоху колониализма, «первоначального накопления капитала» размер и характер работорговли резко изменились. Первыми на лиссабонский рынок вывезли рабов португальцы в 1442 году, но до открытия Нового Света работорговля носила еще ограниченный характер. Под покровительством папы римского Александра IV было подписано в 1494 году Тардесильясское соглашение. Португалии «досталась» огромная территория от Бразилии до Юго-Восточной Азии, Испании – Америка и бассейн Тихого океана. Работорговлей занимались испанские дворяне и церковь. В XVII в. основными участниками атлантической работорговли становятся англичане, французы, а также голландцы, датчане и ганзейские купцы германских городов. «Золотым веком» европейской работорговли стал XVIII век.

Рабов вывозили в основном из внутренних районов Западной Африки, бассейна реки Конго, Анголы, Мозамбика. Миллионы умирали от голода и нечеловеческого обращения во время длительных перевозок на невольничьих кораблях, в перевалочных пунктах и тюрьмах, под ударами надсмотрщиков. Сами европейцы обычно не занимались поимкой будущих рабов. Их работорговцы скупали у местных африканских правителей в обмен на оружие, алкогольные напитки и разный хлам. Для Америки работорговля была важнейшим источником плантационного хозяйства, дававшего на экспорт сахарный тростник, кофе, табак и другие товары в Европу.

Европейская и арабская работорговля нанесла Африке невосполнимый урон. Нарушался демографический баланс, так как вывозилась наиболее работоспособная часть мужского и женского населения. Изъятие рабочей силы сказывалось на нормальном историческом и социально-экономическом развитии континента. По оценкам ученых, из Африки было вывезено около 100 млн. человек.

Наши рекомендации