Iii. язык и этикет общения с инвалидами

Само понятие инвалид, инвалидный, инвалидность наводит на мысль об отклонении от нормы, в качестве которой выступает здоровье; обычно говорят: «инвалиды и здоровые». На самом деле инвалидность - это не всегда следствие заболевания, поэтому правильнее было бы противопоставлять инвалидов и неинвалидов.

 
  Iii. язык и этикет общения с инвалидами - student2.ru

ПРАВИЛА КОРРЕКТНОГО ЯЗЫКА

Используйте Избегайте
Инвалид, человек, имеющий инвалидность, люди, имеющие инвалидность, инвалиды Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный (никогда!)
Человек, не имеющий инвалидности, обычный, типичный человек Нормальный, здоровый
Человек, использующий инвалидную коляску Прикованный к инвалидной коляске
Врожденная инвалидность Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП (или другое) Жертва ДЦП
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита
Люди (человек), имеющие умственную отсталость. Ребенок с задержкой в развитии. Человек с задержкой в развитии. Отсталый, умственно неполноценный, «тормоз» (никогда!), слабоумный, умственно отсталые люди
Человек с синдромом Дауна Даун, монголоид (никогда!)
Человек с эпилепсией Люди, подверженные припадкам Люди, подверженные эпилептическим припадкам Эпилептик, припадочный
Люди, имеющие душевную болезнь Люди с душевным или эмоциональным расстройством Сумасшедший, псих
Слепой человек Плохо видящий человек Человек, который плохо слышит Глухой человек Глухой (глухота - это культурное явление, в данном случае слово должно быть в кавычках) Слепой, как крот (никогда!), глухонемой, глухой, как пень
Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи Немой

Акцент на языке отражает основной принцип социальной работы с инвалидами. В социальной работе очень важно фокусироваться не на проблеме, а на человеке, с его возможностями и условиями социального окружения. Именно на таком принципе основана так называемая нондискриминационная практика работы с инвалидами.

 
 
Нондискриминационная практика   Акцент- не на болезни, а на человеке и социальных условиях.

Сотрудничая с общественными организациями инвалидов, социальным работникам и другим сотрудникам социальных служб было бы полезно следовать некоторым простым рекомендациям относительно того, как вести работу с проблемами инвалидов, взаимодействовать с людьми, имеющими ограниченные возможности.

ОБЩЕНИЕ С ЧЕЛОВЕКОМ В ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ:

· при разговоре обращайтесь непосредственно к человеку.

· если в разговоре принимает участие несколько собеседников, обращайтесь лично к человеку в инвалидной коляске, чтобы не исключить его из общения.

· если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь.

· человек в инвалидной коляске подскажет вам, что и как нужно сделать.

· не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать.

· наклонитесь или присядьте, расположитесь рядом на стуле, чтобы оказаться на одном уровне с инвалидной коляской.

Iii. язык и этикет общения с инвалидами - student2.ru

Существуют особенности коммуникации с людьми, имеющими ослабленный слух, зрение, особенности интеллектуального развития. Основы этикета в общении с ними (эти правила используются работниками социальных служб США. Составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности, США):

1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кто испытывает трудности с рукой или пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем интересуйтесь инструкциями.

5. Обращайтесь со взрослыми как со взрослыми. Обращайтесь к инвалидам по именам, когда подобная фамильярность демонстрируется по отношению к остальным. Никогда не проявляйте покровительство к людям, использующим инвалидную коляску, - не кладите им руку на голову или плечи, не обращайтесь уменьшительными именами.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Коляска, кресло - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Если это необходимо, задавайте короткие вопросы, которые требуют таких же коротких ответов, кивка или жеста. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Слышали об этом» тому, кому это говорить не стоило.

ОСНОВЫ ЭТИКЕТА

Основные правила этикета:

1. Любое вспомогательное приспособление (трость, инвалидная коляска, костыли и т.д.) - это чья-то собственность, которую надо уважать. Не перемещайте, не берите их, не получив разрешения.

2. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если инвалида кто-то сопровождает.

3. Фокусируйтесь не на инвалидности человека, а на нем или на проблеме, которую вы обсуждаете.

4. Если вы не знаете, что вам делать, спросите. Многие люди предпочтут скорее ответить на вопрос, чем оказаться в неудобном положении.

5. Не волнуйтесь по поводу того, как вам обратиться к инвалиду. Большинство людей, имеющих и не имеющих инвалидность, имеют имена.

6. Помните, что инвалиды интересуются теми же темами и сюжетами, как и люди, не имеющие инвалидности.

7. Говорите нормальным тоном и языком. Если кому-то нужно, чтобы Вы говорили громче, Вас об этом попросят.

8. Помните, что инвалиды, как и все люди, сами знают, что им нужно, что им нравится, не нравится, что они могут или не могут делать.

9. Инвалиды хотят участвовать в жизни общества. Убедитесь, что Ваш подход не препятствует этому.

10. Как в любом случае, связанном с вопросами этикета, когда Вы сделали ошибку, извинитесь, поправьте себя, сделайте для себя выводы и продолжайте.

Наши рекомендации