Якобинский блок и якобинская диктатура.
Якобинцы пришли к власти при помощи всех групп якобинского блока, поддержанные массами города и деревни, всеми, кто был недоволен жирондистским Конвентом. Положение как во всей Франции, так и в Париже было тяжелым и сложным: около 60 департаментов, где были влиятельны фондисты, из 83 охватил так называемый федералистский мятеж; многие города и порты (Тулон, Марсель, Лион и др.) оказались в мятежных зонах. К тому же вспыхнувшее в марте 1793 г. восстание в Вандее, направленное против Конвента, разгоралось все сильнее. Сельское хозяйство было нарушено, жирондистский Конвент призвал в армию 300 тыс. человек. В Вандее, отсталой в промышленном отношении, крестьянство находилось под влиянием дворян-монархистов, которые развязали настоящую войну против Конвента, пославшего в Вандею карательные отряды. Вначале вандейцами командовали сами крестьяне, но уже летом 1793 г. восстание взяли в свои руки дворяне-монархисты. Вандейцы не имели единой формы, они носили на груди свою эмблему из красного сукна «сердце Иисуса». Политика, которую вел якобинский Конвент через своих комиссаров, еще более разжигала борьбу. Обе стороны жгли, убивали и вешали. В том же 1793 г. восстание в основном было подавлено, но отдельные выступления вандейцев при помощи эмигрантов и англичан продолжались до 1795 г. С обеих сторон в Вандее погибли более 600 тыс. французов.
Понимая сложившееся тяжелое положение в стране, стремясь упрочить свою власть, якобинский Конвент сразу же занялся вопросами о земле и крестьянстве. Были изданы один за другим несколько аграрных декретов, некоторые уже принятые, но не осуществленные жирондистами. Так, 3 июня 1793 г. якобинский Конвент принял декрет о продаже земель эмигрантов мелкими участками с торгов тому, кто даст за нее большую сумму, и выделении по одному арпану земли (1 арпан = менее 1 десятины) на главу семьи, не имевшей ее вовсе. Но этот декрет через полтора месяца был отменен и не успел дойти до деревни.
10 июля последовал новый декрет о раздаче общинных земель, если более трети членов крестьянской общины будут за раздел. Сеньор из раздела исключался. 17 июля 1793 г. был издан декрет о безвозмездной отмене всех феодальных повинностей (несмотря на то что они отменялись несколько раз начиная с 1789 г., реально они продолжали существовать). Все протесты из-за недоимок и суды, связанные с феодальными отношениями, прекращались; подлежали сдаче и сожжению в трехмесячный срок соответствующие бумаги. Однако сжигались они не всегда, так как обычно на обратной стороне документа была указана купля-продажа земли уже в период революции, и владельцы этих купчих не сдавали. Но все повинности, связанные с владениями или арендой земли, оставались в силе. Вышеназванный документ отменял феодальные повинности, которые в большинстве случаев уже были аннулированы, и был в значительной степени декларативным, так как повинности, связанные с землей, оставались в силе. За пропаганду «аграрного закона» (т. е. требования о разделе земли) по-прежнему арестовывали и можно было попасть на гильотину. Земля могла приобретаться лишь теми, у кого были деньги. Земля начинала становиться капиталистической собственностью, которая легально продавалась и покупалась. Это, несомненно, было прогрессивным явлением.
Принятые декреты, хотя практически в жизнь и не проводились, отчасти облегчали якобинцам призывы в армию и подавление феодальных мятежей. Вопрос же о продовольствии решен не был, по-прежнему спекулировали продуктами и звонкой монетой. Продолжалось давление на Конвент и его комитеты со стороны бедноты, требовавшей не только установления максимума на необходимые товары, но и немедленного наказания спекулянтов вплоть до отправки их на гильотину. Второй максимум, введенный 29 сентября 1793 г., устанавливал твердые цены на товары первой необходимости и тем отличался от первого максимума (4 мая 1793 г.). Но и этот, второй максимум ничего не изменил, так как экономическая политика якобинцев оставалась без внимания Конвента.
В самом якобинском блоке шла поляризация сил. И «бешеные», и «левые якобинцы» стремились к углублению революции. С одной стороны, Дантон, возглавлявший Комитет общественного спасения, один из активнейших организаторов тыла и фронта в войне с коалицией, и с ним его единомышленники (Камил Демулен и др.) считали, что террор надо ограничить, за что их назвали «снисходительными»; с другой - Робеспьер и его сторонники хотели удержать твердую власть любой ценой. Постепенно революционный террор превращался в защиту личной власти Робеспьера и его группы. Особой остроты борьба группировок в якобинском блоке достигла к концу июня, сразу же после принятия новой Конституции.
Конституция 1793 г. была до некоторой степени прогрессивной для того времени, хотя и подверглась резкой критике слева. 29 июня 1793 г. Конвент принял новую Конституцию Франции, в соответствии с которой страна объявлялась республикой с однопалатным собранием, избираемым прямым всеобщим голосованием для мужчин с 21 года. Весьма расплывчато она провозглашала «всеобщее счастье», но в то же время и права народа на восстание, образование, на труд и общественную помощь калекам и обездоленным. Демократические права и свободы провозглашались чисто декларативно, без гарантий и правовых обоснований. Утверждалось и право частной собственности без уравнительных мер. Жак Ру, кюре секции Гревлье, одной из небогатых и наиболее революционных секций Парижа, выступил с резкой критикой Конституции. Против него ополчились и сторонники Робеспьера, и левые якобинцы. Конституция даже в таком виде не была осуществлена, а отложена «до конца войны», когда и якобинский Конвент уже перестал существовать.
13 июля 1793 г. был совершен террористический акт: заколот кинжалом один из активных якобинцев, член Конвента, редактор революционной газеты «Друг народа», ученый Жан Поль Марат. Работая дома в ванне, закрытой доской-столом, почечный больной Марат принял женщину по ее просьбе, якобы принесшую список врагов Кон-веита, дворянку Шарлотту Корде. Ему, безоружному, она нанесла смертельный удар кинжалом. Это, как и убийство якобинца Шалье в Лионе, и контрреволюционный террор во многих городах, вызвало усиление террора якобинцев.
Художник Луи Давид изобразил сцену убийства в картине «Смерть Марата». Отряды, шедшие на фронт, принимали присягу перед этой картиной.