Предпосылки Войны за независимость.

Война се­ве­ро­аме­ри­кан­с­ких ко­ло­ний за не­за­ви­си­мость (1775-1783) яви­лась за­ко­но­мер­ным ре­зуль­та­том тех слож­ных про­цес­сов, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли как в Аме­ри­ке, так и в са­мой Ан­г­лии. К се­ре­ди­не XVI­II в. ко­ло­нии зна­чи­тель­но вы­рос­ли в хо­зяй­ст­вен­ном от­но­ше­нии, на­ла­жи­ва­лась внут­рен­няя тор­гов­ля, пре­одо­ле­ва­лись бы­лая эко­но­ми­чес­кая ра­зоб­щен­ность и зам­к­ну­тость. По су­щес­т­ву, они уже не за­ви­се­ли от пос­та­вок мет­ро­по­лии, так как име­ли соб­с­т­вен­ный флот, не­ис­чер­па­емые за­па­сы ле­са и пло­до­род­ных зе­мель; план­та­то­ры про­из­во­ди­ли про­дук­цию на эк­с­порт - та­бак, рис, ин­ди­го; де­ла­лись по­пыт­ки раз­во­дить хло­пок. Зна­чи­тель­но вы­рос­ло на­се­ле­ние: так, ес­ли в 1688 г. там про­жи­ва­ло око­ло 200 тыс. че­ло­век, то в 1775 г.- свы­ше 2,7 млн., вклю­чая нег­ров-ра­бов, сос­тав­ляв­ших 18% жи­те­лей. Хо­тя ко­ло­нии при­над­ле­жа­ли Ан­г­лии, ту­да эмиг­ри­ро­ва­ли поч­ти из всех стран Ев­ро­пы, и по­дав­ля­ющее боль­шин­с­т­во им­миг­ран­тов от­но­си­лось к тру­до­во­му на­се­ле­нию, глав­ным об­ра­зом, Ир­лан­дии и Гер­ма­нии.

Показателем со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия ко­ло­ний стал рост пор­то­вых го­ро­дов, яв­ляв­ших­ся цен­т­ра­ми внут­рен­ней и внеш­ней тор­гов­ли,- Бос­то­на, Нью-Йор­ка, Фи­ла­дель­фии, Бал­ти­мо­ра, Чар­л­с­то­на и др. Раз­ви­ва­лись об­ра­зо­ва­ние и куль­ту­ра, с на­ча­ла XVI­II в. в ко­ло­ни­ях ста­ли вы­хо­дить соб­с­т­вен­ные га­зе­ты, по­яви­лись об­щес­т­вен­ные и час­т­ные шко­лы и кол­лед­жи. На ба­зе ко­ло­ни­аль­ных кол­лед­жей вы­рос­ли та­кие все­мир­но из­вес­т­ные аме­ри­кан­с­кие уни­вер­си­те­ты, как Гар­вар­д­с­кий­, Йель­с­кий­, Прин­с­тон­с­кий­, Ко­лум­бий­ский. К кон­цу ко­ло­ни­аль­но­го пе­ри­ода вы­рос­ла пле­яда вы­да­ющих­ся мыс­ли­те­лей­, де­яте­лей аме­ри­кан­с­ко­го Прос­ве­ще­ния - та­ких, как Бен­д­жа­мин Фран­к­лин, То­мас Джеф­фер­сон, Джон Ада­ме, Джеймс Мэ­ди­сон и ряд дру­гих. Все это го­во­ри­ло не толь­ко о ма­те­ри­аль­ных воз­мож­нос­тях, но и о ду­хов­ном по­тен­ци­але рас­ту­щей на­ции.

В XVII в., ког­да ко­ло­нис­ты боль­ше все­го нуж­да­лись в опе­ке мет­ро­по­лии, она бы­ла пог­ло­ще­на ре­ше­ни­ем сво­их внут­рен­них проб­лем (борь­ба ко­ро­ля и пар­ла­мен­та, ре­во­лю­ция, рес­тав­ра­ция Стю­ар­тов). В XVI­II сто­ле­тии все по­лу­чи­лось на­обо­рот. Ко­ло­нии соз­ре­ли для не­за­ви­си­мос­ти, но Ве­ли­коб­ри­та­ния, ста­би­ли­зи­ро­вав­ша­яся внут­рен­не и по­бе­див­шая Фран­цию в Се­ми­лет­ней вой­не 1756-1763 гг., ста­ла пол­нов­лас­т­ной хо­зяй­кой Се­вер­ной Аме­ри­ки, при­со­еди­нив Ка­на­ду и дру­гие фран­цуз­с­кие вла­де­ния.

Попытки мет­ро­по­лии ог­ра­ни­чить сво­бо­ду пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­ва в ко­ло­ни­ях и под­чи­нить его сво­им ин­те­ре­сам соз­да­ва­ли эко­но­ми­чес­кие пред­по­сыл­ки Вой­ны за не­за­ви­си­мость. Во вто­рой по­ло­ви­не XVII и в пер­вых де­ся­ти­ле­ти­ях XVI­II в. бы­ла из­да­на се­рия пар­ла­мен­т­с­ких ак­тов, рег­ла­мен­ти­ро­вав­ших внеш­нюю тор­гов­лю ко­ло­ний. Зап­ре­ща­лось сво­бод­но тор­го­вать с дру­ги­ми мор­с­ки­ми дер­жа­ва­ми, а так­же раз­ви­вать в ко­ло­ни­ях об­ра­ба­ты­ва­ющую про­мыш­лен­ность. Но уда­лен­ность Се­вер­ной Аме­ри­ки де­ла­ла та­кие зап­ре­ты ма­ло­эф­фек­тив­ны­ми, их уда­ва­лось об­хо­дить.

Закон 1763 г., зап­ре­щав­ший са­мо­воль­но пе­ре­се­лять­ся на за­пад, за Ап­па­лач­с­кие го­ры, дол­жен был удер­жи­вать ко­ло­нис­тов в оп­ре­де­лен­ных ад­ми­нис­т­ра­тив­ных гра­ни­цах зе­мель­ной мо­но­по­лии ко­ро­ля и лор­дов-соб­с­т­вен­ни­ков, пы­тав­ших­ся уве­ли­чить квит­рен­ту. Кро­ме то­го, бри­тан­с­кое пра­ви­тель­с­т­во оза­бо­ти­лось по­ис­ка­ми средств для со­дер­жа­ния раз­рос­ше­го­ся уп­рав­лен­чес­ко­го ап­па­ра­та ко­ло­ни­аль­ной им­пе­рии и раз­ме­щав­ших­ся там войск. Для это­го в 1764 г. вво­ди­лись но­вые та­мо­жен­ные пош­ли­ны на ряд то­ва­ров. Ак­том 1765 г. пре­дус­мат­ри­ва­лось рас­к­вар­ти­ро­ва­ние в Аме­ри­ке 10 тыс. сол­дат ре­гу­ляр­ной ар­мии, а для пок­ры­тия рас­хо­дов на них в том же го­ду был при­нят акт о гер­бо­вом сбо­ре.

В от­ли­чие от преж­них пос­та­нов­ле­ний дан­ный за­кон ка­сал­ся прак­ти­чес­ки всех ко­ло­нис­тов, так как гер­бо­вой пош­ли­ной об­ла­га­лись офор­м­ле­ние лю­бых до­ку­мен­тов и вы­пуск пе­чат­ных из­да­ний. При­ня­тие его пар­ла­мен­том выз­ва­ло пер­вую бур­ную вспыш­ку про­тес­та в ко­ло­ни­ях. Дви­же­ние про­тив гер­бо­во­го сбо­ра про­хо­ди­ло под ло­зун­гом «ни­ка­ких на­ло­гов без пред­с­та­ви­тель­с­т­ва». Ко­ло­нис­тов воз­му­ща­ла не тя­жесть на­ло­га (он не был ра­зо­ри­тель­ным), а сам факт его вве­де­ния пар­ла­мен­том, в ко­то­ром от­сут­с­т­во­ва­ли пред­с­та­ви­те­ли се­ве­ро­аме­ри­кан­с­ких ко­ло­ний. Впер­вые в аме­ри­кан­с­кой ис­то­рии на­элек­т­ри­зо­ван­ные мас­сы выш­ли на ули­цы го­ро­дов. Ра­ди­каль­но нас­т­ро­ен­ные ко­ло­нис­ты раз­вер­ну­ли ан­ти­ан­г­лий­скую аги­та­цию, соз­дав по­до­бие по­ли­ти­чес­ких клу­бов под наз­ва­ни­ем «Сы­ны сво­бо­ды». Уг­ро­за­ми и де­мон­с­т­ра­ци­ей си­лы они сры­ва­ли ис­пол­не­ние ак­та о гер­бо­вом сбо­ре, не дав ни од­но­му сбор­щи­ку прис­ту­пить к сво­им обя­зан­нос­тям.

Одновременно уси­ли­ва­лось аг­рар­ное дви­же­ние про­тив фе­одаль­ных по­вин­нос­тей­, при­няв­ших осо­бен­но боль­шой раз­мах в ко­ло­ни­ях Нью-Йорк, Се­вер­ная и Юж­ная Ка­ро­ли­на. Вой­скам, раз­б­ро­сан­ным по всей тер­ри­то­рии ко­ло­ний­, не уда­ва­лось зак­рыть за­пад­ную гра­ни­цу от скват­те­ров. В на­ча­ле 70-х го­дов XVI­II в. раз­вер­ну­лась пар­ти­зан­с­кая борь­ба у Зе­ле­ных гор, ко­то­рые бы­ли тог­да приг­ра­нич­ным рай­оном те­пе­реш­не­го шта­та Вер­монт. Фер­ме­ры и сель­с­кое на­се­ле­ние, на­ря­ду с час­тью го­ро­жан, сос­та­ви­ли ос­нов­ную мас­су бу­ду­щих бор­цов за не­за­ви­си­мость, хо­тя си­лы тех и дру­гих еще бы­ли ра­зоб­ще­ны.

Гербовый сбор был за­ме­нен но­вы­ми та­мо­жен­ны­ми пош­ли­на­ми, но это не внес­ло ус­по­ко­ения в ко­ло­нии. В Бос­то­не 5 мар­та 1770 г. про­изош­ло стол­к­но­ве­ние го­ро­жан с бри­тан­с­ки­ми сол­да­та­ми, ко­то­рые, обо­ро­ня­ясь, уби­ли и ра­ни­ли нес­коль­ко че­ло­век. «Сы­ны сво­бо­ды» ус­пеш­но ис­поль­зо­ва­ли «по­ли­ти­ку ули­цы» и не­ук­лю­жие дей­ст­вия бри­тан­с­ких влас­тей для раз­жи­га­ния не­до­воль­с­т­ва. Ста­ла при­ме­нять­ся так­ти­ка кол­лек­тив­но­го бой­ко­та при­воз­ных ан­г­лий­ских то­ва­ров, са­мо­чин­ных обыс­ков у по­доз­ре­ва­емых в сго­во­ре с влас­тя­ми, но без убий­ств и кро­воп­ро­ли­тия. Од­ним из са­мых ак­тив­ных «смуть­янов» был бос­тон­с­кий слу­жа­щий Сэ­мю­эл Ада­ме, по ини­ци­ати­ве ко­то­ро­го груп­па ко­ло­нис­тов, пе­ре­одев­шись ин­дей­ца­ми, в 1773 г. выб­ро­си­ла на дно бос­тон­с­кой га­ва­ни груз ан­г­лий­ско­го чая («бос­тон­с­кое ча­епи­тие»). Он же стал ос­но­ва­те­лем «ко­ми­те­тов свя­зи», че­рез ко­то­рые осу­щес­т­в­ля­лась ко­ор­ди­на­ция ан­тиб­ри­тан­с­ких, или пат­ри­оти­чес­ких, сил.

Англия уси­ли­ва­ла на­жим, пе­рей­дя к кру­тым ад­ми­нис­т­ра­тив­ным ме­рам про­тив Мас­са­чу­сет­са, зак­рыв бос­тон­с­кий порт и при­со­еди­нив аме­ри­кан­с­кий се­ве­ро-за­пад к сво­ей про­вин­ции Кве­бек (Ка­на­да). Пат­ри­оти­чес­кие кру­ги по всей стра­не выс­ту­пи­ли про­тив этих «нес­тер­пи­мых ак­тов». В 1774 г. в Фи­ла­дель­фии соб­рал­ся пер­вый Кон­ти­нен­таль­ный кон­г­ресс - со­вет пред­с­та­ви­те­лей ко­ло­ний (та­кой же со­вет со­би­рал­ся в 1765 г. по по­во­ду ак­та о гер­бо­вом сбо­ре). В при­ня­той «Дек­ла­ра­ции прав» го­во­ри­лось о пра­ве ко­ло­нис­тов на са­мо­уп­рав­ле­ние, а так­же на «жизнь, сво­бо­ду и соб­с­т­вен­ность». Это еще не бы­ло про­воз­г­ла­ше­ни­ем не­за­ви­си­мос­ти, хо­тя стра­на сто­яла на ее по­ро­ге. В мар­те 1775 г. в за­ко­но­да­тель­ном соб­ра­нии Вир­ги­нии один из ли­де­ров пат­ри­отов Пат­рик Ген­ри за­явил: «Не­уже­ли жизнь так до­ро­га и мир так сла­док, что их сле­ду­ет по­ку­пать да­же це­ной кан­да­лов и раб­с­т­ва?.. Что ка­са­ет­ся ме­ня, я не по­ща­жу сво­ей жиз­ни для де­ла сво­бо­ды».

Война на­ча­лась сти­хий­но 19 ап­ре­ля 1775 г., ког­да ан­г­лий­ский глав­но­ко­ман­ду­ющий в Аме­ри­ке ге­не­рал Гейдж рас­по­ря­дил­ся зах­ва­тить склад ору­жия, ус­т­ро­ен­ный пат­ри­ота­ми не­да­ле­ко от Бос­то­на, и арес­то­вать ли­де­ров «за­го­вор­щи­ков». Пос­лан­ный им полк за­вя­зал бой с во­ору­жен­ны­ми фер­ме­ра­ми в рай­оне Лек­син­г­то­на и Кон­кор­да. Пе­ре­вес вна­ча­ле был у ан­г­ли­чан, но при дви­же­нии об­рат­но (ли­де­ры пат­ри­отов су­ме­ли заб­ла­гов­ре­мен­но скрыть­ся, а часть ору­жия бы­ла вы­ве­зе­на) их неп­ре­рыв­но об­с­т­ре­ли­ва­ли из-за все­воз­мож­ных ук­ры­тий мес­т­ные жи­те­ли. По­те­ряв треть сол­дат, полк с тру­дом доб­рал­ся до Бос­то­на. Пер­вое сра­же­ние Вой­ны за не­за­ви­си­мость бы­ло удач­ным для пат­ри­оти­чес­ких сил.

Наши рекомендации