Понятие, субъекты и объекты политической власти.
Понятие, субъекты и объекты политической власти.
В современной политологии выделяют как минимум 3 аспекта власти: директивный, функциональный, коммуникативный.
Власть – это специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинение властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Власть - это способность, право или возможность оказывать воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, принуждения.
Власть- реальная способность социальной группы или индивида проводить свою волю, выраженную в политике.
Субъекты власти:
- индивид (лидер)
- государство, его институты.
- организации, партии
- элиты
Политическая власть обладает определенными свойствами:
как универсальными: асимметричность (отношение правителя и подданных, их неравенство), кумулятивность (острота конфликтность отношений), инверсионность (изменчивость), комбинированность (возможность объединения двух сил), ресурсность;
так и специфическими: полиресурсность, обстракенность, «властный инстинкт» (стремление починять себе людей), наличие идеологического компонента, легитимность.
6.Общее понятие политической системы.
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
Компоненты политической системы: институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический.
Каждый из компонентов имеет свою структуру, формы внешней и внутренней организации, способы выражения.
Стержнем политической системы является политическая власть.
Основным институтом - государство
Два вида функций: входные и выходные.
Функции входа:
артикуляции, интересов.
агрегирование и политическая коммуникация и политинформация.
б) Функции выхода:
Нормотворчество.
Применение правил.
контроль за соблюдением правил.
Наиболее распространенный подход при определении функций: определение целей и задач общества, мобилизация материальных и духовных ресурсов, политическая социализация, формирование политического сознания, коммуникативная, стабилизация общества, нормотворчество, легитиматизация.
7.Типология политических систем.
Типологизация политических систем зависит от критериев, положенных в основу:
по способу производства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
по режиму: демократическая, авторитарная, тоталитарная;
типология Ж. Блонделя (по идеологии): либеральная, коммунистическая, традиционная, популистская, авторитарно-консервативная;
типология Г. Алмонда (по политической культуре): англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальные и частично индустриальные, тоталитарная;
по стабильности: консервативные, трансформирующиеся или традиционные и модернизированные;
по участию в политическом процессе: либеральные, коммунистические, развивающиеся.
Существует более 4-х десятков различных типологий политических систем.
8.Политическая система РБ
Политическая система Республики Беларусь.
За десять лет в политической системе можно увидеть позитивные результаты:
страна смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации;
заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты;
структурирована мощная управленческая машина и значительно укреплена политическая власть;
обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти;
выстроена четко действующая система общественно-политических отношений;
утвердились и активно, целеустремленно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая могла избежать массовой безработицы и обнищания населения;
удалось значительно продвинуться вперед в обеспечении законности и правопорядка;
на должном уровне поддерживается обороноспособность и национальная безопасность страны.
Недемократические режимы.
Тоталитаризм- политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.Характерные черты: наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества,
монополизация власти единой массовой партией, тесно связанной с государственными органами,
постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики,
монополия государства на средства массовой информации, полное отсутствие плюрализма,
жесткий контроль со стороны государства за экономикой, ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности,
монополия на средства вооруженной борьбы, устранение возможности организованного сопротивления оппозиции.
Основные типы: тоталитаризм с левым уклоном (сталинизм, маоизм),
тоталитаризм с правым уклоном (итальянский фашизм, германский национал-социализм).
Авторитаризм- политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа
Черты: концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы,
наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов общественной жизни,
ограничение и строгая регламентация политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций,
отсутствие огромного репрессивного аппарата,
разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством,
присутствие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба).
Типы и формы государства.
Основные типологии государства.
По формам правления: монархия (конституционная, абсолютная, дуалистическая); республика (античная, парламентская, президентская, полупрезидентская).
По приоритетной функции: военное (полицейское); правовое; социальное.
По административно-территориальной организации: унитарное; федеративное; конфедеративное.
По режиму: тоталитарное; авторитарное; демократическое.
По классовой природе: рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое.
По устойчивости (политической устойчивости): стабильное; неустойчивое.
Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов (унитарное, федерация, конфедерация).
Унитаризм- характеризуется централизованным руководством административно-государственными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. Это единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Возможна широкая территориальная или национальная автономия.
Федерация- объединение двух или нескольких территориальных единиц (штатов, земель, провинций, кантонов, республик, областей и т.п.) в одно государство; при этом они обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление
- Конфедерация- объединение государства для координации какого-либо вида государственной деятельности. В этом межгосударственном союзе все его члены абсолютно автономны, имеют независимую систему государственных органов и законодательство, самостоятельное гражданство, свою валюту, национальные армии.
Консерватизм.
Это политическое учение и общественно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни в особенности ее ценностных устроев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности. Основные принципы: общество это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю; существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы; ориентация на государственный авторитет; пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума; неверие в возможность социального равенства между людьми; частная собственность гарант личной свободы и социального порядка.
Основные идеи: идеи традиции, определяющей общественное бытие индивида; идея национального величия; идея социального неравенства и политической конкуренции; отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь; пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти. Можно выделить несколько типов консерватизма: психофизический – когда человек вне политики; ситуационный – если существует угроза ему и его семье; политический, когда в политику включается элита и партии.
44. Социализм.
Социализм(лат. socialis — общественный) — понятие, объединяющее несколько явлений: 1) идеал общественного устройства, положенный в основу многих утопий периода становления капитализма; негативная реакция на частную собственность и индивидуализм, в силу чего социализм выступает оппонентом прежде всего либерализма; 2) оформившаяся в XIX в. политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности (что предполагает или национализацию частной собственности в пользу «социалистического государства», или совместное, акционерно-кооперативное владение — по предложениям современных социалистических концепций); классовый подход — защита интересов обездоленных путем классовой борьбы; идеал равенства и принцип эгалитаризма; упор на общество (класс) и общественные (классовые) потребности, т.е. коллективизм, и др.; 3) низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации в трудах К. Маркса и его последователей; 4) нерадикальные (в отличие от коммунистических, национал-социалистических или национал-большевистских) партии и движения, руководствующиеся различными социалистическими или социал-демократическими доктринами и строго придерживающиеся легальной, электоральной практики политической борьбы; центральные программные идеи социалистов — политический либерализм (плюрализм, терпимость, демократия и т.д.), многоукладная экономика, социальное «государство всеобщего благоденствия», экономическая политика в духеДж.М. Кейнса, равенство (если не прямое «равенство результатов», то косвенное, реализуемое через социальные программы) Эти партии входят в состав так называемого Социалистического Интернационал» (Социнтерна); 5) название общественного строя.
45.Понятие, типы и виды международных отношений.
Международные отношения – это совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей между основными субъектами мирового сообщества.Подходов к пониманию природы международных отношений:•биологический, когда сторонники исходят из «инстинктивной агрессивности»; •психологический, объясняющий международные отношения эмоциональным состоянием людей, лидеров, военных; •объективистский подход, когда в основу международных отношений кладутся «объективные интересы» стран, народов.Главными субъектами международных отношений являются государства; Международные (межправительственные и правительственные) организации; многочисленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социальных и других отношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений.Политологи выделяют виды международных отношений:•политические, военно-стратегические; •экономические, социальные (общественные); •культурные, идеологические, научно-технические. Важнейшим их них являются политические и военно-стратегические. Они реализуются в виде военно-политических союзов, блоков. Формы международных отношений различных организаций:•глобальные; •региональные; •отраслевые.
Политическая деятельность.
Политическая деятельность -сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Структура политической деятельности. •Субъекты •Объекты •Политические отношения •Средства и методы Субъекты– индивиды, социальные группы, слои, элиты, коллективы, политические партии, государственные органы. Политические отношения— вид социальных отношений, реализующихся как взаимодействия политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти. Объект– политическая система общества Средства и методы– митинги, демонстации, выборы, переговоры, революции, войны и т.д. Политические действия -Позитивные, их цель – постоянное совершенствование политической системы. --Негативные– вызывают конфликты, кризисы с целью ослабления или разрушения политической системы. -Рациональные(сохраняющие политическую систему) или иррациональные(разрушающие ее). -Инерционныеили творческие. -Стихийныеили организованные. -Институционализированныеилинеинституционализированные(т.е. регламентированные или нет законами, разрешениями, уставами, инструкциями). Виды политической деятельности. Политическая реформа– постепенное изменение. Революция (позднелат. revolutio — поворот, переворот от revolvere — переворачивать) — коренное качественное изменение в развитии чего-либо. Контрреволюция –политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революции группами. Реставрация – политическая деятельность, направление на возрождение прежнего политического режима. Политическая модернизация – совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем к современному состоянию. Государственный переворот– внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты. Бунт, восстание, мятеж. Терроризм– целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, применяющие насильственные методы для запугивания правительства и граждан.
31.Виды и формы политического поведения. :1) формы рациональных полит.действий. 2)формы бессознательного полит. поведения. Классиф: 1.по субъектам поведения: индивид, соц. группа, класс, нация, толпа, масса. 2. по склонностям и псих-му состояниям: импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное. 3.по ситуационному контексту:стабильные, кризисные, революционные, военные. 4. по организационным формам и нормам:организационные, институциональные, неформальные. 5. по характеру:произвольное, случайное, неожиданное 6. по продолжительности: единичный акт, явление или развивающ. Процесс. 7. по остроте:борьба, протест, гнев, бунт. |
Понятие, субъекты и объекты политической власти.
В современной политологии выделяют как минимум 3 аспекта власти: директивный, функциональный, коммуникативный.
Власть – это специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинение властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Власть - это способность, право или возможность оказывать воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, принуждения.
Власть- реальная способность социальной группы или индивида проводить свою волю, выраженную в политике.
Субъекты власти:
- индивид (лидер)
- государство, его институты.
- организации, партии
- элиты
Политическая власть обладает определенными свойствами:
как универсальными: асимметричность (отношение правителя и подданных, их неравенство), кумулятивность (острота конфликтность отношений), инверсионность (изменчивость), комбинированность (возможность объединения двух сил), ресурсность;
так и специфическими: полиресурсность, обстракенность, «властный инстинкт» (стремление починять себе людей), наличие идеологического компонента, легитимность.
6.Общее понятие политической системы.
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
Компоненты политической системы: институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический.
Каждый из компонентов имеет свою структуру, формы внешней и внутренней организации, способы выражения.
Стержнем политической системы является политическая власть.
Основным институтом - государство
Два вида функций: входные и выходные.
Функции входа:
артикуляции, интересов.
агрегирование и политическая коммуникация и политинформация.
б) Функции выхода:
Нормотворчество.
Применение правил.
контроль за соблюдением правил.
Наиболее распространенный подход при определении функций: определение целей и задач общества, мобилизация материальных и духовных ресурсов, политическая социализация, формирование политического сознания, коммуникативная, стабилизация общества, нормотворчество, легитиматизация.
7.Типология политических систем.
Типологизация политических систем зависит от критериев, положенных в основу:
по способу производства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
по режиму: демократическая, авторитарная, тоталитарная;
типология Ж. Блонделя (по идеологии): либеральная, коммунистическая, традиционная, популистская, авторитарно-консервативная;
типология Г. Алмонда (по политической культуре): англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальные и частично индустриальные, тоталитарная;
по стабильности: консервативные, трансформирующиеся или традиционные и модернизированные;
по участию в политическом процессе: либеральные, коммунистические, развивающиеся.
Существует более 4-х десятков различных типологий политических систем.
8.Политическая система РБ
Политическая система Республики Беларусь.
За десять лет в политической системе можно увидеть позитивные результаты:
страна смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации;
заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты;
структурирована мощная управленческая машина и значительно укреплена политическая власть;
обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти;
выстроена четко действующая система общественно-политических отношений;
утвердились и активно, целеустремленно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая могла избежать массовой безработицы и обнищания населения;
удалось значительно продвинуться вперед в обеспечении законности и правопорядка;
на должном уровне поддерживается обороноспособность и национальная безопасность страны.