Единовременное пособие при передачи ребенка на воспитание в семью усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям.
Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей.
В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка.
Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью представляются:
заявление о назначении пособия;
копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье;
справка, подтверждающая факт установления инвалидности, - для лиц, усыновивших ребенка-инвалида;
документы, подтверждающие родственные отношения детей, - для лиц, усыновивших братьев и (или) сестер.
Документы, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, - для лиц, усыновивших ребенка-инвалида и документы, подтверждающие родственные отношения детей, - для лиц, усыновивших братьев и (или) сестер, представляются в случае отсутствия в решении суда об усыновлении информации о наличии инвалидности ребенка (детей), а также родства между усыновленными детьми.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью помимо документов, представляются копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей:
а) свидетельство о смерти родителей;
б) решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
в) документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;
г) заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;
д) справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;
е) решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе(лях) из актовой записи о рождении ребенка;
ж) справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено;
з) акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;
и) свидетельство о рождении, в строках "мать" и "отец" которого стоят прочерки.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также беженцы для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью дополнительно представляют копию документа, удостоверяющего личность, в том числе с отметкой о выдаче вида на жительство, копию разрешения на временное проживание, копию трудовой книжки или трудового договора, справку из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя, копию удостоверения беженца.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций.
Днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью со всеми необходимыми документами.
Если заявление о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления этого заявления.
В случае, если к заявлению о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью приложены не все необходимые документы, орган, уполномоченный производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, дает лицу, обратившемуся за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью, письменное разъяснение, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через шесть месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления этого заявления.
Заключение
На основании проведенного исследования нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения семей с детьми, можно сделать следующие выводы:
Система социального обеспечения семей с детьми в полной мере соответствует сложившейся в Российской Федерации общей системе социального обеспечения и понятие социального обеспечения семей с детьми должно строиться в рамках существующих понятий социального обеспечения. Семья, родители, представители детей, сами дети выступают лишь в качестве особых субъектов обеспечения в общей системе социального обеспечения.
Социальное обеспечение семей с детьми можно определить как систему общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и уполномоченными органами государства, иными юридическими лицами, с другой стороны, по поводу предоставления денежных выплат и других видов обеспечения при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств в связи с материнством, содержанием и воспитанием детей, влекущих повышенные расходы, утрату или снижение дохода.
Структура социального обеспечения семей с детьми значительно изменилась в свете современных экономических реалий. В первую очередь это касается системы финансирования и управления, что вызвано принципиально новым подходом законодателя к вопросам разделения полномочий в сфере социальной защиты, а равно социального обеспечения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация в настоящее время является гарантом денежных выплат семьям с детьми в отношении пенсий, пособий по обязательному социальному страхованию, отдельных видов пособий на воспитание детей. Кроме того, к ведению Российской Федерации относится ряд выплат семьям военнослужащих с детьми. Предоставление социального обслуживания семьям с детьми, его виды, формы и размеры оплаты социальных услуг практически в полной мере регулируются законодательством субъектов Российской Федерации, не имея законодательного закрепления в виде определенных стандартов или гарантий на федеральном уровне. Существующая ситуация не исключает возможности снижении в отдельных субъектах Российской Федерации уровня социального обеспечения населения, в первую очередь семей с детьми, за счет ограничения видов социальных услуг и мер социальной поддержки, имевших место по ранее действующему законодательству.
Для правоотношений, возникающих в праве социального обеспечения в связи с материнством и детством, характерно многообразие субъектов, среди которых можно выделить основные: лица, обладающие правосубъектностью (матери, отцы, имеющие право на пособие по уходу за ребенком и др.); лица, обладающие правоспособностью, но не обладающие дееспособностью (дети умершего кормильца до определенного возраста, с наступлением которого закон связывает наличие дееспособности, несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и т. д.); семья, обладающая в определенных законом случаях правоспособностью (малоимущая семья при предоставлении государственной социальной помощи, многодетная семья при предоставлении отдельных мер социальной поддержки).
Денежные выплаты семьям с детьми назначаются и выплачиваются преимущественно за счет государственных средств, большая часть расходов по социальному обеспечению приходится на долю федеральных внебюджетных страховых фондов. Введение с 2007 года на уровне Российской Федерации целого ряда значимых социальных выплат в отношении рождения и воспитания детей, предоставление субсидий и субвенций субъектам Российской Федерации на их реализацию позволяет отметить, что в целом сложившаяся система пособий гражданам, имеющим детей, охватывает все случаи, когда международными документами постулируется необходимость выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка (детей) и, в основном, соответствует общепринятым нормам международного права, включая Конвенции МОТ (№ 102 и № 103)[7][8], Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка, Европейскую социальную хартию.
На основании исследования теоретической базы, нормативных правовых актов Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации в области регулирования пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями и компенсациями семей с детьми, предоставления им социальных услуг, государственной социальной помощи, мер социальной поддержки представляется необходимым внесение изменений и дополнений в законодательство, регулирующее отношения по поводу предоставления отдельных видов социального обеспечения семьям с детьми с целью приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и международными нормативными актами.
Список использованных источников информации
1. Конституция Российской Федерации 1993 года // Российская газета, 25.12.1993;
2. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Заключена в г. Гааге 05.101961) (вступила в силу для России 31.05.1992) (вместе со «Статусом Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)» (по состоянию на 1 мая 2013 года)) // Бюллетень международных договоров", N 6, 1993
3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002//Бюллетень международных договоров, N 2, 1995
4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929;
5. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6) (ред. от 15.04.1992, с изм. от 02.03.2006) // "Библиотека "Российской газеты", N 4, 1995,
6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ(ред. от 25.11.2013) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// «Российская газета», N 297, 31.12.2006.
7. Конвенция Международной Организации Труда № 103 «Об охране материнства» (Женева, 28.06.52)// «Бюллетень международных договоров», 2004, N 10
8. Конвенция Международной Организации Труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»// «Бюллетень международных договоров», 2004, N 12
9. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (Утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6, с изменениями и дополнениями, внесенными Президиумом Совета ВКП, по состоянию на 15 апреля 1992 г.) (с изм., внесенными письмом ФСС РФ от 18.02.1999 N 02 10/05-807,
10. Федеральный Закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (принят ГД ФС РФ 06.12.2006) // "Парламентская газета", N 216-217, 22.12.2006,
11. Федеральный закон от 08.02.2003 N 25-ФЗ
12. Семейный Кодекс Российской Федерации
13. Большая юридическая библиотека
[1] Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, N 42, ст. 5009
[2]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851
[3] Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929
[4] Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Заключена в г. Гааге 05.10.1961) (вступила в силу для России 31.05.1992) (вместе со «Статусом Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)» (по состоянию на 1 мая 2013 года)) // Бюллетень международных договоров", N 6, 1993
[5] Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002//Бюллетень международных договоров, N 2, 1995
[6] Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ(ред. от 25.11.2013) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// «Российская газета», N 297, 31.12.2006.
[7] Конвенция Международной Организации Труда № 103 «Об охране материнства» (Женева, 28.06.52)// «Бюллетень международных договоров», 2004, N 10
[8] Конвенция Международной Организации Труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»// «Бюллетень международных договоров», 2004, N 12