Тема 1. Общая характеристика специальности «Таможенное дело»

I. Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомление с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 036401 «Таможенное дело»

2. Изучение основных терминов и понятий, касающихся базовых понятий компетентностного подхода в обучении:

Компетенции– «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» (определение, предложенное в европейском проекте TUNING).

Компетентностный подход– метод моделирования результатов образования как норм его качества, то есть, отражение в системном и целостном виде образа результата образования; формирование результатов как признаков готовности студента/выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции. Компетентностный подход отличается практическим использованием методологии обучения, основанного на компетенциях, и предполагает переориентацию всего образовательного процесса на студента.

Результаты образования– ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и описывающие, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

Компетентностно-ориентированная основная образовательная программа– комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, разработанный на основе компетентностного подхода и представляющий собой систему взаимосвязанных документов.

3. Входной контроль сформированности основных понятий о компетенциях (письменные ответы на вопросы):

· Как Вы понимаете термин компетентность?

· В чем Вы можете назвать себя компетентным человеком?

· Кого можно считать компетентным специалистом?

· Как можно определить профессиональную компетентность специалиста таможенного дела?

· Что надо делать для того, чтобы стать компетентным специалистом?

· Какие факторы способствуют тому, чтобы студент становился компетентным специалистом?

· Чего, на Ваш взгляд не хватает для того, чтобы студент становился компетентным специалистом?

· Какой вопрос по этой теме Вы хотели бы задать?

II. План семинара

(Форма обучения: очная)

1. Представление и закрепление основных понятий о ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело».

2. Представление и закрепление основных понятий о требованиях к знаниям, умениям и навыкам специалиста, о содержании подготовки специалиста в области таможенного дела.

3. Представление и закрепление основных понятий об обусловленности содержания образовательного процесса требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности «Таможенное дело» и компетентностной характеристикой выпускника.

4. Представление о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов по дисциплине.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинару

При подготовке к практическому занятию студенты внимательно изучают лекционный материал, изучают область и объекты профессиональной деятельности специалиста таможенного дела, определенные ФГОС ВПО и рассмотренные преподавателем на лекции. Анализируют взаимосвязь между обозначенными в стандарте профессиональными задачами в соответствии с видами профессиональной деятельности (п. 4.4 ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело») и требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста (п.п. 5.1 и 5.2 ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело»). Отвечают на вопросы входного контроля сформированности основных понятий о компетенциях.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Просянников Н.Н. Введение в специальность: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

Дополнительная литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 036401.65 «Таможенное дело»

1. Коник Н.В. Таможенное дело: учебное пособие/ Коник Н.В. - 3-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2011 – 192 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте возможности и преимущества построения обучения на компетентностной основе.

2. Перечислите общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник по специальности 036401 «Таможенное дело».

3. Перечислите профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник по специальности 036401 «Таможенное дело».

Тема 2. Возникновение и развитие таможенного дела в России 1.Задания для самостоятельной работы

1. В каких древних документах имеются упоминания о взимании таможенных сборов на Руси?

2. Ознакомиться с основными направлениями развития таможенного дела в России.

3*[1]. Выполнить домашнее задание.

II. План практического занятия

( Форма обучения: очная, заочная)

1. Таможенное дело на Руси с древнейших времен. «Мыт» и «тамга»

2. Становление российской таможенной системы

3. в ХVII-ХVIII вв. Таможенно-пошлинное обложение. Фритредерство и протекционизм

4. Досоветский период развития таможенного дела в России (начало ХIХ-начало XIX в.)

5. Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью

6. Создание и развитие российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX-начало XXI в.)

7. Посещение музея Российской таможенной академии

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

При подготовке к практическому занятию студенты внимательно изучают лекционный материал. Студентам рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещаются рассматриваемые вопросы. При подготовке домашнего задания обратить внимание на неоднократную смену фритредерской таможенной политики на протекционистскую и наоборот.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Просянников Н.Н. Введение в специальность: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

Дополнительная литература

1. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М.: РТА, 2010.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Роль и значение пошлинного обложения на Руси.

2. Развитие таможенного дела в России в ХVII-ХVIII вв. Основные этапы.

3. Фритредерство и протекционизм. Понятие и значение для экономи­ческого развития страны.

4. Особенности досоветского развития таможенной системы России.

5. Основные функции таможенных органов в годы Советской власти.

6. Факторы, обусловившие трансформацию таможенной деятельности во второй половине XX века.

7. Цели таможенной политики Российской Федерации на рубеже XX- XXI вв.

8. Задачи и направления функциональной деятельности таможенных органов РФ по Таможенному кодексу 1993 г.

9. В чём заключается объективная необходимость повышения эффек­тивности таможенной деятельности в современных условиях?

Наши рекомендации