Тема 7. PR в конфликте и кризисе

План

1. PR-деятельность в конфликте, кризисе: сущность и особенности.

2. Задачи и направления деятельности PR в антикризисном управлении.

3. Система коммуникаций и PR в условиях конфликта, кризиса.

Краткое содержание

Ключевыми понятиями темы являются: «конфликт», «кризис», «управление конфликтами и кризисами». В управлении общественными отношениями они рассматриваются следующим образом:

- Конфликт – это динамический тип социальных отношений, связанный с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей, получивший резонанс в прессе и в общественном мнении.

- Кризис – это крупное, нерутинное происшествие, затрагивающее безопасность людей, окружающей среды, репутацию организации, которое требует немедленного внимания к себе или постоянного контроля, и которое получило или может получить широкие или неблагоприятные отзывы.

Соотношение конфликта и кризиса может быть представлено следующим образом: развитие конфликтной ситуации начинается с нарушения «нормы», что приводит к напряженности в отношениях, вербализации проблемы, прямому столкновению (собственно к конфликту), затем к кризису – резкому перелому ситуации, когда ещё возможно вернуться к норме.

Главная особенность PR-деятельности в конфликте заключается в том, что она связана не с самим конфликтом, кризисом, а с их отражением в общественном сознании и мнении.

Одной из причин конфликта или его перерастания в кризис может стать неполнота или некачественная информация. Это будет конфликт субъектов, противоречивые интересы и действия которых получили резонанс в прессе и общественном мнении.

Антикризисное управлениеподразумевает разрешение, урегулирование конфликта в любом варианте.

Задачи PR-деятельности в конфликте:

-минимизировать ущерб, наносимый имиджу, репутации организации, отдельной персоне;

- использовать сложившуюся ситуацию для повышения известности, конкурентоспособности организации, учреждения;

- создать единый информационный центр для распространения, официальной информации;

- разработать и использовать технологии антикризисных коммуникаций.

Направления PR-деятельности по профилактике конфликта:

- прогнозирование конфликта, кризиса;

- работа на положительную репутацию организации, компании;

- поддержание деловых отношений со СМИ;

- формирование внутренней готовности сотрудников противостоять кризису.

Одним из вариантов завершения конфликта может быть инициирование другого конфликта, чтобы погасить первый. Это позволит объединить противоборствующие стороны на новой основе для совместных действий в новой ситуации.

Как вариант конфликтного управления может быть перенос проблемы (предмета) конфликта во внешнюю среду.

В любом конфликте или кризисе главное, с чем работают PR-специалисты – это общественное мнение.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем обусловлены особенности связей с общественностью в конфликтной ситуации, конфликте и кризисе?

2. Каковы основные направления «паблик рилейшнз» в антикризисном (антиконфликтном) управлении?

3. В чём отличия антикризисного и кризисного управления?

4. Какие PR-программы необходимы в кризисном управлении?

5. Охарактеризуйте систему коммуникаций в конфликте, кризисе.

6. Какова специфика взаимодействия PR со СМИ и МК в период конфликта или кризиса?

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Почему направления деятельности PR в конфликте и кризисе рассматриваются в научных исследованиях как почти одинаковые?

2. Есть ли преимущества у создаваемого в условиях конфликта или кризиса единого информационного центра?

3. Может ли одна и та же информация о конфликте, кризисе в СМИ сыграть как позитивную, так и негативную роль?

4. В каких случаях информация может стать причиной конфликта?

Основная литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. СПб: Питер, 2005. 240 с.

2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 300 с.

3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. ,2006. 224 с.

4. Управление общественными отношениями: учебник; под ред. В.С.Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2005. 400 с.

Наши рекомендации