Государственной службы и менеджмента

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ

государственной службы и менеджмента - student2.ru

Кафедра

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И МЕНЕДЖМЕНТА

Л.И. Мещерякова

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Учебно-методический комплекс

Составитель Л.И.Мещерякова

Липецк-2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ

государственной службы и менеджмента - student2.ru

Кафедра

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И МЕНЕДЖМЕНТА

Специальные дисциплины

Л.И. Мещерякова

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Учебно-методический комплекс

Составитель Л.И.Мещерякова

ЛИПЕЦК –2009

ББК

65.290-2

М

Рекомендовано к изданию Ученым советом Липецкого филиала ОРАГС

Составитель: Мещерякова Людмила Игнатьевна – кандидат исторических наук, доцент

Управление общественными отношениями: Учебно-методический комплекс [Текст] / Сост. Л.И. Мещерякова. – Воронеж: Изд-во «Институт ИТОУР», 2009. – с.

Комплекс содержит учебно-тематический план занятий, по каждой теме дается краткое содержание, ключевые понятия, контрольные вопросы и задания, приведены образцы тестов; также в комплексе имеется глоссарий, рекомендуемая литература, вопросы для размышления и обсуждения, рекомендации для организации самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», а также может быть использован при подготовке, переподготовке и повышении квалификации служащих государственного и муниципального управления.

 
 
Ó Л.И.Мещерякова, 2009 Липецкий филиал ОРАГС, 2009    

АНИЕ

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Управление общественными отношениями как учебный курс относится к циклу специальных дисциплин федеральной компоненты специальности «Государственное и муниципальное управление».

Актуальность и значимость изучения данной дисциплины связана с тем, что в современном обществе управление общественными отношениями, взаимодействиями социальных групп и общностей выступает, прежде всего, как управление коммуникативными связями с помощью технологий и идеологии «паблик рилейшнз» (PR).

Проблема социальных коммуникаций приобретает особое значение в условиях интенсивного развития рыночных отношений, демократизации общественных отношений, появления множества субъектов, жизнеспособность которых напрямую зависит от желания и умения организовать эффективное взаимодействие.

Связи с общественностью представляют собой процесс передачи, обмена информацией, принятия решений, которые структурируют коммуникативно-управленческие отношения наряду с такими факторами, как экономические, политические отношения, духовные ценности и иные.

Целью данного учебного курса является изучение студентами PR – деятельности и овладение основными принципами, формами и методами её осуществления в системе государственного и муниципального управления, взаимодействия органов власти и общества.

Задачами дисциплины «Управление общественными отношениями» являются:

- формирование у студентов потребности в знаниях о связях с общественностью, понимание природы и необходимости РR в государственном и муниципальном управлении;

- становление современного управленческого мышления, позволяющего умело использовать новейшие технологии управления коммуникативными связями и многообразные формы взаимодействия органов власти (организаций, учреждений, предприятий) с различными структурами общества (в том числе экономическими, социальными, общественными);

- сформировать умения, навыки, компетенции, необходимые для менеджера, специалиста – управленца в области управления общественными отношениями.

Специалистам в сфере государственного и муниципального управления необходимо овладеть основными принципами, формами и методами связей с общественностью, иметь представление об отечественной и зарубежной практике применения технологий, оказывающих регулирующее воздействие на коммуникацию, на взаимоотношения власти и общества.

Дисциплина «Управление общественными отношениями» изучается студентами очной и заочной форм обучения на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы с учебной, научной литературой, периодическими изданиями.

По курсу «Управление общественными отношениями» учебным планом предусмотрены промежуточный и итоговый контроль знаний (экзамен). Промежуточный контроль знаний осуществляется на семинарских занятиях и в виде коллоквиума по блокам-модулям, представленным в рабочей программе. Предусмотрен тест-контроль знаний студентов. Варианты текущих тест-заданий и итогового тест-контроля имеются в данных методических рекомендациях.

Экзамен проводится в форме устного или письменного ответа. Экзаменационный билет содержит два вопроса. Экзамен может быть сдан и в форме итогового тест-контроля, в т.ч. компьютерного тестирования.

Общие цели и задачи дисциплины

Целью данного учебного курса является изучение студентами PR – деятельности и овладение основными принципами, формами и методами её осуществления в системе государственного и муниципального управления, взаимодействия органов власти и общества.

Задачами дисциплины «Управление общественными отношениями» являются:

- формирование у студентов потребности в знаниях о связях с общественностью, понимание природы и необходимости РR в государственном и муниципальном управлении;

- становление современного управленческого мышления, позволяющего умело использовать новейшие технологии управления коммуникативными связями и многообразные формы взаимодействия органов власти (организаций, учреждений, предприятий) с различными структурами общества (в том числе экономическими, социальными, общественными);

- сформировать умения, навыки, компетенции, необходимые для менеджера, специалиста - управленца.

Студент должен:

- усвоить теоретические основы и современные достижения управления общественными отношениями как науки и практики коммуникативного взаимодействия;

- иметь представление о традиционных и современных, отечественных и зарубежных технологиях PR;

- выработать навыки и умения в сфере РR, позволяющие грамотно принимать управленческие решения;

- уметь налаживать эффективные информационно-коммуникативные взаимоотношения внутри организации и во внешней среде, в том числе конкурентной.

Данные методические рекомендации разработаны с учетом требований государственного образовательного стандарта по дисциплине «Управление общественными отношениями» специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

Методические рекомендации содержат рабочую программу дисциплины, темы лекций и их дидактические единицы, планы семинарских занятий, вопросы к экзаменам, варианты тестовых заданий, основные советы для организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения; основной и дополнительный списки литературы.

РЕКОМЕДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Студентам очной и заочной форм обучения необходима активная работа с преподавателем на лекциях, где излагаются основные категории, дефиниции по каждой теме курса, теоретические основы и современные данные, имеющие апробированный или дискуссионный характер. Желательно предварительно прочитать по учебнику или учебному пособию материал по теме предстоящей лекции. Это позволит каждому студенту выделить то, что ему известно и то новое, что прозвучало на занятии, целенаправленно задать уточняющие вопросы, выяснить проблемные моменты.

В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо обратиться к лекционному материалу, учебнику или учебному пособию, рекомендуемой дополнительной литературе, использовать возможности Интернета с целью углубления знаний, получения необходимой информации.

С помощью вопросов для контроля знаний стоит проверить степень понимания конкретной проблемы, глубину, объём знаний и умение анализировать, сопоставлять теоретические и практические сведения.

Вопросы, предлагаемые для размышления, помогут студентам осуществить сравнительный анализ, попытаться самостоятельно найти ответ, аргументировать его.

Подготовка доклада по темам, которые рекомендуются для обсуждения на семинарских занятиях, потребует от студентов самостоятельной работы по конкретной проблеме, имеющей актуальный, новаторский характер. Для этого необходимо использовать литературу из дополнительного списка, статьи в научных, специализированных журналах. Текст доклада должен быть представлен в письменным виде, оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам, объёмом примерно до 10 страниц.

Самостоятельная работа включает в себя и подготовку к различным формам контроля знаний студентов. Это выступления и дополнения, доклады, которые делают студенты на семинарских занятиях, и их оценка преподавателем. Проверка знаний может быть проведена в форме тест-контроля. Варианты текущего и итогового контроля приводятся в методических рекомендациях. Знакомство с ними позволит изучить варианты заданий, понять логику их построения, технологию решения. Отвечая на тестовые задания, студенты смогут проверить уровень и качество своих знаний и умений.

Подготовка к экзамену студентов очной формы обучения должна способствовать систематизации знаний и умений студентов на основе накопленной информации и практического освоения материала, самостоятельной работы в течение всего периода изучения данной дисциплины.

Для студентов заочной формы обучения объём самостоятельной работы значительно больше, чем у студентов очной формы обучения. Учебным планом предусмотрена в пятом семестре одна лекция, в шестом - пять лекций (10 часов) и одно семинарское занятие.

В промежутке между семестрами необходимо самостоятельно изучить основной учебник по дисциплине под названием «Управление общественными отношениями» / под редакцией В.С. Комаровского. – М.: Издательство РАГС, 2005. - 400 с. Это позволит активно работать на лекциях, быть готовым к семинарскому занятию. Вопросы, выносимые на семинарское занятие, носят обобщающий характер, содержат основные дидактические единицы, включённые в экзаменационные билеты.

Подготовка к экзаменам студентов заочной формы обучения требует повторения и систематизации теоретических знаний, приобретённых навыков и компетенций в соответствии с перечнем экзаменационных вопросов и требований государственного образовательного стандарта.

План

1. Управление общественными отношениями как сфера научного знания

2. Основные категории курса: общественные отношения и общественные связи. Функции общественных связей.

3.«Паблик рилейшнз» (PR) – множественность дефиниций. Научные подходы в исследовании PR.

Краткое содержание

В начале 21 века резко изменилось отношение к связям с общественностью. В значительной степени обусловлено это тем, что происходит переосмысление человеческого фактора, осознается его важная роль в политическом, экономическом и духовном развитии общества.

Актуальной остается открытость органов государственного управления, их доступность для диалога с населением. Организаторами этого процесса являются управления, отделы по связям с общественностью законодательных и исполнительных органов власти.

Теоретические исследования и обобщения имеющегося зарубежного и российского опыта связей с общественностью имеют важное значение как для науки, так и для практического его использования различными управленческими структурами.

Основными категориями дисциплины управления общественными отношениями являются: общественные отношения, общественные связи, управление общественными связями («паблик рилейшнз»).

Средством регулирования общественных отношений выступают общественные связи.

Функциями общественных связей являются:

- Обеспечение социальных действий.

- Обеспечение политической, экономической, конкурентной борьбы.

- Обеспечение развития личности.

- Обеспечение социального контроля масс, влияния на человека.

- Обеспечение взаимосвязи между мирами: реальным, информационным и символическим.

Содержание общественных связей определяет информация. Ее источниками являются система образования, пропаганда, религия, реклама, культура и др.

Движение, обмен информации обеспечивает социальная коммуникация – это динамика информации в социальном времени и пространстве.

Общественные связи воздействуют на общественные отношения благодаря встроенным в них коммуникационным системам.

В современном мире общественные связи все в большей степени управляются и контролируются такой подсистемой, как «паблик рилейшнз» (PR).

Термин «паблик рилейшнз» - «общественные отношения» впервые употребил один из вождей американской революции Т. Джефферсон в 1807 году в послании 7 Конгрессу, заменив им понятие «состояние мысли».

В теоретическом и практическом понимании PR (связей с общественностью) сложилось два подхода: социальный и технологический.

В реальной жизни связи с общественностью – это и идеология (содержание) и технологии (механизм) управления общественными отношениями.

Ключевые понятия

общественные отношения, общественные связи, «паблик рилейшнз», связи с общественностью, функции общественных связей, общественный контроль, социальная коммуникация, символ.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему формирование «паблик рилейшнз» как науки происходит в 20 веке?

2. Когда и кем впервые использовано понятие «паблик рилейшнз»?

3.Что такое общественные отношения?

4. Что такое общественные связи?

5. Почему вышеуказанные понятия имеют несколько вариантов определений?

6. Каковы функции связей с общественностью?

7. Каковы подходы к исследованию общественных связей?

Вопросы для размышления и обсуждения

1. На ваш взгляд, функция общественных связей – социальный контроль, влияние на человека - в гражданском обществе сохраняет актуальность? Ваши аргументы.

2. Почему действие американских лидеров Д. Джефферсона , А. Гамильтона и других в начале 19 столетия стали примером первых «паблик рилейшнз»?

Основная литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: Учебник для студентов вузов/ В.Ф. Кузнецов.- М.: Аспект Пресс, 2006, –С.8 - 16

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие/ А.Ю. Русаков. – СПб: изд-во Михайлова В.А., 2006. С.

2. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

Дополнительная литература

1. Буари А. «Паблик рилейшнз», или стратегия доверия [Текст]/ А.Буари М., 2001. С. 14

2. Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью [Текст]: учебное пособие для высшей школы / под общей ред. С.Д. Резника – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.

План

1. Связи с общественностью как система деятельности: цели, причины, задачи, виды, формы, технологии.

2. Связи с общественностью и другие виды деятельности: пропаганда, реклама, журналистика, маркетинг.

3. Подходы в исследовании PR: PR как искусство.

Краткое содержание

Связи с общественностью представляют собой процесс передачи, обмена

информацией и принятия решений, определяющий деятельность субъектов и объектов коммуникационно-управленческих отношений наряду с экономическим развитием, политическими отношениями, духовными ценностями.

Цельюсвязей с общественностью является формирование эффективной системы коммуникации социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами внутренней и внешней среды.

Связи с общественностью основываются на таких принципах, как:

- открытость социальной информации;

- взаимная выгода взаимодействия субъекта управления и общественности;

- опора на общественное мнение;

- реализация целей субъекта управления на основе честного и уважительного отношения к общественности.

В рамках связи с общественностью выделяют ряд самостоятельных

направлений деятельности, например:

- создание благоприятного образа руководителя, организации;

- построение отношений с социальными группами;

- работа с персоналом;

-управление кризисными ситуациями и др.

Технологии связей с общественностью представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приёмов и способов деятельности по организации связей с общественностью, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления.

Технологии PR-деятельности:

- сбор, обработка, анализ информации о состоянии объекта управления, конкретной социально-экономической ситуации;

- выработка целей и задач воздействие на сознание и настроение общественности;

- определение и использование форм воздействия на общественность;

- работа со средствами массовой информации;

- изучение общественного мнения как обратной связи;

- анализ достигнутых результатов.

В процессе деятельности по связям с общественностью решаются задачи:

- укрепление авторитета менеджмента;

- создание благоприятной внешней среды для субъекта управления;

- расширение числа сторонников той или иной социально-экономической программы, проекта;

- влияние на конкурентов;

- оказание влияния общественности на субъект управления;

- мобилизация групп общественности.

Виды связей с общественностью: паблисити, имиджмейкинг, PR-брендинг, медиа-рилейшнз, регулирование конфликтов, лоббистская деятельность и др.

Формы PR-деятельности: аналитическое обеспечение PR-компаний, медиа-планирование, спичрайтинг, ньюсмейкер, веб-дизайн и др.

Ключевые понятия

Медиа-планирование, имиджмейкинг, PR-брендинг, медиа-рилейшнз, лоббизм, спичрайтинг, ньюсмейкер, веб-дизайн, паблисити

Контрольные вопросы и задания

Какова цель связей с общественностью?

Каковы задачи связей с общественностью?

Каковы принципы связей с общественностью?

Дайте характеристику видов связей с общественностью

Каковы формы связей с общественностью?

Охарактеризуйте технологии связей с общественностью

Как соотносится PR–деятельность с другими видами деятельностями?

1. В чём отличие PR от пропаганды?

2. Чем PR отличается от рекламы?

Вопросы для размышления и обсуждения

Какова роль принципов в деятельности PR?

Каково ваше мнение по поводу утверждения: реклама может не использоваться организацией, но каждая организация занимается PR?

Основная литература

1. Емельянов, С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: Учебник для студентов вузов/ В.Ф. Кузнецов.- М.: Аспект Пресс, 2006, –С.8 - 16

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие/ А.Ю. Русаков. – СПб: изд-во Михайлова В.А., 2006. С.

2. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

Дополнительная литература

Шишкина Ж.А. «Паблик рилейшнз» в системе социального управления [Текст] / Ж.А. Шишкина: СПб, 2002. - С. 56-65.

План

Генезис связей с общественностью.

Развитие западного и российского PR в XX – XXI веках.

Краткое содержание

Формирование общественных отношений в человеческих сообществах обнаруживается уже в эпоху палеолита. В это же время рождаются протокоммуникативные приемы, позволявшие выделить вождя, отделить одно племя, род от другого, обозначить принадлежность человека к определенной группе.

В ранних древних цивилизациях формирование государственных институтов, переход от преимущественно межличностных к массовым коммуникациям способствовали становлению и налаживанию связей с общественными группами, классами.

Оформившаяся, нацеленная на четко осознанные цели связь с общественностью в ее «классическом» варианте обнаруживается в античных цивилизациях Запада и Востока. Античные философы (Аристотель) заложили основы теоретического осмысления связей с общественностью, коммуникативного подхода.

Античность показала многообразные примеры развитой социальной коммуникации: прообразы журналистики, пропаганды, рекламы, ораторское искусство, граффити, эпиграфику.

В средние века связи с общественностью имели свои особенности. Это: преобладание устных форм коммуникации над письменными; «растяжённость» коммуникаций во времени и пространстве, духовная и идейная диктатура церкви, изобразительная коммуникация и др.

В эпоху Возрождения наступает пора реабилитации земных устремлений, самоценности человеческой личности и ее деяний. Социальное взаимодействие, при сохранении массовости, становиться все более авторским, индивидуальным. Способы коммуникаций дополняются письменными, эпистолярными.

Коренным образом изменяются связи с общественностью в Новое время. Это было обусловлено быстрым развитием экономических, социальных, политических отношений, инфраструктуры.

Исследуя общественную практику своей эпохи философы Дж. Локк,

Ш. Монтескье, Д. Юм, исходили из общего тезиса о том, что социальная реальность в целом представляет собой общение, взаимодействие, взаимосвязь индивидов.

XIX век делает актуальной проблему формирования цивилизованных отношений между государственной властью и обществом, роль связей с общественностью в этом процессе.

Ярким примером «паблик рилейшнз» в политической жизни США стала деятельность вождей американской революции Дж. Вашингтона, А. Гамильтона, Т. Джефферсона; а также принятие Конституции США.

В 1900 году в Бостоне появилось первое современное PR – агентство

(бюро паблисити), став необходимым инструментом для многих сфер бизнеса.

Существенный вклад в теорию и практику связей с общественностью внес Айви Ли. Его труды «Декларация о принципах»(1907), «Паблисити» (1925) др.

В 20 – 30-годах XX века развитие теории PR связано с работами

У.Липпмана «Общественное мнение», Э.Бернайса «Кристаллизация общественного мнения ».

В западноевропейских и других странах развитие PR стимулировали

мировые войны, где сформировался институт военных PR- специалистов.

На рубеже XX и XXI столетий PR- деятельность имеет насыщенный рынок PR услуг

В конце XX века активно формируется российский рынок PR.

Теоретический анализ функционирования связей с общественностью представлен в трудах Э. Тоффлера« Сдвиг власти», Ю. Хабермаса

« Демократия, разум, нравственность», Э. Фромма « Бегство от свободы», а также С. Блэка, Ф.А. Буари, Н. Стона и других.

Ключевые понятия

протокоммуникативные приемы, граффити, эпиграфика, паблисити

Контрольные вопросы и задания

1. Как формировались связи с общественностью в древних цивилизациях?

2. . Каковы были связи с общественностью в античных цивилизациях?

3. . Как развивались связи с общественностью в новое и новейшее время?

4. . Каковы современные теории PR?

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Какие факторы способствовали формированию « классического» варианта

связей с общественностью в античную эпоху, и в чем это нашло выражение?

2. Почему «паблик рилейшнз» в политической и экономической жизни 19 века впервые появились именно в США?

Основная литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.

3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.

4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

Дополнительная литература

1. Тоффлер Э. Мои мысли о природе власти [Текст] / Э. Тоффлер // США: Экономика, политика, идеология, 1992, №6, С.82 – 91

2. Фромм Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. М.,1990

3. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность [Текст] / Ю. Хабермас М., 1995.

План

1. Нормы международного права о связях с общественностью

2. Российское законодательство о PR – деятельности

3. Этические основы связей с общественностью в профессиональной деятельности.

Краткое содержание

Связи с общественностью, как и все виды деятельности человека, его взаимодействие с обществом, властью, имеют правовой аспект – международный и внутригосударственный.

Необходимость в международном правовом регулировании каналов связей с общественностью возникла в XX веке и связана с возрастанием роли PR в развитии международных отношений повышением ответственности государств и СМИ за распространяемую ими информацию.

Международные правовые документы содержат наиболее общие нормы, регулирующие действия государства, общества, СМИ, связи с общественностью.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) статья 19, Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) статья 19,20 закрепляют права человека на свободу убеждений и свободное выражение своего мнения. Определяются гарантии против произвольного ограничения права на доступ к информации.

В наиболее общей форме проблемы организации и деятельности СМИ урегулированы в статье 10 Европейской конференции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.

За применением Европейской конвенции следит Комитет министров Совета Европы и Европейский суд по правам человека.

Ряд международных правовых документов регламентируют деятельность СМИ, а также СМИ и государства. В Резолюции 428 (1970) Совета Европы относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человекасформулированы принципы, обеспечивающие независимость СМИ, предусмотрены меры по обеспечению ответственности СМИ и т.д.

Резолюция № 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации» определила права и обязанности парламентов и СМИ во взаимодействии с населением.

Европейская конвенция о трансграничном телевидении регламентирует основополагающие моменты телевещания.

Конституция Российской Федерации 1993г., статья 15, ч. 4 декларирует, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой основы.

В федеральном законе « О средствах массовой информации»от 27 декабря 1991 года содержатся те же стандарты, что и во Всеобщей декларации прав человека.

В 2003 году принято Постановление Правительства РФ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».

В Российской Федерации в целом создана необходимая правовая база для эффективного взаимодействия государства, управленческих структур с общественностью, осуществляемого, главным образом, через СМИ.

Важным показателем развития того или иного вида профессиональной деятельности, возрастания его роли в жизни общества является формирование профессиональных ассоциаций.

Крупнейшей в мире профессиональной PR – организацией является Американское общество «паблик рилейшнз» (PRSA). Оно создано в 1948 году. Социальное поле деятельности PRSA охватывает все жизненно важные сферы социума.

Канадское общество «паблик рилейшнз» (CPRS) , основанное в 1948 году, состоит из 15 отделений и насчитывает примерно две тысячи членов, содержание и идеология которого близка PRSA.

Ассоциация консультантов в области «паблик рилейшнз» Великобритании (PRCA)существует с 1969года.

Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО)создана в 1991 году, через десятилетие она насчитывала более 80 отечественных PR – агентов и других организаций.

В 1999 г. 13 наиболее авторитетных профессиональных российских агентств «паблик рилейшнз» вошли в Международный комитет ассоциаций компаний – консультантов в сфере «паблик рилейшнз» (ИКО).

Международная ассоциация паблик рилейшнз (PRA) в мае 1955 года приняла Устав, избрала Совет. Она является всемирной профессиональной организацией, служит катализатором норм в области образования, этики, практики PR.

Профессиональными объединениями PR – специалистов разработаны кодексы поведения, ставшие механизмами нравственной саморегуляции деятельности PR.

Кодекс профессиональных стандартов Американского общества«паблик рилейшнз» (PRSA) с 1988 года регламентирует практику PR.

Кодекс профессионального поведения британского института PR (IPR) с 1963 года и в последующем обновлении определяет принципы и нравственные нормы деятельности «паблик рилейшнз».

В России этой цели служит Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация РАСО)1991 года, затемКодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью 2001 года. В них отражена важность формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов и агентств, осуществляющих связи с общественностью.

Ключевые понятия

Этика, ассоциация, профессиональная ассоциация

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные международные нормативно – правовые документы, регулирующие деятельность «паблик рилейшнз»?

2. Почему выработаны международные документы о правах человека, о свободе выражения мнения, доступе к информации?

3. Какими российскими правовыми документами определяются права и свободы граждан, взаимодействие государства и граждан?

4. Какие существуют международные и национальные профессиональные объединения специалистов PR и какова их роль?

5. Почему существуют международные и национальные профессиональные этические кодексы PR – специалистов и агентств?

6. Проанализируйте российский «Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью» 2001 года.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Почему «паблик рилейшнз» в политической и экономической жизни 19 века впервые появились именно в США?

2. Каково ваше отношение к статье 10 о свободе выражения мнений «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года?

3. Как соотносится трактовка свободы выражения мнений, зафиксированная в статье 29 Конституции Российской Федерации 1993 года, с международными правовыми документами?

Основная литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.

3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.

4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

Варианты тестовых заданий для контроля знаний студентов (модуль 1)

1. Выберите правильный ответ

Автором термина « паблик рилейшнз» является:

а) С.М.Адамс;

б) Т.Джефферсон;

в) А.Ли;

г) С.Блэк.

2. К функциям общественных связей относятся:

а) обеспечение социальных действий;

б) обеспечение социальных коммуникаций;

в) пропаганда;

г) реклама

3. Как соотносятся понятия «пропаганда» и « PR»:

а) пропаганда и PR практически не отличаются друг от друга;

б) оба понятия означают одинаковое использование определённых технологий для эффективного внедрения каких-либо идей в массовое сознание;

в) PR отличается от пропаганды, так как основывается на правдивой информации и двухсторонней связи с общественностью;

г) это одинаковые понятия

План

1. Основные дефиниции (понятия): информация, социальная информация, информационное общество, информационные процессы.

2. Информация в процессе коммуникации. Требования к информации.

3. Информационный процесс как способ воздействия на общество и как объект и средство государственного управления.

5. Модели информационного воздействия на массовое сознание (классическая, неклассическая, постнеклассическая).

6. Методы информационного моделирования и управления.

Краткое содержание

Управление – это, прежде всего, информационный процесс, эффективность и надежность которого в большой степени зависит от количества и качества используемой в нем социальной информации.

Социальная информация по содержанию и назначению может быть научной, ненаучной и эмпирической.

Социальная информация по своему «происхождению» делиться на официальную (формальную) и неофициальную (неформальную).

Формальная социальная информация формируется и передается официальными органами в системе социального управления; она должна соответствовать определенным требованиям.

Неформальная социальная информация распространяется неофициальными источниками, неформальными группами по их собственной инициативе.

Коммуникация – это процесс взаимодействия, общения субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения, а также используемых при этом средств связи, каналов взаимодействия.

Информационное общество – это общество, в котором в производительных силах и производственных отношениях, в приращении капитала на первый план выходят знания и информац<

Наши рекомендации