Понятие и предмет науки теории права и государства.

Особенности современного подхода к вопросу о происхождении государства и права.

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Это связано с тем, что возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опреаясь лишь на какую либо одну точку зрения; влияние эпохи на авторов теорий, субъективный фактор – наличие убеждения авторов теорий о происхождении государства, так как они не жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе.

Закономерности возникновения государства. Государство как политическая, структурная, территориальная организация раннеклассовых обществ.

Современная материалистическая наука связывает про­цесс возникновения государства и права (особенно в евро­пейских странах) главным образом с развитием производ­ства, с переходом от присваивающей к производящей эко­номике. В результате эволюционного развития человек для удов­летворения своих потребностей постепенно перешел от при­своения готовых животных и растительных форм к подлин­но трудовой деятельности, направленной на преобразова­ние природы и производство орудий труда, пищи и др. Имен­но переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделе­нию скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обо­соблению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменив­шихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожа­луй, то, что родовая община постепенно начинает дробить­ся на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью со­впадают с интересами рода. С возникновением семьи нача­лось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повы­шения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появ­ление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения час­тной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права. И все же причины зарождения государства и права ко­ренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выжи­ванию и укреплению рода человеческого, но и оказало мно­гоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Родовая организация общества трансформировалась в го­сударство эволюционно, сохраняя историческую преемствен­ность, проходя переходные стадии. Одной из таких пере­ходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового об­щественного самоуправления еще сохраняются, но посте­пенно набирают силу новые предгосударственные структу­ры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоре­чия, все более разрушающие вековые порядки.

Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Приделы деятельности государства.

Гражданское общество существует, развивается и функционирует в диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношений возможны коллизии. Но в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не могут вмешиваться в частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в политическую борьбу, конфронтацию, не говоря уже о применении насилия. Гражданское общество и правовое государство должны не противостоять друг другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать.

Принципы права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам пра­вовая система адаптируется к важнейшим интересам и по­требностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (от­раслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуали­зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве. К числу принципов, прямо не сформулированных в за­коне, относятся принципы ответственности за вину, нераз­рывной связи прав и обязанностей. Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно. Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отра­жают эту соразмерность, если отвечают принципу справед­ливости. Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус всех граждан, т.е. равные конституционные права и еди­ную для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантиру­ет равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Рос­сийской Федерации имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государствен­ной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию Российской Федерации и законы". Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

Структура нормы права.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции. Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоя­тельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств. По форме выражения гипотезы классифицируются на абстрактные и казуистические. Абстрактные – указывая на условия действия нормы, акцентируют внимание на их общих, родовых признаках. Казуистическая – связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельным, строго определённым частным случаем. Диспозиция содержит само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим пра­вовым нормам. Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции право­вой нормы. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф). Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

Содержание правовых норм. Позитивное обязывание, дозволения и запреты в содержании правовых норм.

Виды норм права.

Классификация правовых норм: 1. По субъектам правотворчества различают нормы, ис­ходящие от государства, и непосредственно от гражданско­го общества. В первом случае это нормы органов представи­тельной государственной власти, исполнительной государ­ственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нор­мы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и .т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. 2. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), ох­ранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), де­финитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани­на — обязанность государства". Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие (предос­тавляющие своим адресатам право на совершение положи­тельных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); зап­рещающие (устанавливающие запрет на совершение дей­ствий и поступков, которые определены законом как право­нарушения). Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и поря­док освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы обычно включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Россий­ская Федерация и Россия равнозначны". Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.). Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Прези­дента Российской Федерации или постановления Правитель­ства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствую­щий закон". Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. 3. По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил. 4. По методу правового регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в ре­гулируемом поведении. Это, как правило, нормы админист­ративного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей или использовать в определен­ных случаях резервное правило. Они реализуются преиму­щественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу­дарственным предприятиям, устанавливают варианты же­лательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере действия вычленяются нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федера­ции, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей и др. Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур. 6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников и т.п.).

Содержание правовых отношений. Правомочия, правопритязания и юридические обязанности.

Содержание правоотношения (повторим) — это субъек­тивные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юриди­ческую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или несколь­ких юридических связей. Например, правоотношение, воз­никающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право по­купателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согла­сованную в договоре сумму. Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами пра­ва), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым). Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интере­сов мера возможного поведения, обеспеченная юридичес­кими обязанностями других лиц.Каковы же признаки данного права? 1. Субъективное право есть мера возможного поведе­ния. 2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами. 3. Осуществление субъективного права обеспечено обя­занностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъек­тивное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица. 4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсут­ствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется. 5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица. Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные фактичес­кие действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юри­дические действия, на принятие юридических решений (соб­ственник вещи может ее заложить, подарить, продать, за­вещать и т.д.); в) право требоватъ от другой стороны испол­нения обязанности, т.е. право на чужие действия (заимода­вец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое заключается в воз­можности привести в действие аппарат принуждения про­тив обязанного лица, т.е. право на принудительное испол­нение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе). Юридическая обязанность есть предписанная обязан­ному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.Юридическая обязанность имеет следующие признаки. 1. Это мера необходимого поведения, точное определе­ние того, каким оно должно быть. 2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм. 3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны — отдельного лица или общества (государ­ства) в целом. 4. Обязанность есть не только (и не столько) должен­ствование, но и реальное фактическое поведение обязан­ного лица. 5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежа­щее выполнение юридическое обязанности является пра­вонарушением и влечет меры государственного принуж­дения. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведе­ние); совершение конкретных действий (активное поведе­ние); претерпевание ограничений в правах личного, имуще­ственного или организационного характера (мер юридичес­кой ответственности).

Виды правовых отношений.

Прежде всего правоотношения можно классифицировать по отраслевому признаку на государственный, административные, финансовые, гражданские, трудовые, уголовные… Различают регулятивные (возникающие из правомерных действий) и охранительные (возникающие из противоправных действий, связанные с применением гос. принуждения). По степени конкретизации подразделяются на: абсолютные (где точно определена одна сторона, которой противостоит неопределённый круг контрагентов), относительные (в них строго определены обе стороны, кот. можно назвать поименно.) и общерегулятивные (выражают юридические связи более высокого уровня меду государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей.). По характеру обязанностей подразделяются на: активные, пассивные. Различают простые (2 субъекта) и сложные правоотношения (несколько или неограниченное число); кратковременные и долговременные.

Фактический состав.

Особую роль в динамике правоотношений играют так назы­ваемыеюридические составы илисложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Так, для того чтобы возникло пенсионное правоотношение, необходимо: а) достижение лицом соответствующего возраста; б) наличие трудового стажа; в) представление положенных доку­ментов; г) принятие компетентным органом решения о назначе­нии пенсии. Для правоотношения типа «студент — вуз» требуют­ся следующие условия: а) аттестат об окончании средней школы; б) сдача вступительных экзаменов; в) проходной балл по конкур­су; г) приказ ректора о зачислении на первый курс соответствую­щего учебного заведения. В целом юридические факты играют весьма важную и актив­ную роль в общей правовой системе, являясь своего рода ее «нервными окончаниями» (рецепторами), сцепляющими нормы права с реальными общественными отношениями. С помощью хорошо продуманной шкалы (набора) юридических фактов, т.е. путем придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов, направлять их в нуж­ное русло.

Юридическая практика.

Это деятельность по изданию (толкованию, реализации…) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Под структурой юр. практики понимается её строение, расположение основных элементов и связей, которые обеспечивают её целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на неё разнообразных факторов действительности. Объекты практики – то, на что направлены юридические действия и операции её субъектов и участников (материальные, нематериальные блага, общественные отношения, конкретные действия (бездействия) людей). Субъекты – основные носители правовых отношений, без которых немыслимо существование практики. Участники – отдельные лица (организации), которые содействуют субъектам в выполнении правовых действий.. Юридические действия – внешнее выражение, социально-преобразующее и влекущее определённые правовые последствия акты субъектов и участников. Средства – допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели и необходимый результат. Способ – конкретный путь достижения намеченной цели (результата). Результат – итого юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Формы юридической практики – способы организации, осуществления и внешнего ей выражения. Различают правотворческую, распорядительную, интерпретационную и иные виды практики. Функции юр. практики – это обособленные направления однородного её воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются её природа.

Правопорядок.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние уригулированности социальных связей. Особенности правопорядка: он запланирован в нормах права; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством; создаёт условия для организованности общественных отношений .делает человека более свободным, облегчает жизнь; выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широко, включающее в качестве ядра понятие первое. Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

82. Понятие и виды дисциплины.

Дисциплина – это определённые требования к поведению людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Дисциплина – понятие, связанное, прежде всего, с деятельностью, поведением. В нём отражаются требования общества к индивидам и коллективам; социальная оценка человеческого поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, а также внутренней культуры. ВИДЫ. Государственная – связана с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим; трудовая – форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников ПВТР, воинская – соблюдение военнослужащими правил, установленных законами , уставами, приказами…

Понятие и предмет науки теории права и государства.

Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права. Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и употребляется термин "теория государства и права". Итак, теория государства и права - это определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических наук, поскольку последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как "теория права и государства", "общая теория государства и права", "общая теория права и государства". С аналогичными названиями встречаются и учебники, в которых излагаются основные положения данной науки. Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке. Предмет. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной дей­ствительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено и научное познание. Наука изучает прежде всего закономерности развития природы и обще­ства. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением. Теория государства и права изучает общие закономер­ности возникновения, развития, назначения и функциони­рования государства и права. Она как бы вычленяет государ­ство и право из всей системы общественных явлений и ис­следует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономи­кой, политикой, моралью, культурой и другими обществен­ными феноменами. Причем теорию государства и права ин­тересует не только социально-экономическая обусловлен­ность государственных и правовых явлений, но и возраста­ющее влияние последних на экономику, социальную и ду­ховную жизнь общества. Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и го­сударства, роль и место государства и права в политичес­кой системе общества. Она изучает не только государствен­но-правовые явления и процессы, но и представления лю­дей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание. Единство предмета теории государства и права обус­ловливается ее практическим и научно-понятийным един­ством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолирован­ные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целост­ной наукой, она подразделяется на две относительно само­стоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение). Именно отмеченные единство и дифференциация по­зволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государствен­ном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом уг­лубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их понимание. Тем более, недопустимо противопоставление государства и права друг другу. В последние годы в нашей периодической печати и на­учной литературе под предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались попытки принизить роль и значение госу­дарства в жизни современного общества, высказывались сомнительные идеи о "малопригодности" самого понятия государства. Однако мировой опыт показывает, что госу­дарство — такой социально-политический институт, чье ос­лабление незамедлительно и негативно влияет на правопо­рядок, увеличивает разряженность правового пространства. Итак, предметом теории государства и права высту­пают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерностиих возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования. Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, нацио­нально-культурных корнях и традициях, о настоящем и бу­дущем российского государства и права.

Наши рекомендации