Основные теории о происхождении государства
В истории правовой мысли выделяются ряд теорий о происхождении государства:
1) патриархальная (Аристотель, Фильмер, Михайлов);
2) теологическая (Аквинский, Маритен);
3) теория насилия (Гумплович, Дюринг, Кауцкий);
4) договорная (Гроций, Гобс, Локк, Руссо, Радищев);
5) психологическая (Петражицкий, Тард);
6) историко-материалистическая (Морган, Маркс, Энгельс, Ленин).
Наиболее научной и подтвержденной на практике считается историко-материалистическая теория. Она исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов, возникают государство и право, которые специальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преимущественно интересы экономически господствующего сословия. Вышеизложенный подход возникновения государства и права занимал центральное место в советской правовой науке.
Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, являющегося отцом всех своих подданных.
Эта теория зародилась в Древней Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, свое развитие нашла в Европе нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологической, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются. Следовательно, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой.
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждает и защищает тезис «Вся власть от Бога». Она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Понятно, что теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной. Однако она все же отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических.
Религиозное понимание сущности происхождения государства и права и в наше время остается одним из важных направлений теоретического осмысления этих социальных институтов (Ж. Маритен).
Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Согласно данной теории, государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находившимися в «естественном» состоянии.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порожден разумной воли людей. По мнению представителей этой теории, на основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство, обеспечивающее охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа, иначе народ имеет право на восстание (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев).
В своих трудах Дж. Локк обосновал идею конституционной монархии. По его мнению, общественный договор является определенным компромиссом между монархом и подданными, определенным ограничением свободы и монарха, и народа.
Договорная теория имела известное прогрессивное значение, так как была направлена против феодального государства и права.
Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой теории, именно для порабощения и создается особый аппарат принуждения — государство и принимаются законы.
К. Каутский объяснял возникновение государства и образование классов покорением воинственными скотоводами-кочевниками мирных земледельцев.
Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились в результате именно завоевания одним народом другого. Однако для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.
Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, психической потребностью людей подчиняться. Сторонники этой теории в ряде случаев выдвигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуума. Однако последняя формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий, которые и должны учитываться прежде всего.
Необходимо также отметить, что ни одна значительная теория происхождения государства и права не возникла на пустом месте, как просто рациональный плод абстрактной мысли. Все указанные теории были так или иначе порождены социальными и политическими условиями своего времени.