Основные теории о происхождении государства

В истории правовой мысли выделяются ряд теорий о происхождении государства:

1) патриархальная (Аристотель, Фильмер, Михайлов);

2) теологическая (Аквинский, Маритен);

3) теория насилия (Гумплович, Дюринг, Кауцкий);

4) договорная (Гроций, Гобс, Локк, Руссо, Радищев);

5) психологическая (Петражицкий, Тард);

6) историко-материалистическая (Морган, Маркс, Энгельс, Ленин).

Наиболее научной и подтвержденной на практике считается историко-материалистическая теория. Она исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: обществен­ного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противопо­ложными экономическими интересами. Как объективный резуль­тат этих процессов, возникают государство и право, которые спе­циальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преимущественно интересы экономически господствующего сословия. Вышеизложенный под­ход возникновения государства и права занимал центральное место в советской правовой науке.

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государ­ство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, явля­ющегося отцом всех своих подданных.

Эта теория зародилась в Древней Греции, обоснование получи­ла первоначально в трудах Аристотеля, свое развитие нашла в Евро­пе нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологичес­кой, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриар­хальная семья появилась вместе с государством в процессе разложе­ния первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются. Следовательно, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой.

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждает и защищает тезис «Вся власть от Бога». Она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, не­обходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и дру­гие религиозные организации.

Понятно, что теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной. Однако она все же отражает отдельные реальные процессы, дей­ствительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических.

Религиозное понимание сущности происхождения государства и права и в наше время остается одним из важных направлений тео­ретического осмысления этих социальных институтов (Ж. Маритен).

Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Согласно данной теории, государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находивши­мися в «естественном» состоянии.

Сторонники естест­венного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порожден разумной воли людей. По мнению представителей этой теории, на основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство, обеспечивающее охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа, иначе на­род имеет право на восстание (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев).

В своих трудах Дж. Локк обосновал идею конституционной монархии. По его мне­нию, общественный договор является определенным компромиссом между монархом и подданными, определенным ограничением сво­боды и монарха, и народа.

Договорная теория имела известное прогрессивное значение, так как была направлена против феодального государства и права.

Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой тео­рии, именно для порабощения и создается особый аппарат при­нуждения — государство и принимаются законы.

К. Каутский объяснял возникновение государства и образова­ние классов покорением воинственными скотоводами-кочевника­ми мирных земледельцев.

Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда многие государства поя­вились в результате именно завоевания одним народом другого. Однако для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению го­сударства.

Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, психической потребностью людей подчиняться. Сторонники этой теории в ряде случаев выдвигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей.

Естественно, что социальные закономерности реализуются че­рез человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуума. Однако последняя формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий, которые и должны учитываться прежде всего.

Необходимо также отметить, что ни одна значительная теория происхождения государства и права не возникла на пустом месте, как просто рациональный плод абстрактной мысли. Все указанные теории были так или иначе порождены социальными и политиче­скими условиями своего времени.

Наши рекомендации