Кафедра социально-политических и исторических наук

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение Образования

Брестский Государственный Технический Университет

Кафедра социально-политических и исторических наук

Реферат по идеологии

на тему:

Правительство-Совет Министров Республики Беларусь

Проверила Грибова С.В.

Выполнила студентка группы МЭ-21

Брест 2005

содержание

1.Правительство Республики Беларусь………………………………………….3

2.Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь……4

3.Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь………..7

4.Компетенция Правительства…………………………………………………...9

5.Организация деятельности Правительства…………………………………..15

6.Список литературы…………………………………………………………….17

Правительство Республики

Беларусь.

Понятие правительства:

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответсгвии с Конституцией испол­нительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других ор­ганов исполнительной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов осударственной власти. Оно является основным, центральным Институтом управления государсгвенными делами. Ни одно го­сударство не может обойтись без правительства.

Правительство вступает в тесные взаимоотношения с дру­гими органами государственной власти, прежде всего с Прези­дентом и Парламентом.

В отличие от конституций некоторых других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматри­вает образование и деятельность Правительства как коллеги­ального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе « О Совете Министров Респуб­лики Беларусь и подчиненных ему государсгвенных органах».

В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров.

Форма правления часто предопределяет порядок образова­ния и деятельности правительства. В президентских респуб­ликах оно менее самостоятельно, иногда не представляетсобой коллегиальный орган с властными полномочиями. В го­сударствах парламентарной формы правления правительсгво является коллегиальным органом, олицетворяющим исполни­тельную власть. Такое правительство несет ответственность перед Парламентом, обычно форпгирующим правительсгво, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в этом слу­чае ему важно пользоваться доверием большинства членов парламента.

Отношения между Правительством, Парламентом и суда­ми в Республике Беларусь более определенные. Что же касает­ся влияния Президента на Правительсгво, его деятельносгь, то оно вполне типично для президентских республик. Президент юридически не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной

власти, которьre свидетёльствуют о том, что, как и в других, президентских республиках, он является реальным главой , этой ветви власти.

По своему политическому или партийному составу пра­вительство может быть партийным(однопартийным или коали­ционным) и беспартийным.

Различают правительства партийного большинсгва и пра­вительства партийного меньшинства.

В кризисные периоды исгории могут создаваться правитель­сгва национального единсгва, когда в интересах преодоления уг­розы (экономической, военной и т.п.) партии отбрасывают сущесевующие между ними разногласия и формируют прави­тельствo.

Компетенция Правительства.

Являясь центральным органом государственного управле­ния, Правительсгво наделено широкими полномочиями, позво­ляющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.

Основные полномочия Правительства предусмотрены

в Конституции, детально они раскрываются в Законе от 5 мая 1998 г.

« О Совете Министров Республики Беларусь и подчи­ненных ему государственных органах».

Согласно Конституции и Закону в экономической сфере Правительство:

- обеспечивает проведение единой экономической политики;

- регулирует деятельность всех отраслей экономики Рес­публики Беларусь, принимает меры по их развитию;

- разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республи­ки Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию;

- разрабатывает основные направления развития эконо­мики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

- принимает меры по обеспечению оптимальных темпов развития производства, роста национального дохода и его ра­ционального распределения;

- выступает от имени собственника в отношении имуще­ства, являющегося собственностью Республики Беларусь,

- организует управление государсгвенной собственностью;

- имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидиро­вать предприятия, организации, учреждения, объединения, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь;

- содействует интеграции экономики Реслублики Бела­русь и экономики других государств с учетом интересов Рес­публики Беларусь, вносит содтветствующие предложения

Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;

- устанавливает экономическую ответственность субъек­тов хозяйствования за нарушение порядка оеуществления хо­зяйственной деятельности,если эта ответственность не была установлена законами Республики Беларусь и актами Прези­дента Республики Беларусь;

- в пределах полиомочий, предоставленных Президентом Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую дея­тельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифно­го регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) Республики Беларусь, обеспечива­ет привлечение иностранных инвестиций;

- создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всех форм собственности;

- осуществляет единую государственную политику в об­ласти использования и охраны земель, в пределах своих пол­номочий производит изъятие и предоставление земельных участков;

- координирует инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социально-экономического разви­гия государства;

- определяет государственную страховую политику;

- обеспечивает проведение единой государственной по­литики в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Рес­публики Беларусь этими ресурсами и др.

В области бюджета и финансов:

- обеспечивает проведение единой финансовой и денежно­-кредитной политики;

- ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Рес­публики Беларусь для внесения в Национальное собрание Рес­публики Беларусь Проект республиканского бюджета и отчет его исполнении;

- предоставляет в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, правительственные гарантии;

- разрабатывает и осуществляет меры по проведению еди­ной государственной политики цен и тарифов, совершенство­ванию сисгемы цен и тарифов;

- исходя из главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики,определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и ис­пользованию кредитных ресурсов, а также совместно с Наци­ональным банком Республики Беларусь регулирует обменный курс белорусского рубля;

- обеспечивает привлечение,распределечие и использова­ние кредитов, формирующих внешнюю задолженность Респуб­лики Беларусь;

- определяет государственную политику в области защи­ты прав потребителей;

- осуществляет взаимодействие с Национальным банком Республики Беларусь, в том числе имеет право получать ста­тистическую и другую информацию о деятельности банков.

В области занятости и труда:

- принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд, т.е. права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием,способностя­ми, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также права на здоровые и бе­зопасные условия труда;

- разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соот­ветствующей политики народонаселения;

- осуществляет меры по формированию и совершенст­вованию мотивационного механизма трудовой активности, усилению роли материальных и моральных стимулов в повы­шении эффективности и качества труда;

- осуществляет единую государственную политику, на­правленную на обеспечение полной и эффективной занятости трудоспособного населения, в том числе за счет совершен­ствования отраслевой структуры народного хозяйства и тер­риториального размещения производительных сил;

- устанавливает минимальный размер заработной платы, а также в пределах своих полномочий определяет формы, сис­темы и размеры оплаты труда работников государственных уч­реждений;

- определяет государственную миграционную политику.

В социально-культурной сфере:

- обеспечивает проведение единой государственной поли­тики в области науки, культуры, образования, здравоохране­ния, социального обеспечения;

- создает условия для поддержания установленного законо­дательством Республики Беларусь уровня социального обеспе­чения;

- принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;

- принимает меры по совершенствованию системы про­фессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования,обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации‚ с четом общественных и производственных потребностей;

- принимает меры по предупреждению инвалидносги и ор­ганизации реабилитации инвалидов;

- определяет и реализует наиболее эффективные пути по­вышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других соци­альных пособий, выплат;

- разрабатывает и осуществляет социально-экономичес­кие меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением пре­доставленных женщинам прав и гарантий;

- осуществляет меры по формированию и реализации госу­дарствевенной молодежной политики;

- принимает меры по развитию и укреплению сети госу­дарственных общеобразовательных, профессионально-техни­ческих, средних специальных и высших учебных заведений;

- обеспечивает проведение государственной политики вобласти обеспечения санитарно-эпидемического благополу­чия населения, основных направлений развития и совершен­ствования системы здравоохранения, применения в этой сфере новых методов управления;

- содействует развитию физической культуры и спорта;

- осущесгвляет меры по развитию и улучшению работы уч­реждений культуры, архивных учреждений, обеспечивает охрану историко-культурного наследия, реставрацию и консервацию памятников, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эсгетического воспитания граждан, повышения их культурно­го уровня, содействует развитию профессионального искусства, литературы,национального книгоиздания и периодической печати;

- создает условия ддя свободного развития культуры всех национапьньи общностей, проживающих в Республике Беларусь;

- проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, созда­ние надлежащих условий для развития языков других нацио­нальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;

- принимает меры по обеспечению права граждан Респуб­лики Беларусь на свободу вероисповеданий;

- обеспечивает проведение единой научно-технической го­сударсгвенной политики и др.

В области охраны окружающей среды:

- определяет государственную политику в области охра­ны окружающей среды, порядок использования природных ре­сурсов;

- определяет государственную политику в области гидро­метеорологической деятельносги;

- осуществляет меры по охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружаю­щей среды;

- определяет государственную политику в области обес­печения технической, ядерной и радиационной безопасности потенциально опасных объектов, предупреждения аварий и катастроф;

- обеспечивает разработку и реализацию государствен­ных экологических программ;

- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;

- определяет порядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга окружающей среды;

- принимает решения о создании заповедников, нацио­льнальных парков, заказников и иных особо охраняемых при­родных территорий республиканскогозначения,утверждает положения о них и их границы;

- утверждает порядок разработки экологических мероп­риятий, установления лимитов использования природных ре­сурсов и размещения отходов производства;

- объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной эколо­гической ситуации;

- организует работы по ликвидации последствий катастро­фы на Чернобьиьской АЭС и принимает меры по ее реализации; обеспечивает развитие системы экологического воспитания и обучения граждан.

В области обеспечения законности и правопорядка:

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и обще­ственного порядка, борьбе с преступносгью;

- обеспечивает гарантированные Конституцией Республики Беларусь, законами и предусмотренные международньции обяза­тельствами государства права и свободы граждан, защиту личности от любых противоправных действий, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Респуб­ппки Беларусь, так и за ее пределами;

- определяет основные направления правовой работы ii органах государственного управления;

- руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских органов государсгвеиного управления по обес­печению правопорядка и законности, реализации государ­ственных программ борьбы с пресгупносгью;

- осуществляет меры по предотвращению создания и деятельности политических партий, общественных объединений и религиозныx организаций, имеющих целью насильсгвенное изменение конституционного сгроя либо ведущих пропаганду войны, социапьной, национапьной, религиозной и расовой вражды, а также препятствующих исполнению гражданами их государсгвенных, общественных, семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности.

В области обеспечения национальной безопасности и обороны:

- принимает меры по защите национальной безопасносги и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президен­том Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами;

- решает вопросы военного строительетва, обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной защиты республики, а также строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;

- осуществляет контроль за подготовкой граждан к воен­ной службе и призывом их на военную службу, а также регла­ментирует воинский учет призывников и военнообязанных;

- руководит в пределах своей компетенции подготовкой народного хозяйства Республики Беларусь к работе в режиме и условиях военного времени, а также его мобилизационным развертыванием;

- вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь,планы накоп­ления материальных ценностей в мобилизационном резерве;

- осуществляет в соответствии со своей компетенцией ру­ководство гражданской обороной Республики Беларусь.

В области внешней политики:

- осуществляет координацию деятельности в сфере отношений Республики Беларусь с другими государствами и меж­дународными организациями;

- принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

- проводит переговоры и заключает международные дого­воры по вопросам, относящимся к его компетенции;

- принимает меры по обеспечению вьшолнения междуна­родных договоров Республики Беларусь.

Правительсгво осуществляетряд других полномочий, в часг­ности в кадровой сфере, руководит деятельностью республи­канских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Правитель­ство активно взаимодействует no ряду вопросов с Нацио­нальным собранием (прежде всего в законодательной сфере, исполнении законов), месгными Советами депутатов.

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение Образования

Брестский Государственный Технический Университет

Кафедра социально-политических и исторических наук

Реферат по идеологии

на тему:

Правительство-Совет Министров Республики Беларусь

Проверила Грибова С.В.

Выполнила студентка группы МЭ-21

Брест 2005

содержание

1.Правительство Республики Беларусь………………………………………….3

2.Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь……4

3.Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь………..7

4.Компетенция Правительства…………………………………………………...9

5.Организация деятельности Правительства…………………………………..15

6.Список литературы…………………………………………………………….17

Правительство Республики

Беларусь.

Понятие правительства:

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответсгвии с Конституцией испол­нительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других ор­ганов исполнительной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов осударственной власти. Оно является основным, центральным Институтом управления государсгвенными делами. Ни одно го­сударство не может обойтись без правительства.

Правительство вступает в тесные взаимоотношения с дру­гими органами государственной власти, прежде всего с Прези­дентом и Парламентом.

В отличие от конституций некоторых других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматри­вает образование и деятельность Правительства как коллеги­ального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе « О Совете Министров Респуб­лики Беларусь и подчиненных ему государсгвенных органах».

В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров.

Форма правления часто предопределяет порядок образова­ния и деятельности правительства. В президентских респуб­ликах оно менее самостоятельно, иногда не представляетсобой коллегиальный орган с властными полномочиями. В го­сударствах парламентарной формы правления правительсгво является коллегиальным органом, олицетворяющим исполни­тельную власть. Такое правительство несет ответственность перед Парламентом, обычно форпгирующим правительсгво, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в этом слу­чае ему важно пользоваться доверием большинства членов парламента.

Отношения между Правительством, Парламентом и суда­ми в Республике Беларусь более определенные. Что же касает­ся влияния Президента на Правительсгво, его деятельносгь, то оно вполне типично для президентских республик. Президент юридически не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной

власти, которьre свидетёльствуют о том, что, как и в других, президентских республиках, он является реальным главой , этой ветви власти.

По своему политическому или партийному составу пра­вительство может быть партийным(однопартийным или коали­ционным) и беспартийным.

Различают правительства партийного большинсгва и пра­вительства партийного меньшинства.

В кризисные периоды исгории могут создаваться правитель­сгва национального единсгва, когда в интересах преодоления уг­розы (экономической, военной и т.п.) партии отбрасывают сущесевующие между ними разногласия и формируют прави­тельствo.

Наши рекомендации