Действие нормативно-правового акта по кругу лиц

Действует общее правило, что нормативно-правовой акт действует на лиц, находящихся на территории полномочий органа, принявшего нормативно-правовой акт.

ТЕМА НОВАЯ

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Понятия, принципы и виды правотворческой деятельности

Правотворчество –осуществляемая в особом порядке государственно-властная деятельность компетентных органов, направленная на создание изменения и отмену юридических норм

Признаки

Государственно-властный характер – осуществляется государством и санкционируется

Особый процедурный порядок

Наличие особых органов

Содержанием этой деятельности является создание, изменение и отмена юридических норм

Принципы правотворчества

Принцип демократизма – широкое участие народа в правотворческой деятельности государства –

Референдум,

выборы законотворческих органов,

обсуждение законопроектов,

непосредственно народ высказывает свою волю, что государство не может не принять его – закон о защиты прав потребителей

Принцип научности – проведение экспертиз лингвистической, финансовой (экономической), экспертиза коррупционная, антитеррористическая

Принцип законности – правотворческая деятельность должна осуществляться точным и неуклонным соблюдением закона. Не должно допускаться превышение полномочий, изменение сроков при голосовании и другие.

Лекция от 23 ноября 2011

Принцип властности

Виды правотворчества

Непосредственное правотворчество народа

Правотворчество государственных органов

Делегированное правотворчество (органы местного самоуправления, некоторые общественные организации - профсоюз)

Совместное правотворчество государственных органов и иных учреждений

Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов

Систематизация НПА – это деятельность, направленная на упорядочивание НПА путем их внутренней и внешней обработки (для удобства пользования)

Виды систематизации:

Инкорпорация

Консолидация

Кодификация

Инкорпорация – это объединение нормативно-правовых актов в сборнике без изменения их содержания.

Виды инкорпораций

Тематическое (лесное законодательство)

Хронологическое (собрание законодательства Российской Федерации)

Делится также на официальную (по тому, кто занимается этой работой – собрание законодательства Российской Федерации) и неофициальную (любой студент может, берет текст и печатает)

Консолидация – собрание объединенного нормативно-правового акта, в который входит нормативно-правовые акты или их части, как правило по предмету правового регулирования (Кодекс об административных правонарушениях).

Кодификация – это создание объединенного НПА правотворческими органами.

Признаки акта

1.Внутреннесогласованный,

2.Полученный в результате переработки действующего законодательства

3.Нормы, вошедшие в кодекс, приобретают единую юридическую силу

4.Нормативно-правовые акты, из которых были изъяты нормы права, вошедшие в кодекс, теряют свою юридическую силу

5.Кодификация бывает только официальная и осуществляется законодательными органами

Виды кодексов

Основы законодательства

Сами кодексы

3. Уставы, положения (устав железных дорог)

Юридическая техника

Юридическая техника –это система средств, приёмов и правил, используемых при создании, оформлении и упорядочивании (систематизации) правовых актов

К средствам юридической техники относятся:

1. юридические термины – это словесные выражения, юридически значимых понятий: общеупотребительные (клевета), специально-юридические (пролангация – автоматическое продление договора на срок ), специально-технические.

Главное требование юридической техники: один термин-одно значение, второе правило – единый юридический язык.

2. Юридические конструкции – типовые модели, структурные организации правового явления (все составы преступления уголовного кодекса написано по одной схеме)

Приемы изложения правовых предписаний:

1. Прямой, отсылочный, Бланкетный, способы изложения правовых предписаний в статьях нормативно-правового акта

2. Абстрактный и казустический – изложение гипотез

Приемы организации текста

НПА состоит из частей, разделов, глав, статей,

Приемы оформления официальных реквизитов

Название акта, орган его принявший, место и время принятия, подпись, печать, регистрационный номер, …все что касается оформления

Правила юридической техники:

1. Доступность языка

2. Полнота

3. Лаконичность

4. Непротиворечивость

5. Официальность стиля

Система права

Понятие и структурные элементы системы права

система права – это внутренняя структура права, совокупность и взаимосвязь входящих в не элементов.

Элементы системы права:

1. Отрасль (подотрасль)

2. Институт (субъинститут)

3. Норма права

Подотрасль и субинститут автономны (могут быть и не быть)

Признаки системы права:

1. Объективность (не зависит от воли и желания людей) следует за развитием общественных отношений (раньше не было компьютеров)

2. Единство и согласованность правовых норм.

3. Динамизм – меняются общественные отношения, меняется система права

4. Дифференциация и интеграция (разделение и соединение юридических норм)

Отрасль права – это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (УК РФ, СК РФ)

Некоторые отрасли права содержат в своей структуре подотрасли (авторского, жилищного, наследственного права, в гражданском праве).

Подотрасль права- совокупность юридических норм, опосредующих определенную область общественных отношений методом правового регулирования основной отрасли права.

Виды отраслей права по учебнику:

1. Конституционное

2. Административное

3. Гражданское

4. Уголовное

5. Трудовое

6. Семейное

Правовой институт – это обособленный комплекс юридических норм, регулирующих с помощью специфических приемов и способов однородный вид или сторону общественных отношений (семейное право – заключение или расторжение брака).

Виды правовых институтов

1) По предмету правового регулирования:

1. Отраслевые (трудовое, семейное)

2. Смешанное – относится одновременно к 2 отраслям права (раздел имущества супругов – гражданское и семейное право), (институт приемной семьи на условии оплаты труда родителей – семейное и трудовое право).

2) Материальные и процессуальные

3) Общие и специальные пр. инст.

Общие – регулирует сторону общественных отношений (сроки, дееспособность, принципы)

Специальные- вид общественных отношений (прием на работу, увольнение, перевод, отпуск).

4) Учредительные (конституционное право), регулятивные, охранительные

5) Простые и сложные – состоят из субъинститутов. Субъинститут – это совокупность правовых норм внутри правового института, регулирующая специфику видовых общественных отношений (институт купли-продажи состоит из оптовой, розничной, комиссионной купли-продажи).

Законность – это такой режим общественной жизни, который основан на системе требований по строгому и неуклонному соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и гражданами.

Принципы законности- это обусловленная закономерностями общественного развития система основополагающих идей, определяющих основное содержание режима законности в стране.

Принципы законности:

1. Единство законности- означает единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства.

2. Всеобщность законности – означает равное требование ко всем без исключения субъектам исполнять закон.

3. Верховенство закона – означает, что только закон как акт высшего представительного органа власти обладает высшей юридической силой.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Целесообразность в праве означает соответствие содержания правовых актов современным потребностям, интересам и складывающимся жизненным ситуациям.

5. Связь законности и культуры. Уровень культуры и образования населения прямо и непосредственно влияют на состояние законности и наоборот уровень законности влияет на состояние культуры и образования в стране.

Формы законности:

1. Как принцип организации социальной действительности, состоящий в объективной необходимости правовой организации всякого общества.

2. Как режим общественно-политической жизни. Устанавливает такой порядок взаимоотношений всех субъектов правой действительности, в котором господствует закон, воплощающий идем гуманизма и справедливости.

3. Как метод государственного руководства обществом, при котором государственная власть осуществляет свои функции преимущественно правовыми средствами.

Законность с нравственной позиции- это юридическая форма выражения идеи справедливости.

Правопорядок- это устойчивая система отношений и связей, урегулированных действующим правом и гарантированных государством.

Отличие правопорядка от общественного порядка:

1. Правопорядок складывается только на основе правовых норм, поэтому им охватываются далеко не все общественные отношения, а лишь те, которые нуждаются в правовой регламентации.

2. Правопорядок является ядром, основой общественного порядка, понятие «общественный порядок» шире понятия «правопорядок».

3. Правопорядок охраняется и обеспечивается государственно-правовыми мерами. Общественный порядок обеспечивается как правовыми, так и общественными мерами, естественными навыками и привычками, силой традиции.

4. Правопорядок отличается своей устойчивостью, системностью и детальной определенностью.

Условия формирования правопорядка являются:

1. Полнота законодательного урегулирования социально значимых отношений

2. Стабильность основных правовых институтов

3. Действенность правовых гарантий

4. Равенство требований и юридических возможностей всех индивидов

5. Неотвратимость юридической ответственности

6. И т.д.

Соотношение законности и правопорядка.

Единство законности и правопорядка:

1. Законность и правопорядок обусловлены единой системой политических, экономических и идеологических факторов. Они формируются и охраняются единым государственным аппаратом.

2. Они имеют единую цель: обеспечение организованности и нормального функционирования общества.

Различия между законностью и правопорядком:

1. Они формируются на различных этапах осуществления права. Законность – реализующееся право, правопорядок – уже реализованное право.

2. Законность и правопорядок имеют различные функции: законность – средство установления правопорядка, а правопорядок характеризует результативность регулирующего воздействия права и степень исполнения требований законов.

Гарантии осуществления законности и правопорядка.

Гарантии законности – это совокупность условий и средств, обеспечивающих надлежащий режим законности.

Гарантии законности и правопорядка:

1. Экономические гарантии – это прежде всего степень организованности материальной жизни общества. Экономическая свобода, плюрализм собственности.

2. Общественные гарантии. Комплекс мер по борьбе с правонарушениями, отступления от идей законности.

3. Политические гарантии- демократизм и стабильность государственного и общественного строя.

4. Идеологические гарантии. Господство гуманистической идеологии на базе которой развиваются духовная жизнь общества.

5. Юридические гарантии. Система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

Применение толкование норм права

1. Формы реализации права

Реализация права – претворение в жизнь предписаний юридических норм путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Виды форм реализации права:

1) По субъектному составу: индивидуальная и коллективная

2) По характеру действия субъектов: соблюдение, исполнение, использование, применение

3) По степени активности: активная и пассивная

Соблюдение – это такая форма реализации права, при которой субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом (пассивная), запрещаемых переходить дорогу на красный свет.

Исполнение– выполнение субъектами возложенных на них юридических обязанностей (активная), оплата налогов, проезда в общественном транспорте.

Использование норм права предполагает реализацию предоставленных субъектам прав по их желанию (голосовать и не голосовать и то и другое право).

Применение права – это описные формы реализации права являются формами непосредственной реализации

В случаях, когда таких форм недостаточно вступает в действие особая форма реализации права – применение.

Признаки применения права:

1. Осуществляется компетентными органами гражданин не является субъектом правоприменения (самосуд, самоуправство)

2. Носит государственно-властный характер ( от имени государства и при его поддержке)

3. Осуществляется в особых процессуальных формах (уголовный процесс в суде)

4. Имеет ряд стадий

5. Связано с принятием правоприменительного акта

Применение права- это осуществляется в специально установленных законом формах государственно-властная организующая деятельность компетентных органов по реализации права и вынесения индивидуальных правовых актов (актов применения права).

Стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактической основы дела, то есть конкретных жизненных обстоятельств, которые предусмотрены нормой права, и являются юридически значимыми, правомерными или не правомерными. Эта деятельность осуществляется при помощи юридических доказательств, фактов, добыть в установленном законом формах и порядках

2. Установление юридической основы дела, то есть осуществление правовой квалификации, юридической оценки фактических обстоятельств дела. Решается вопрос – какая норма права распространяется на данных жизненный случай. Решается вопрос- какая норма права распространяется на данный жизненный случай. Проверяется действует ли норма во времени(на момент разрешения дела), в пространстве ( на территории), по кругу лиц (возраст, вменяемости, особенности должностное положение)

3. Принятие решения по делу – выносится правоприменительный акт.

Акты применения права. Понятия и виды

Акты применения права закрепляют решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

Признаки:

1. АПП принимается официальным компетентным органом

2. Имеет государственно властный характер

3. АПП имеет установленную законом форму (приговор, решение суда, указ президента)

4. Направлен на альное регулирование общественных отношений – носит персонифицированных характер (ФИО)

Виды:

1. По субъектам осуществляющим применение права:

a. Государственных и не государственных

b. Акты главы государства, федеральных органов власти и управления, акты прокуратуры

c. Единоличные (приказ ректора СГЮА) и коллективные (о выделении лесных угодий для охоты членов государственной думы

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права)

3. По форме правоприменительной деятельности:

a. Исполнительные (назначение пенсии)

b. Правоохранительные (штрафы)

4. По форме местного выражения :

a. Акты документы

b. Акты действия (конклюдентные действия – регулировщик)

5. По наименованию – указы, постановления, приказы, приговоры)

6. По времени действия – однократного действия (штраф), длящийся (приказ о зачислении в вуз)

Структура актов документов:

1. Вводная часть

2. Описательная

3. Мотивировочная

4. Резалютивная

Одна часть только резолютивная – в бухгалтерию оплатить

Пробелы в праве – это отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой осуществляется правовое регулирование

Причины возникновения пробелов в праве:

1. Постоянное развитие общественных отношений

2. Недостатки юридической техники – законодатель не смог охватить формулировками НА всех ситуаций, требующих разрешения

3. Законодатель не посчитал необходимым урегулировать конкретный вопрос

Способы устранения пробелов в праве:

1. Правотворчество

2. Аналогия закона- если отсутствует норма права, регулирующая конкретный случай, то применяется норма, регулирующая сходный случай (админ, гражданское право).

3. Аналогия права- если отсутствует не только норма, регулирующая конкретный случай, но и норма, регулирующая сходный случай, то применяются общие принципы права. В уголовном праве 2 и 3 не применяются

Юридический коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии – это противоречия между нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения

Виды:

1. Коллизии между НПА и нормами права

2. В правотворчестве – дублирование, либо принятие взаимоисключающих актов

3. Коллизии в правоприменении

4. Правовых статусов субъектов права

Способы разрешения коллизий:

1. Между конституцией и иными актами (конст)

2. Закон и подзаконные НПА (закон)

3. Федеральные актами и актами субъектов федерации (федеральных, если вопрос не отнесен конституцией к ведению субъектам федерации)

4. Между актами одного органа принятых в разное время (последние)

5. Если противоречат общие и специальные акты органов одного уровня (у министерство применяется специальный)

6. Если разного уровня то общий

7. Противоречия внутри 1 НПА (общие)

8. Международные и российские

Иные способы:

1. Правотворчество

2. Толкование

3. Отмена одного из актов

4. Внесение изменений и уточнений

5. Систематизация законодательства

6. Конституционное правосудие

7. Создание согласительных комиссий

8. другие

правоотношения– общественные отношения, урегулированные нормами права.

Прзнаки правоотношений:

1. правоотношение возникает, изменяется или прекращается только на основе правовой нормы.

2. Правоотношения охраняются государством.

3. Субъекты правоотношния индивидуализированы (не путать с персонификацией ФИО) пример: покупатель – продавец, экзаменатор – студент.

4. Субъекты правоотношений взаимно связаны между собой субъективными првами и юридическими обязанностями.

5. Правоотношения носят волевой характер, в них выражено воля государства в норме права, и воля участников.

Структура правоотношения:

1. Субъект правоотношения

2. Объект правоотношения

3. Содержание правоотношения (субъективные права и юридические обязанности)

Виды правоотношения:

1. По отраслям права

2. По функциям права: регулятивные и охранительные

3. По степени индивидуплизации субъектов:

a. относительные, в которых поименно определены участники (муж и жена)

b. абсолютные, определена только одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные лица являются обязанными (это провоотношение собственности: собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, а все остальные обязаны не препятствовать ему в этом).

4. По характеру обязанности субъектов: активные и пассивные.

5. По составу участников:

a. Простые- два субъекта

b. Сложные – три и более субъекта

6. По длительности

a. Кратковременные

b. Долговременные (пенсионные отношения)

Наши рекомендации