Пробелы и коллизии в праве. Способы их преодоления

Под коллизиями в праве понимается наличие двух или более норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения и противоречащих друг другу.

Выделяются мнимые и действительные коллизии. При мнимых коллизиях противоречие между нормами права снимается посредством более внимательного изучения их предмета правового регулирования, субъективного состава, совокупности оснований их применения. В такой ситуации может оказаться, что две якобы противоречивые нормы призваны регулировать различные общественные отношения, распространяются на разных субъектов, применяются при различных фактических обстоятельствах.

При действительных коллизиях нормы права имеют абсолютно тождественные характеристики своего действия, за исключением содержания правового регулирования. Устранение коллизий осуществляется законодательным путем. Для преодоления этих коллизий применяется специально разработанный юридический механизм, состоящий из трех правил, последовательно дополняющих друг друга:

1) правило юридической силы: подлежит применению та норма права, которая содержится в акте с большей юридической силой. Норма закона имеет приоритет над нормой постановления правительства, норма последнего имеет приоритет над нормой постановления министерства. Норма конституции имеет приоритет над нормами всех остальных (национальных и межгосударственных) актов. Латинская формула правила – Lex superior derogat legi interior (закон с большей юридической силой отменяет закон с меньшей юридической силой);

2) если коллизирующие нормы права содержатся в актах равной юридической силы, применяется правило специальности (специализации), которое обязывает руководствоваться нормой, содержащейся в акте, специально изданном для регулирования определенных общественных отношений. Латинская формула правила – Lex specialis derogat legi generalis (специальный закон отменяет действие общего закона);

3) если коллизирующие нормы находятся в актах равной юридической силы, имеющих статус специального или общего акта по отношению к рассматриваемому вопросу, следует использовать правило хронологии. Подлежать применению будет норма акта, принятого хронологически более поздно. Следует учитывать, что более поздно принята та норма, которая содержится в более позднем акте законодательства, даже если этот акт законодательства всего лишь вносит изменения и дополнения в ранее принятый акт. Латинская формула правила – Lex posterior derogat legi prior (закон, принятый позже, отменяет действие ранее принятого закона).

От коллизий следует отличать ситуации, когда законодатель, используя правила юридической техники, умышленно принимает в одном акте родственные нормы, не совпадающие по своему содержанию. Так, указанные правила требуют структурно делить кодекс на две части: общую и особенную. Нормы общей части кодекса распространяются на всю особенную часть. Однако в особенной части могут содержаться отдельные нормы, которые хотя по содержанию и отличаются от общих норм, но именно они будут применяться. Кодексы, как правило, закрепляют правило урегулирования названной ситуации: подлежат применению нормы особенной части; если в ней вопрос специально не разрешен, субсидиарно применяются нормы общей части.

Под пробелами в праве понимается полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных юридических норм не может эффективно функционировать. Пробелы в праве могут быть следствием отставания законодательства, умышленного нежелания регулирования определенных отношений, низкого уровня нормотворчества и т.д.

Устранение пробелов в праве относится к исключительной компетенции законодателя и осуществляется путем принятия нового акта законодательства, внесения изменений и дополнений в ранее принятый акт.

Но правоприменительный орган не вправе ввиду пробела в праве отказаться от рассмотрения и решения соответствующего дела. Для преодоления пробелов используются специальные юридические приемы: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.

При использовании аналогии закона нужную норму, регулирующую сходные отношения, следует искать прежде всего в той отрасли законодательства, к которой относится рассматриваемое отношение, а при ненахождении ее в данной отрасли – продолжать поиск в смежных отраслях законодательства и в законодательстве в целом.

При отсутствии сходных норм (т.е. невозможности использования аналогии закона) применяется аналогия права. Аналогия права – это применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права. Эти принципы права разрабатываются и обосновываются в теории права.

Использование аналогии закона и аналогии права не допускается в сфере привлечения к уголовной и административной ответственности. Отсутствие в Уголовном кодексе, административном законодательстве указания на деяние как на правонарушение означает, что оно таковым не является, несмотря на то, что очень сходное деяние может являться правонарушением.

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт (акта применения норм права, индивидуальный акт, индивидуально-правовой акт) – официальный документ, изданный компетентным государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры, рассчитанный на однократное применение и заранее определенный круг лиц.

Индивидуально-правовые акты обладают сле­дующими признаками:

1) носят разовый характер. Предписания индивидуально-правовых актов ис­полняются однократно, что автоматически влечет за собой прекращение его дей­ствия. Повторное исполнение требований индивидуальных правовых актов влечет за собой незаконность возникших правоотношений (например, повтор­ное исполь­зование налоговой льготы по указу, повторное присуждение имен­ной стипендии, повторное вручение медали и т.д.);

2) носят индивидуализированный, персонифицированный характер. Инди­видуально-правовые акты адресованы конкретным субъектам права, по­именован­ным в самом тексте акта. Указание на адресата происходит при по­мощи фиксации имени конкретного лица либо при помощи использования на­именования государ­ственных органов, организаций, на которые возлагается ис­полнение акта;

3) являются юридическими фактами либо элементами юридического со­става. Индивидуально-правовые акты не регулируют общественные отношения, они призваны служить основанием для возникновения, изменения и прекраще­ния конкретных правоотношений.

Индивидуально-правовые акты обладают юридической силой, которая выражается в их общеобязательности на всей территории государства, но (и это отличие от юридической силы нормативных правовых актов) в отношении конкретных лиц.

ТЕМА 18.

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

1. Понятие толкования права

2. Виды толкования норм права по субъектному составу

3. Способы толкования норм права

4. Толкование по объему

Понятие толкования права

Толкование права – это уяснение и разъяснение подлинного содержания нормы права, подлежащей применению в данных конкретных условиях ее действия.

Как специальная юридическая категория толкование права имеет свое особое значение, которое заключается в надлежащем уяснении и разъяснении регулятивно-правового смысла и абстрактно-общего содержания статичной нормы права в динамичном процессе ее реализации.

При этом под уяснением имеется в виду сама познавательная процедура выявления, осмысления и обоснования искомого содержания толкуемой нормы. Любое толкование прежде всего заключается в уяснении нормы права самим субъектом познания.

Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения содержания нормы права для дальнейшего общего использования результатов толкования.

Указанные два аспекта толкования права наиболее четко прослеживаются при применении права. Субъект реализации права должен уяснить смысл нормы права и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой, практикой. Уяснение преследует цель установить смысл нормы в полном объеме; разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение – раскрыть смысл того или иного термина, объяснить, на кого нормативный правовой акт распространяет свое действие, каково его соотношение с другими, близкими по смыслу актами. Уяснению подлежат в принципе все нормативные правовые акты; разъяснению – лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе необязательно должно следовать разъяснение. В большинстве случаев достаточно уяснить смысл закона, чтобы вынести решение по делу.

Наши рекомендации